Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Препарирование звуков

АрхивОфисные приложения (архив)
автор : Дмитрий Степанов   06.04.2001

Что можно делать со звуком или краткое пособие по использованию программы SoundForge.

Большинство из нас используют компьютер для набивания текстов, игр, связи с Интернетом, однако мало кто задумывался, что современный компьютер - отличный и практически безупречный аппарат для обработки звука. В отличие от рынка видеокарт, на котором каждые три месяца случаются "технологические прорывы", в области аудио все обстоит иначе. С тех пор, как начали появляться PCI-аудиокарточки и особенно после эпохального выхода SB-Live, можно сказать, аудио-технология (применительно к системам домашнего класса) достигла своего предела. Качественный скачок возможен только одновременно с таким же скачком звуковоспроизводящей аппаратуры. Значит дело за софтом! Благодаря телевидению, компьютерным играм, дешевизне качественных мониторов, все мы представляем, что может с помощью компьютера сотворить человек, не равнодушный к изобразительному искусству. У всех на слуху такие не устаревающие программы, как Adobe Photoshop и Corel Draw, которые оставляют шансы конкурентам проявить себя разве что в написании различных плагинов. Можно сказать, что в сфере обработки звука, вот уже много лет, аналогичное место занимает программа фирмы Sonic Foundry, которая называется Sound Forge, последняя инкарнация которой носит номер 4.5. [1]

Что можно сделать с помощью SoundForge 4.5? Самое простое - перевести музыкальный трэк из одного формата в другой. Но могу поспорить, вам этого покажется мало, как только вы увидите графическое отображение вашей песни и огромную панель инструментов, так и приглашающую немного поэксперементировать со звуком. Как становятся профессионалами? Начинается все с простого любопытства…

Давайте посмотрим, к чему оно нас может привести.

Запись

Как в любом уважающем себя звуковом редакторе, в SoundForge есть возможность записи звука. Если ею воспользоваться, откроется окошко управления записью с кнопками, как на магнитофоне, работающее в реальном времени индикатором уровня входного сигнала и информирующее о текущем состоянии записи и доступном месте на диске. По ходу записи можно убирать постоянную составляющую сигнала. Оцифровывать SOUND FORGE может с частотой от 2 до 96 кГц, но, понятное дело, если звуковая карта позволяет цифровать максимум с частотой 44 кГц, все, что выше - простой ресэмплинг сигнала, то есть, его качество ничуть не улучшится [2]. Зато, если мы решили синтезировать некие новые звуки, такая возможность может пригодиться.

Шумоподавление

Записав дорожку, мы сразу увидим ее в графическом виде (по оси Х - время, по Y - уровень сигнала). Тут-то и начинается самое интересное! Если запись велась с линейного входа (например, с кассетного магнитофона) или микрофона, можно убрать "фон" - шумы, вызванные звукоусиливающей аппаратурой. Для этого лучше всего подойдет родной плагин от Sonic Foundry - SF Noise Reduction. Нужно просто "сфотографировать" "пустой кусок" записи, не содержащий ничего, кроме фона, и за тем, нажав OK, "вычесть" его из остальной записи. После такой обработки, даже запись со старой кассеты начинает звучать чисто как на CD, однако при пользовании Noise Reduction следует знать меру, а не то звук станет неприятно булькать.

Нормализация

Часто бывает, что уровень получившейся записи слишком низок. В этом случае можно нормализовать уровень сигнала. Функция Normalize (меню Process) позволяет проделать это двумя разными путями. Первый - это стандартная нормализация до заданного нами уровня, при которой компьютер ориентируется на самый сильный из записанных сигналов. Второй - нормализация с компрессией, при которой в расчет берется средний уровень сигнала, а пики, вылезшие за заданную нами границу (скажем, -1 dB), компрессируются. Если мы имеем дело с речью, то нормализация с компрессией просто необходима, однако, если мы записали музыку (например, с кассеты), то стоит внимательно послушать результат - динамический диапазон сигнала при такой операции сужается, и тихие места начинают звучать почти наравне с максимальными по громкости.

Обработка

Теперь можно убрать пустые места, например, в начале и в конце записи, для чего просто выделяем их мышкой и нажимаем Delete. Вообще, с выделенными кусками записи мы можем поступать так же, как со словами в Word'е или объектами графического редактора - перетаскивать с места на место, обрабатывать отдельно от остальных, накладывать эффекты и т.п. Нажав на "пробел" можно послушать, что получилось.

Если все как надо, но "чего-то не хватает", обратим наш взгляд на меню "Effects". Какие эффекты применять, зависит от материала, с которым мы экспериментируем, а также от нашего утонченного вкуса. Сразу скажу, что если обрабатывается готовая музыкальная композиция, записанная с CD/кассеты для дальнейшего хранения в вашей компьютерной фонотеке, про эффекты лучше забыть сразу - такие записи уже обработаны различными эффектами, и ничего хорошего не получится. Другое дело, если мы наиграли десяток аккордов на гитаре - здесь открывается обширное поле для деятельности.

Возьмем, к примеру, эффекты хоруса (Chorus) и флэнджера (Flanger). Если правильно подобрать настройки, наша гитара превращается в двенадцатиструнную, что, несомненно, порадует любого аккомпаниатора. Для любителей музыки потяжелей, подойдет дисторшн (Distortion), хотя именно для этого класса эффектов, я думаю, стоит поискать плагины (коих существует великое множество) на стороне. Можно пропустить через дисторшн и голос, тогда получается довольно популярный сейчас эффект мегафона, а сочетание различных эффектов обязательно придаст вашей записи неповторимое звучание.

Отдельно хочу сказать об эффектах реверберации. К этим эффектам относятся дилэй (Delay) и эхо (Echo). Дилэй - это повторение сигнала через некоторый промежуток времени, а эхо - множественные повторения сигнала, создающие эффект пространства. Выбирая из уже готовых пресетов или создавая свои собственные, вы можете получить звучание как "на стадионе", "в концертном зале", "небольшом холле", или в таком помещении, которого в материальном мире быть и не может - ограничений никаких нет. Эффекты реверберации накладываются в самую последнюю очередь и могут привести к существенному повышению уровня сигнала, поэтому, прежде чем ими пользоваться, надо убедиться, что максимальный уровень сигнала далек от 0 dB.

Эквалайзер (Process/EQ)

То же самое можно сказать и про встроенный эквалайзер. Он поможет выправить частотные характеристики сигнала, записанного с микрофона, но учтите, что, поднимая верхи или низы, вы поднимаете и общий уровень сигнала. В Sound Forge есть три вида эквалайзеров: графический, параметрический и параграфический. Десятиполосный графический эквалайзер - привычная большинству пользователей штука, часто встречающаяся в бытовой технике - имеется 10 фиксированных частот, на каждой из которых мы вольны изменить уровень составляющей сигнала. Параметрический эквалайзер немного сложнее, здесь мы сами выбираем частоты, которые будем изменять. А тем, кому и этого покажется мало, остается параграфический эквалайзер, посредством которого можно не только выбирать исходные частоты, но и ширину полосы действия эффекта (в октавах). Перед использованием эквалайзера, нелишне будет взглянуть на спектр сигнала (Tools/Spectrum Analysis), может быть графическое отображение спектра сигнала покажет больше, чем вы воспринимаете на слух.

Вообще, эквалайзером рекомендуется пользоваться до наложения каких-либо искажающих эффектов, и, конечно, до ревербератора. Можно составить примерную цепочку последовательной обработки исходного сигнала:
Запись
|
шумоподавление (если необходимо)
|
эквалайзер
|
искажающие эффекты (хорус, флэнджер, дисторшн, вибрато, и.т.п.)
|
ревербератор (дилэй, эхо)
|
нормализация.

На самом деле, никто не запрещает прирожденным звукорежиссерам делать все это в произвольном порядке, полагаясь на свой собственный вкус.

Фейдер (Process/Fade)

Для обработки готовых композиций может пригодиться фейдер (Process/Fade). Этот эффект представляет собой плавное уменьшение/увеличение громкости по какому-нибудь закону (обычно линейно или экспотенциально) или по нарисованной вами схеме. Чаще всего фейды используют в конце песни, когда звук "уходит в никуда", или в начале, чтобы добиться противоположного эффекта.

Time Compress

Эффекты, которые описаны выше, могут быть повторены и на обычной студийной аппаратуре, но есть один эффект, который выходит за рамки представлений звукорежиссеров докомпьютерного поколения об обработке звука. Я говорю об изменении темпа песни без изменения высоты тона. Представьте, что вы раскрутили стандартную виниловую пластинку на 78 оборотов/с, слова проговариваются очень быстро, но голос исполнителя не становится похожим на героев некоторых мультфильмов, а остается прежним. Кстати, можно сказать, что это новая возможность разместить на одном СD в два-три раза больше песен.

Менеджер пресетов

Для того чтобы каждый раз не настраивать множество эффектов вручную, в Sound Forge имеется менеджер пресетов (Tools/Preset Manager). Это средство создания простеньких скриптов, которые позволяют накладывать несколько эффектов с выбранными настройками сразу. Изучать языки программирования для этого совершенно не обязательно, все, что требуется, это крепко держать мышь.

Особенно сильно менеджер пресетов проявляет себя со специальным плагином фирмы Sonic Foundry для Sound Forge, который называется Batch Converter. Это пакетный обработчик файлов, по заданному нами в менеджере пресетов алгоритму. Предположим, мы скачали с разных сайтов полный альбом какой-нибудь группы, и, затаив дыхание, начали его слушать. Однако оказалось, что все песни записаны с разной громкостью. Не проблема! Запускаем Batch Converter, выбираем Tools/Normalize и ждем пока стихнет винчестер, ознаменовывая конец операции. Теперь можно наслаждаться музыкой, убрав руку с ручки громкости.

Кроме плагинов, написанных специально для Sound Forge, к аудиоредактору можно подключить огромное количество всевозможных DirectX плагинов от сторонних производителей, которые расширяют итак не маленькие возможности Sound Forge по обработке звука (и не только) и делают их практически безграничными. Как вам, например, плагин, который позволяет записывать Audio CD? Или способный придавать музыке звучание "как с винила"?

В довершение скажу, что Sound Forge может работать с файлами следующих форматов: wav, raw, avi, snd, str, smp, au, snd, mp3, mpeg, а также с множеством других, менее известных. В редакторе присутствует встроеный сэмплер, синхронизация с MIDI и большое количество других, не менее важных вещей, которых мы не стали касаться в этом ознакомительном обзоре.


[1] - Тут автор не прав - последняя версия имеет номер 5.0, но 4.5 - это, безусловно, "народная марка". - прим.ред.
[обратно к тексту]

[2] - Это относится к обычным непрофессиональным звуковым картам, частота оцифровки которых на деле редко бывает выше 44 кГц, К примеру, производителями SB Live заявлено, что карточка поддерживает частоту оцифровки 48 кГц, но оказалось, эта частота получается тем же самым ресэмплингом 44 кГц, правда уже на аппаратном уровне. - прим.авт.
[обратно к тексту]

Обсуждение статьи - в форуме "Обсудим "СофтТерру"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.