Архивы: по дате | по разделам | по авторам

COMMODORE AMIGA на Linux ч.1

АрхивЛинуксоид (архив)
автор : Александр Супрунов   03.04.2003

Запуск и работа эмулятора Amiga под Linux. Введение. Немного истории.

Компьютер Commodore Amiga впервые был продемонстрирован публике в 1984 году. Он проигрывал стерео музыку с потрясающим качеством, графика не имела аналогов по плавности и быстроте. Мнение присутствующих на выставке было: началась новая эра. Управление мышью, безумно удобная операционная система, многозадачность. Продемонстрированная дема под названием “Боинг” показывала шар разрисованный в красно-белые квадраты, который летал по экрану с грохотом ударяясь о стенки. Первая модель Амиги имела номер 1000. Единственная модель, где операционка грузилась с дискеты. Все последующие содержали ядро ОС в ПЗУ. Разработала революционный домашний компьютер группа энтузиастов вложивших в дело все деньги – около 7 миллионов. Двигало ими желание создать самый лучший компьютер в мире. Новые идеи возникали в головах создателей. Чтобы сделать компьютер безумно быстрым был предложен “блиттер” – спецпроцессор освобождавший центральный CPU от задач связанных с выводом графики и очень быстро выводящий и заливающий плоскости любым цветом (до миллиона пикселей в секунду!!!). Другой спецпроцессор тоже освобождал CPU от несвойственных ему задач, заставляя заниматься только логикой программ. Гениальная идея одного из создателей позволила вывести на экран 4096 цветов в режиме HAM (придержи и модифицируй) при мизерном расходе памяти и это во времена, когда стандартным был IBM PC 286 с DOS и 4-х цветным CGA-монитором. Только-только появились якобы революционные 16-цветные видеокарты EGA. Ха. В журнале Amiga Guide было интересное сравнение взятое из книги Дмитрия Михайлова “Амига №1”. Огромный завод где директор вместо руководства носится от станка к станку пытаясь все сделать сам. В Амига же он руководит, а все, включая вывод звука реализовано в железе. Компьютер Амига развивался, но и старое железо имело резервы. Для 8-битного звукового спецпроцессора Paula были написаны новые драйвера AHI благодаря которым звук стал 14-битным. Да и без них мог оцифровывать звуковой сигнал с частотой до 80 000 Hz!

 

Это и есть знаменитая Commodore AMIGA

Долгое время хотя бы повторить этот уникальный компьютер в эмуляторах было нереально. Он по праву считается одной из самых сложных компьютерных систем для эмуляции. Только когда рубеж x86 процессоров перешагнул 1000 Мн мы, наконец, смогли получить примерное воплощение виртуальной AMIGA. Первый и на сегодня лучший эмулятор AMIGA назывался UAE. Многие по незнанию наивно переводят эту аббревиатуру, как Ultimate Amiga Emulator. Но настоящий перевод… держитесь за стулья (!!!): Unix Amiga Emulator. Конечно же, он впервые появился в *nix-ах! С тех пор мечта запустить непередаваемые амижные игры и бесподобные программы воплотилась в реальность. То, что AMIGA великий компьютер говорит хотя бы факт, что многие мои знакомые с удовольствием даже в 2002 году используют в своей работе удобные и быстрые(!) домашние AMIGA 600 для создания анимации и игр. В этом им с успехом помогает замечательная программа True Briliance. И результат, поверьте впечатляет, а штатная возможность вывода изображения на видеомагнитофон просто великолепна.

Я несколько лет был пользователем лучшего, безумно быстрого, многозадачного и легкого в использовании домашнего компьютера AMIGA600. Но... Я, еще более старый, пользователь IBM PC (альтернативы которому на сегодня практически не существует, но PC постепенно приближается к тому, чем изначально была АMIGA – идеальному домашнему компьютеру. Видео и звуковые платы наконец-то(!) начинают разгружать процессор от несвойственных ему задач).

Начинал с тройки. 386SX40 Mh/ 2 Mb памяти. Видеокарточка худшая на свете Realtek 256 Kb. Звуковую плату тогда обычный пользователь не имел и наслаждался PC Speaker-ом. Думаю, каждый старый РС-шник своими собственными руками придушил бы создателя этого чуда. Можно было купить и 286, но, заняв кучу денег, я наскреб на тройку. Умные люди еще тогда посоветовали мне приобрести Amiga, но… Конечно, безумно много времени я проводил за играми. Такие хиты, как Golden Axe, Flashback, Space Quest, Soccer Kid, Crime Wave мало кого оставят равнодушными. CD-ROM в то время просто ни у кого не было и игрушки переписывались у друзей и знакомых на дискетки. В некоторых играх графика просто изумляла, например в GODS или Joe and Mac, но очень скоро стало ясно, что в любимом мной жанре платформ и shot’em’up почти ничего нет. Из достойных самолетных стрелялок я обнаружил только Tyrian и OverKill.

Игр с кучей движущихся задних планов, как на SEGA , просто не было. Позднее, я приобрел 486. Более серьезная машина, но все повторялось в отношении игрушек. Только стратегии радовали меня в стане IBM PC. Для игр действия эта платформа оказалось слишком слаба. Четверку сменил 133-ий Pentium, разогнанный до 150 Мн по 75-ой шине. Потом K-6 500Mhz сравнимый по быстродействию с Celeron 400.. Далее Celeron 566 разогнанный до 950 Mhz по 112 шине. 192 Mb памяти. Винт IBM на 7,200 и Riva TNT2Pro. Выбор на этот процессор пал из-за возможности серьезно его разогнать.

Впервые я увидел Commodore AMIGA в 1994 году. Показали мне игрушку Alien-3 от Acclaime. Графика оставила странное впечатление, в частности из-за малого количества цветов, но я был поражен плавностью анимации в игре. Такого я раньше не видел. Машина на которой это демонстрировалось – была Amiga 600 с 1 Mb памяти. Это не являлось лучшим образцом, с которого следовало начать знакомство с замечательным домашним компьютером. Но, тем не менее игра производила впечатление, несмотря на то, что:
1. Абсолютно не использовались спецпроцессоры Amiga.
2. Почему то можно было выбирать только музыку или спецэффекты, и это при потрясающем 4-канальном стереопроцессоре AMIGA , звук которого не поддается описанию!!!
3. Графика была просто конвертирована в 32 цвета из общей палитры, при том, что обычно картинки в играх рисуются с использованием определенной палитры, и потом не конвертируются и смотрятся изумительно, а сама AMIGA способна изобразить на экране до 4096 цветов (на Amiga 600) и 260 000 из 16 миллионов (на AMIGA 1200). Игры от Acclame на AMIGA к сожалению все с конвертированной (плохой) графикой. (Mortal Kombat 1,2)

Главным образом оставляла впечатление классная анимация, что неудивительно, т.к. обычная скорость отображения на Amiga 2-D графики 50 FPS. (В 1984 году, напомню.)

 

Амижная ElfMania: непревзойденная плавность движений!

Следующей игрой был Mortal Kombat от той же Acclame. C цветами было тоже, но... ЗВУК... Я конечно уже давно играл в MK на 386 , а здесь по сравнению с IBM PC мне показалось, что дали другие уши. Я слышал те же знакомые Комбатовские мелодии, но количество инструментов было значительно большим. Как будто вы раньше просто слушали одного скрипача и вот теперь попали на симфонический оркестр.

И второе, что повергло в шок – это скорость. На тройке 40 Mh игра больше напоминала слайд-шоу. После нажатия клавиш можно было только догадываться пройдет ли удар или нет. Все ужасно тормозило. На АMIGA Mortal Kombat просто летал!!! Все было очень плавно и красиво. И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР НА AMIGA 600 – 7 Mhz!!! Секрет заключался в использовании графических суперпроцессоров AMIGA (или так называемого чипсета ECS).

В дальнейшем я продолжал работать на IBM PC , без конца тратя деньги на апгрейд, но игрушки так и не дотягивали до уровня AMIGA. Знакомый по работе сообщил мне, что его товарищ продает Amiga600.

Мы немедленно отправились смотреть новый компьютер. Я вовсе не собирался его покупать, да и с деньгами были проблемы, но хотелось все увидеть и услышать самому. Виденные когда-то MK2 и Alien3 не давали покоя. И вот я у нового знакомого. На столе стоит маленькая и неприметная белая AMIGA подключенная к 14” цветному телевизору. Весь компьютер уместился в клавиатуре. Сбоку отверстие, для установки 3,5” дискет.

– Хочешь посмотреть, что у нее внутри, – спрашивает амижник и не успеваю я возразить, как он ловким движением поднимает верхнюю часть компьютера. Внутри практически ПУСТО!!! Материнская плата с небольшим количеством процессоров. В нее же вставлен жесткий диск. В бок отходит шлейф выходящий наружу. К нему подключен CD-ROM. Дисковод и... ВСЕ. После всех проводных зарослей в обычном PC это производит впечатление. Но главное, конечно, это как компьютер покажет себя в работе. И тут началось, то чего я никак не ожидал от компьютера разработанного в 1984 году.

ИСТИННАЯ многозадачность, когда все просто летает. Нет никакого ожидания, тронул мышку, она сдвигается, несмотря на то, что бы не делал процессор. У пользователя высший приоритет. (Владельцы ОС Linux конечно только пожмут плечами, мол, чему тут удивляться, а вот пользователи Windows непроизвольно сглотнут накатившую слюну) В Windows иногда непонятно, кто хозяин компьютера. Я хочу закрыть приложение, а Windows занята другим и не дает ничего сделать. Так вот на Амиге такого нет. Все реагирует молниеносно. Операционная многозадачная система на Амиге называется AmigaDOS, а графическая ее оболочка Workbench. Что бы загрузиться и нормально работать на Амиге в графической оболочке достаточно, всего лишь одного файла на винте или дискете – LoadWB, размер которого составляет... 1 Kb! Для стабильной работы системы основное ядро зашито в микросхему. При этом у системы WB (WorkBench) потрясающая расширяемость. На винте находятся каталоги. Но это не непонятная каша из названий, как в Windows, а вполне осмысленные компоненты.

Например, в папке (по Амижному – в ящике, т.к. WorkBench переводиться как рабочий стол) DEVS находятся устройства, например, когда разрабатывалась Амига, еще не было CD-ROM, тем не менее, это не мешает амижникам пользоваться этим девайсом, ведь в папке DEVS мы поместили файл, который рассказывает системе, что это за устройство CD-ROM, а в папке L хранится файл с описанием файловой системы CD-ROM. Если завтра появится какой-нибудь CD-RUM не нужно будет переписывать OS, просто напишут 2 файла и кинут их в нужные ящики. Есть ящики для русификации и т.д. Ящик DataTypes содержит типы данных. К примеру, при добавлении в этот ящик файла с описанием формата BMP или PCX WorkBench сможет своими средствами показывать нам изображения в этих форматах. Т.е. получается, чем больше размер операционной системы, тем она круче. На IBM такое же соотношение верно для Linux и неприемлемо для Windows. Как видим, здесь применен так называемый способ расширения плагинами (plug-in). И это притом, что система разрабатывалась в 84? А шкуры хотите менять в WorkBench, как в WinAMP. Так откуда собственно идея сворована догадались? А истинный плаг–н-плэй откуда. На Амига он называется автоконфигурацией. Поддержка мыши в WorkBENCH сделана аппаратно, т.е. никаких драйверов, ничего. Движение ее необычайно плавны, т.к. данные о перемещении курсора подаются и обновляются по DMA каналу с чудовищной скоростью. Разрешение экрана даже на телевизоре может быть 1200 на 512. Амига имеет стереовыход на 2 стерео-канала и видео выходы (НЧ, RGB и ВЧ), записать результаты своих трудов на видеокассету необычайно легко. Обычные DD дискеты 720 Кб на Амига форматируются на 880. А нестандартными методами на 1049. Для АМИГА не имеет большой разницы заархивирован исполняемый файл или нет. Она запустит любой. Только при запуске сжатого экран будет мерцать, сообщая, что файл сжат программой PowerPacker. Названия файлов на Амига могут быть любой длинны с практически любыми знаками препинания. На Амига в окнах отображаются не файлы, а их иконки, но иконки есть не у всех файлов, только у тех которые необходимо видеть пользователю (например, запускаемые). Т.е. если я открою ящик, то увижу всего одну иконку, на которую щелкну мышкой тем самым, запустив программу, а не кучу файлов, в которых полчаса нужно искать запускаемый. Если мне нужно увидеть все файлы, можно выбрать в верхнем меню WB пункт “Показать все файлы”.

 

WorkBench на AMIGA.

Окна в WB могут располагаться в несколько слоев и сдвинув один экран вниз мы увидим под ним другие экраны или запущенные программы. И второй момент – программы на AMIGA с абсолютно аналогичной графикой как на IBM PC имеют размер на порядок меньше. Например, LightWave на AMIGA занимает 9 Mb , а на PC – 80 Mb. Игра Reunion на IBM PC – 24 Mb , на AMIGA – 4 Mb. Более того, игры которые на AMIGA идут с 1Mb памяти, например Stardust, на IBM – конверсии не имеют самых красивых уровней и требует 8 (!!!) Mb оперативной памяти. Не говоря уже о том, что на AMIGA 7Mh, а на PC требуется не ниже 486 с 66 Mhz. Поэтому собственно понятно желание играть не в конверсии, а в родные амижные игры под эмулятором. АMIGA устроена так, что центральный процессор в основном занят тем, что просто распределяет задачи и высчитывает логику, вывод же графики вешается на специализированные сверхбыстрые микросхемы (например процессор блитер умеет рисовать миллион !!! точек в секунду, и мы говорим не о современном компьютере), а звук идет по DMA каналу вообще не используя центральный процессор! В Амигу входит даже Risc процессор!!! Он умеет отлеживать ход луча , в результате чего на экране при одном экранном разрешении можно отображать окна , объекты, спрайты В ДРУГИХ разрешениях. Чисто визуально, если сравнить скорость AMIGA600 7 Mh с IBM PC , то это будет Pentium 133 Mhz. После всего вышеописанного необходимо понимать, что для эмуляции этого чудо-компьютера требуются супермощные IBM PC. На 950 Mh Celeron п о ч т и не тормозит. Но я забегаю вперед. Итак, знакомый запустил мультимедийную программу и стал показывать фотографии в 4096 цветах, причем они не просто показывались, а вылетали, сворачивались и крутились вокруг оси. При этом еще раньше он запустил одной задачей проигрываться музыку, и поэтому все происходило под потрясающее звуковое сопровождение. Музыка была цифровая, в формате MOD (родной амижный формат). Потом он показал файл–менеджер Directory Opus 4 (аналог Norton Comander). Файлы перетаскивались мышкой и т.д. На IBM до сих пор нет ни одного менеджера сравнимого с Dopus. И, наконец, очередь дошла до игр.

Первую игру, которую мне показали – была Brain The Lion. Бежит львенок на задних ногах, бьет лапой, собирает алмазы. Встречаются магазины, где можно купить разные полезности. Но графика. Это было восхитительно. Движущиеся с разной скоростью фоны (планы), спецэффекты скалинга и ротации (увеличения-вращения) в призовых секретных уровнях. А цвета!!! Все было очень красиво. Великолепная ОБЪЕМНАЯ музыка звучала из колонок с множеством стереоэффектов. Я был просто потрясен.

Следующей игрой был Chaos Kid от фирмы Ocean. Энергичная музыка в стиле техно, невероятная плавная графика. Движущиеся фоны. Спецэффекты. Но главное музыка была динамической. Т.е. при попадании в воду звук становился приглушенным, без высоких частот, а при выпрыгивании из нее снова обретал ясность и чистоту. Главный герой, вооруженный дубиной должен был добраться до конца уровня уничтожив определенное количество взрывающихся цветов и обитателей этого мира. Кроме того, на Амиге я встретил множество так любимых на ZX Spectrum игр, но с несравненно более крутой графикой и звуком. Например, Freddy Hardest in South Manhatten, Myth, Barbarrian 1,2,3, Satana, AMC, Elite, Dizzy и т.д.

В начале я хотел просто посмотреть на Амигу в действии, но к исходу дня не мог представить, как можно жить без такой замечательной домашней машины. В итоге, через 2 недели была приобретена Amiga 600 с 2 Mb памяти и винтом на 20 Мб. Все это обошлось мне в $100 и я ни разу не пожалел о покупке. В 2002 году я продал свою AMIGA (из за появления перфектных эмуляторов) за те же $100, но много лет спустя! Новые владельцы очень рады своей покупке и днями на пролет (да и ночами) проходят красочные игровые миры часто обрадовано сообщая, что, наконец-то прошли незабвенный и жутко красивый Cedric, а музыку из него записали на магнитофон и слушают. Музыка там действительно великолепна, что-то типа Enigma. Вообще, если сравнивать по качеству графики, то лучшие игры с АМИГА красивее, чем лучшие игры на 2D-игровых автоматах. Но очень близки. Что может быть в графическом плане лучше, чем, например Lion Heart на AMIGA?

(Продолжение следует)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.