Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Как избавиться от лучшего из лучших?

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   04.12.2012

Getting Things Done - это не просто величайшее, но еще и вреднейшее недоразумение, какое только появлялось на горизонте компьютерных PPS

Сегодня попробую отдохнуть от культур-повидла и нарисовать "Голубятню" в старом добром стиле "утилитарницы", которым злоупотреблял в колонке, кажется, первые лет пять или шесть еще в бумажную эпоху.

Утилитарно-софтверная тема, которую выбрал для обсуждения, представлена программой, написанной под Mac OS X (что не удивительно с учетом компа, на котором работаю :), однако своими корнями эта программа уходит глубоко в форточную идеологию. Более того, ее жанр равно актуален для любой платформы.

Сегодня я представлю читателям совершенно новую PPS (Систему персональной продуктивности), которая буквально на днях появилась на Mac OS X. Напомню сперва предысторию.

Читатели, хорошо усвоившие мои стенания, давно знают, что на Маке не существует ни одной полноценной PPS. Все, что удалось обнаружить за 4 года моей жизни с Надкусаном, оказалось если не жалкой поделкой, то лишь весьма отдаленным приближением к почти идеалу, заданному на Windows Achieve Planner и LeaderTask. Дело даже не в том, что все эти Things, OmniFocus, Hitlist и прочая дребедень в функциональном отношении убоги до неприличия, а в том, что они рабски заклинены на GTD.

Я давно уже достиг точки кипения, поэтому с полной ответственностью готов заявить: Getting Things Done - это не просто величайшее, но еще и вреднейшее недоразумение, какое только появлялось на горизонте компьютерных систем персональной продуктивности.

Начнем с того, что GTD захватила рынок и стала де-факто мейнстримной методикой PPS только потому, что ее главный конкурент - система Стивена Коуви Изначально методика Дэвида Аллена обрела приоритетный статус только потому, что система Франклина Коуви (напомню читателям, что Коуви лишь популяризировал в своей книжке "Семь привычек высоко продуктивных людей", 1989 г., идеи Питера Друкера, изложенные в "Эффективном управленце", 1966 г.) практически не поддавалась компьютерной формализации. Все известные до нынешнего дня реализации PPS, выдержанные в духе Друкера-Коуви, удивляют беспомощностью и примитивизмом (за подробностями отсылаю к древней, но по-прежнему актуальной "Голубятне" - "Порядок жизни", первая часть здесь, далее - по внутренним линкам).

Совсем другое дело GTD Дэвида Аллена: линейная, аскетично-минималистская, легко поддающаяся компьютерной формализации - рая для ленивых и нерадивых программеров. Не удивительно, что ленивые и нерадивые сразу и ухватились за идею жабрами и присосками. Наплодили тысячи "гэтэдэшек", наводнили ими рынок и искусственно превратили методику в кросс-платформенный стандарт. Зато дальше произошло веселое.

Дело в том, что GTD - ни разу и даже отдаленно не является универсальной системой организации дел на уровне индивидуальной личности. Скажу более: GTD - предельно специфическая система, которая подходит, по моим ощущениям, 10-20 % людей. Остальным 80 % GTD не просто чужда, но откровенно вредна.

Почему вредна? Потому что GTD не то что не повышает производительность людей, для психического склада которых линейная система организации дел неестественна, а банально эту производительность снижает. Человек устанавливает ту или иную вариацию GTD (они принципиально похожи друг на друга, потому что одинаково примитивны и строятся на простеньких принципах, которые можно перечислить на пальцах одной руки), начинает себя насиловать, принуждать, подгонять, приспосабливать под дикий и неудобный алгоритм работы (всё валим в куче без иерархии в химерических Inbox, входной ящик, долой визуализацию вроде календаря, то, что можно сделать за 5 минут, делаем, не отходя от кассы и проч.), и как следствие - перестает работать, потому что работать уже некогда - нужно подгонять привычные дела под чуждый формуляр учета и контроля.

Даже самые нерадивые программисты, подсевшие на иглу GTD, очень быстро осознают ограниченность и неудобность методологии, поэтому всеми подручными средствами пытаются вырваться из прокрустова ложа GTD либо расширяя ее функционал (первое, что сразу приходит в голову - добавление календарного представления), либо (тщетно) пытаясь скрестить GTD с вариациями на тему Друкера-Коуви, которая быстро деградирует в PPS самопального типа.

И вот тут-то на сцену выступает непосредственно ОС вместе со всеми своими козырями и битыми картами. Windows изначально нелинейная ОС, сложная, многоуровневая и лабиринтоподобная (если кто еще не понял за 20 лет, предлагаю начать с меню и иерархии Панели Управления). Поэтому преодоление линейности GTD дается относительно малой кровью: расширение функционала PPS, его углубление, диверсификация, добавление модулей (при общей модульности и "шкурности" Windows!) проходит на ура.

В результате мы и получили целую линейки блестящих PPS под Windows, на вершине которой находятся помянутые Achieve Planner и LeaderTask.

На Маке подобные игры не канают. Мак изначально линейный, спартанский, минимализированный и одномерный. Это не плохо и не хорошо: просто так видел мир Стив Джобс (уже в начале 70х - все перечитывают блестящую биографию Айзексона!) - простым и беспонтовым. О том, как из этой беспонтовости вырос самый великий образец понта в мире, я когда-нибудь напишу отдельную книгу :)

Читатель уже догадался, что идеология GTD накладывается на идеологию Мака идеально. Не потому ли 100 % всех (малочисленных в принципе) PPS, написанных под Mac OS X, являются воинственно-агрессивными репликами системы Дэвида Аллена? Все до одного! Причем в предельно тоталитарной форме: шаг вправо, шаг в лево - карается расстрелом! "Наша программа является точнейшим из всех существующих на рынке воплощений теории Дэвида Аллена, известной под именем Getting Things Done" - эта фраза почти всегда дословно украшает презентации всех PPS под Mac OS X, какие мне довелось тестировать (а я тестировал просто все, какие только созданы :)

Совпадение идеологий, однако, это только половина рассказа. Вторая половина: все та же линейность философии операционной системы MacOS X, которая не позволяет с привычной для Windows легкостью добавить функционала в жесткие рамки догмы за счет привлечения сторонних модулей и углубления иерархии (в Маке ее банально некуда углублять!).

Наконец - последнее: на Маке чрезвычайно сложно реализовать ключевой аспект системы Друкера-Коуви, который заключается в триаде "многоуровневая иерархия задач + приоритизация задач + глобальная мотивация". Первый и второй шаг, худо-бедно, разрешить можно, но все что касается мотивационной линии - жизненные цели (goals), мечты (dreams) и фирменной фичи Стивена Коуви Sharpening the Saw (заточки пилы, то есть действий, направленные на совершенство личности - физическое, психологическое, образовательное, эмоциональное и т.д.) - вообще нереализуемо стандартными средствами API Надкусана!

В сухом остатке мы получаем, что получаем: две дюжины равно убогих близнецов-братьев, тупых "гэтэдэшек", на которых 80 % нормальных людей не могут работать. Универсальный лозунг всех этих маковских PPS - чтобы было просто и красиво! Причем красиво - много важнее.

Для нимфетки-идиотки, может быть, и важно, чтобы было красиво (о простоте речи не идет - это ее априорный императив), но мне в 10 случаев из 10 нужны не шашечки, а чтобы ехать. Моя жизнь расписана посекундно, дел у меня каждый день тонны с хвостиком, и на убогих линейных GTD ехать у меня никак не получается.

Вот и приходится довольствоваться суррогатами, выбирая наименее худший вариант из заведомо плохих. До вчерашнего дня и на протяжении, кажется, уже больше года я пользовался Firetask - программой, пытающейся преодолеть убогость GTD за счет встроенного календаря и проприетарной (увы - дурацкой) визуализации Plan.

Календарь в Firetask жутко неудобный (как минимум - не читается целиком строка с делами и нет возможности что-то изменить в форме выведения текста на экран, как максимум - неудобно всё остальное, начиная с редактирования задач и заканчивая указанием времени их исполнения):

Визуализация Plan - бездарный монстр о пяти головах - In-Tray (старый дебильный Inbox Дэвида Аллена) - Today - Tomorrow - Due - Next.

При всех огрехах Firetask сильно лучше OmniFocus и всех остальных PPS под Mac OS X - к тому же у него отличная синхронизация по всей экосистеме Надкусана, терпимый клиент под iPhone и вполне пристойный - под iPad. На нем-то я и прожил последний год.

Непосредственным поводом к "Голубятне" послужил выпуск на днях клиента для Mac OS X лучшего PPS для iOS (причем сразу в обеих инкарнациях - и на iPhone, и на iPad - 2DO (существует клиент и под Android).

На мобильных гаджетах 2DO смотрелся замечательно, однако все его достоинства сходили на нет из-за отсутствия полноценного собственного клиента для Большой Брата. Вместо этого 2DO предлагал использовать штатный надкусановый iCal, либо экзотически-маразматические перверсии вроде Toodledo или Yahoo! Calendar Tasks.

Как вы понимаете, оба суррогатных варианта - ни разу не вариант, поэтому пришлось отказаться от использования 2DO, хотя клиент для iOS мне нравился больше Firetask и не меньше, чем InformantPro.

Все изменилось в одночасье после того, как у 2DO появился stand-alone клиент для Mac OS X.

Продолжим в ближайшей "Голубятне".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.