Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Реабилитация «серого»

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   04.11.2009

C «Голубятней» «Антисок» вышел конфуз, причём там, где я его, признаюсь, не ожидал ни при каких обстоятельствах: со стороны торговой компании, которая завозит в Москву AsRock ION 330 и которую, как мне казалось, я представил в образе подлинного героя.

C «Голубятней» «Антисок» вышел конфуз, причём совершенно на ровном месте — там, где я его, признаюсь, не ожидал ни при каких обстоятельствах: со стороны торговой компании, которая завозит в Москву AsRock ION 330 и которую, как мне казалось, я представил в образе подлинного героя, утирающего нос нерасторопным региональным дилерам AsRock и ASUS. Совсем уж прикольно: конфуз разразился на лингвистической почве — согласитесь, для филолога ну совсем уж не комильфо. Посему сегодня я полагаю не только разобраться с ситуацией, устранить все недоразумения, но и затронуть тему в самом широком ключе, уже абстрагируясь от конкретных имен и эмоций.

Итак, по порядку. Напоминаю читателям отрывок, который отворил ящик Пандоры: «ASRock NetTop ION 330, насколько я ориентируюсь в ситуации, всё равно придется покупать в Москве, поскольку нигде больше новейший неттоп не продается. Да и в самой столице по состоянию на момент написания этой статьи — 15 сентября 2009 года — волшебную коробочку предлагали только две фирмы (X-COM Online Shop и ONICS Computers), да и то в младшей комплектации — 160-гигабайтный жёсткий диск (вместо 320) и 1 Гб памяти (вместо 2).

Все это означает, что озаботиться приобретением надлежит заранее и, может, даже попытаться как-то зарезервировать неттоп. По «обилию» предложений и «громким» именам торгующих контор читатель уже догадался, что речь идет об исключительно серых поставках в РФ. Вообще-то AsRock — это дочка ASUS, которая (поправьте, если ошибаюсь) ориентирована на американский рынок. Подобное странностатусное состояние компании почти гарантирует отсутствие каких-либо прямых официальных поставок в наше отечество (и все ему сопредельные). Так что на скорое изменение ситуации в ближайшем будущем рассчитывать не приходится — разве что производство неттопов на основе новейшей графической платформы от NVIDIA наладят другие производители (тот же ASUS, но только уже напрямую, или Acer)». Мне казалось, что ситуация ясна, прозрачна и не допускает разночтений. Оказалось — ошибся, потому что в редакцию пришло письмо от генерального директора ЗАО «X-COM Online».

«Уважаемый Сергей! Пишет Вам Денисов Валерий, директор магазина X-COM Online Shop www.xcom-shop.ru, упомянутого Вами в журнале «Компьютерра» №35(799) 2009 колонка Голубятня стр.18, cкан страницы прилагается. Тревожу Вас вот по какому поводу — в Вашей статье наша фирма упоминается в не очень красивом контексте, что очень обидно слышать от давно и свято любимого издания.
По порядку.
Вашу иронию насчет «громкости» имени нашей фирмы я не комментирую, страданий по этому поводу я не испытываю, хотя незнание Вами фирмы Икс-Ком довольно удивительно: мы довольно давно на рынке, да и магазин у нас большой и давнишний. Ну да ладно. Это пустяки, дело житейское. Вы — известный журналист и обозреватель, а кто мы?..
Серьёзно обидело и расстроило совершенно другое, а именно то, что в Вашей статье содержится прямое обвинение нашей фирмы в продаже «серой» техники, т.е. завезенной неофициально, соответственно, не сертифицированной, что (продажа), вообще-то, является уголовно наказуемым преступлением. Я не боюсь прихода «гостей-проверяющих» и т.п. или обвального спада продаж в магазине после Вашей публикации, да и вряд ли проверяющие органы читают «Компьютерру», но все же… Ваши читатели в большинстве своем являются нашими покупателями и очень многие делают выбор того или иного товара именно на основе Ваших статей и обзоров. Вообще, даже сам стиль написания этой части статьи содержит такой общий пренебрежительно скользкий намек на не очень чистоплотную мелкую «фирмочку», которая, в паре с также непонятным «Ониксом», который на компьютерном рынке Москвы тоже, по-моему, уже второй десяток лет, торгует непонятно чем. Мы не продаем «серую» технику и всегда в первую очередь требуем от поставщиков все сертификаты и т.п., даже не потому, что мы такие страсть какие законопослушные, а просто потому, что сейчас просто нет такой необходимости, и, главное, что испортив репутацию один раз — восстановить её порой бывает очень сложно, а то и невозможно, тем более - на таком специфическом рынке. Не торговать «серой» техникой в нашей стране очень тяжело, но не невозможно, и мы стремимся к этому. А Вы нам своей статьей подкладываете очень крупную свинью, причем просто ни за что…
По моему скромному мнению, намекать или даже утверждать что-то, особенно если это нелицеприятная информация, не проверив её трижды, не очень красиво, даже если вопрос очень мелок с высот четвертой власти, или тем более.
Это была претензия.
Теперь, собственно, рыдания-оправдания.
Данная техника была нами закуплена в компании «Альянс» (www.alliancegroup.ru/about.html) совершенно официально, по безналу и т.п. Я надеюсь, хотя бы это название Вам что-нибудь скажет.
Вот номера ГТД, по которым данная техника официально была ввезена в нашу страну (дальше идут подробные перечисления моделей завезенной техники с указанием комплектации, цвета, страны поставки — Китай — и всех выходных номеров — по соображениям экономии пространства подробности эти опускаю. — С.Г.).
Прилагаю также действующий сертификат РСТ (приложен к письму. — С.Г.).
Резюме. Признаться, я впервые сталкиваюсь с подобной ситуацией, что, несомненно, говорит в пользу нашей «малоизвестности», и не знаю, что делают большие и солидные фирмы и их юридические отделы в таких случаях. Требовать официально опровержения? Не знаю, зачем, о чём, к чему?
Просто прошу Вас, если есть такая возможность, как-нибудь дезавуировать упоминание нашей фирмы в связи с «серой» техникой. Может быть, в каком-нибудь обзоре или еще как-либо.
Мы готовы, кстати, предоставлять Вашей редакции любую нашу технику для тестирования, осмотра и т.п. Очень рассчитываю на понимание.
C уважением,
Денисов Валерий
Генеральный директор ЗАО «Икс-Ком.Онлайн».

Признаюсь, письмо Валерия меня глубоко опечалило. Для того чтобы читатели яснее представили себе некие тонкости моего мировосприятия, расскажу небольшую историю, которая приключилась со мной четыре года назад во время летнего возвращения из Крыма в Одессу. Где-то в Херсонской области на дороге возникла чудовищная пробка, видимо, из-за аварии. Маленький Кротокрыс уже изрядно притомился от безостановочного перегона от самого Тарханкута, в багажнике пыхтела перегревшаяся леонбергерская свинья (царствие ей небесное!)… Короче, я плюнул на условности и, пользуясь преимуществами внедорожника, срулил на обочину и двинул в обход вытянувшейся на добрые километры вереницы автомашин.

Проехать по параллельному бездорожью удалось изрядно: по самым скромным прикидкам, сэкономил часа полтора дороги. За Херсонской областью последовала Николаевская, сам Николаев, и ещё часа через полтора, уже на границе с Одесской областью, остановился на дозаправку. В этот момент ко мне подъезжает «Пассат» с мужиком внутри. Мужик выходит из машины, приближается ко мне и говорит: «Куда это вы так мчитесь? Я вас три часа догнать не могу!» На недоуменные брови домиком («А на хрена меня было догонять?») мужик уверенно заявил: «Вы мне разбили фару!» Немая сцена. «Когда?» «Три часа назад перед Херсоном». «Как?» Проехали мимо моей машины по обочине, из-под вашего заднего колеса выскочил осколок гравия и расколол правую переднюю фару!».

Забавная ситуация, не правда ли? «А вы уверены, что это я вам фару расколол?» «Конечно, вы, а кто же ещё?» «Ну, например, «КамАЗ» на трассе под Одессой неделю назад». «Стал бы я за вами теперь гоняться!» «Ну а почему бы не погоняться: увидели, как мимо вас прошла машина по обочине. Сообразили, что из-под колес такой машины всегда летит щебенка, ну и решили повесить мне давнюю поломку». Мужик задумался, видимо, вникая в мою логику. «Нет, это вы разбили, раньше фара была целая».

Ну что ж, аргумент. Правда, на первом импульсе на меня он не подействовал. Я спокойно пожелал мужику доброй дороги и отчалил от заправочной станции. «Ну смотри — в пути всякое может приключиться», — пробурчал мне вслед мужик и вернулся к своему «Пассату». Минут через пять он обошел меня на трассе и двинулся, как и я, по направлению к Одессе.

Все то время, что «Пассат» маячил перед моими глазами на горизонте, меня не оставляли сомнения: «А может, и в самом деле это я ему фару раскоцал?» — свербила кармически ответственная часть моего Я. «Ну и что с того? У меня практически каждый летний сезон заканчивается сменой лобового стекла от постоянно вылетающей из-под колес идущих впереди машин щебёнки. Я же вы выставляю претензии водителям», — злорадно возразила циничная часть моего Я. «А может, для мужика ремонт фары — неподъёмная трата?» — не унимался мистер Карма. «Фига се! Это на новом-то «Пассате» неподъёмная?» — не поддавался давлению мистер Охальник.

Внутренний спор завершился через пятнадцать минут: я нагнал «Пассат», помигал для остановки, подошел к мужику и сказал: «Чёрт его знает, наверное, это и в самом деле я разбил вам фару». Дал 200 гривен и продолжил путь в невероятно приподнятом настроении — под тяжелыми взглядами домочадцев, которым даже не требовалось крутить пальцем у виска: фраза «Ну ты и идиооооот!» читалась на лице. Короче говоря, кармические проблемы всегда были и остаются моим самым уязвимым местом, поэтому сразу по получении письма от Валерия Денисова я написал ему ответ.

«Уважаемый Валерий!
Во-первых, позвольте выразить Вам благодарность за совершенно замечательное дело — поставку столь чудного гаджета, как AsRock ION 330! Мой сын бесконечно счастлив, и это — благодаря Вам и исключительно Вам!
Во-вторых, мне хотелось бы в совершенно корректной и дружелюбной форме устранить недопонимание с вашей стороны того, что было написано в «Голубятне». Причина хоть и досадна, но не стоит выеденного яйца: просто Вы немного поспешили с ОБИДОЙ, совершив вполне простительную ошибку — неправильно поняли смысл слова «серый» и, по всему видно, перепутали его со словом «контрабандный» :)
Дело в том, Валерий, что у слова «серый» в терминологии IT есть только одно значение: «Поставка товара В ОБХОД официального РЕГИОНАЛЬНОГО ДИЛЕРА». Всё. Больше никаких значений нет. Вы же напрасно посчитали, что я Вас обвинил в обходе таможни, неуплате налогов и подобных ужасах :)
Меж тем в словах «серая поставка» нет абсолютно никаких отрицательных смыслов — упаси боже! Хотя бы по той причине, что в случае отсутствия регионального дилера (как, например, у AsRock) ЛЮБАЯ ПОСТАВКА автоматически превращается в «серую»! Скажем, Sony официально не поставляет своим региональным дилерам в России читалку PRS-505 (как, впрочем, и все остальные свои читалки), поэтому обилие этого товара на рынке нашей страны ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ обеспечивается «серыми» поставками.
Закупка AsRock у вашего бостонского оффшора (или кем он является на самом деле — значения не имеет) — это классическая форма «серой» поставки товара, и в этом — САМОЕ ГЛАВНОЕ! — нет ровным счётом ничего предосудительного! Никто это не осуждает, а, наоборот, приветствует, потому что Вы делаете очень полезное дело!
Собственно, ради этого я только и помянул имя Вашей компании — В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ (и не сомневаюсь, Вы этот контекст почувствуете по притоку покупателей, потому как «Голубятня» вроде самая популярная колонка во всей российской IT-прессе).
Дабы у вас не было сомнений в искренности моих к Вам чувств, я в ближайшей «Голубятне» вернусь к этой теме и проведу массовый ликбез читателей на предмет уточнения единственно верного и совершенно лишенного эмоциональной оценки значения термина «серая поставка».
Остаюсь Вашим искренним доброжелателем и ещё раз с благодарностью,
Сергей Голубицкий».

По ответу Валерия Денисова можно был не сомневаться — от ОБИДЫ он отошёл, хотя и не согласился с моей оценкой безобидности слова «серый». Поскольку дальнейшая наша дискуссия уже выходит за рамки частного случая и затрагивает тему «серости» в принципе, продолжу цитирование:

«Добрый день, Сергей!
Спасибо за ответ.
1. Дело в том, что понятие «серой» техники для массового покупателя, «наученного» и запуганного разного рода статьями и телепередачами с участием «экспертов», в основном для того, чтобы отличить — сертифицированный мобильный телефон вам продали или нет, является именно «незаконный ввоз в страну, отсутствие сертификатов и гарантийной поддержки». И никто никогда никого не убедит, что можно спокойно покупать «серую» технику, ввезенную официально и продающуюся со всеми необходимыми сертификатами. И отношение к продавцам такого товара подозрительное и недружелюбное, что вполне справедливо. Неужели вы считаете, что кто-то, минуя Производителя, который якобы не знает и официально запрещает, что его товар повезут в Россию, стал бы его сертифицировать?
Это как я, например, привез бы вагон айфонов в прошлом году и оплатил бы получение сертификата на него, чтобы спокойно поторговать. Книгу Sony ввозили люди в чемоданах и не растаможивали её, не выдавали гарантийников покупателям и не сертифицировали через уполномоченные структуры, и т.п., и т.д., и именно поэтому эта прекрасная вещь не имела права продаваться официально, как ввезённая незаконно. Я не знаю ни одной организации, которая ввезла бы эту книгу официально, получила бы ГТД, оплатила все таможенные сборы. Именно в этом и есть отличие в «цветах», а не ввоз неподдерживаемой техники, минуя производителя.
2. За комплимент спасибо — назвать «Альянс» нашим Бостонским оффшором — это сильно! Это как, приблизительно, назвать The New York Times Манхэттенским филиалом «Компьютерры»… «Альянс» — довольно большая и старая фирма, один из первых и крупнейших дистрибьюторов компьютерной техники в России, оборот которой в десятки раз выше нашего.
На самом деле, я согласен с Вами в главном — ситуация не стоит особенных страданий, но и не отреагировать я не мог. Идея разобраться с терминологией о «цветах» товара — очень хорошая, мне кажется, стоит привлечь мнения и комментарии нескольких заинтересованных сторон, включая юристов, представителей Служб по надзору за соблюдением прав потребителей, таможенников и т.д.
По поводу благодарности от Вашего сына — могу только скромно ответить, как это делают усатые полисмены с добрыми глазами в американских фильмах — Мы просто выполняем свою работу, сэр! :) C уважением,
Денисов Валерий»

Опять же, поначалу идея пригласить на обсуждение темы «серого» товара «юристов и таможенников» мне понравилась. В принципе, нравится она мне и сейчас, так что вполне вероятно, есть резон закинуть идею нашему главреду на предмет темы номера, посвященной этой животрепещущей проблеме. По здравом, однако, размышлении я усомнился в целесообразности коллекционирования «профессиональных» трактовок термина «серый». Хотя бы потому, что мнения таможенников и юристов нормальных потребителей вообще волновать не должны: это НЕ ИХ разборки. Нормальных потребителей волнует только одно: купить товар дешевле и получить гарантию качества. Потому что не только «серость», но и «контрабанда» — это головная боль государства и коммерческих структур. Спор этот уходит корнями, опять-таки, в либертарианские иллюзии, апологию бакунианства и прочая, поэтому не буду напрягать потребителя этой заумью.

Лучше верну тему в русло чистой лингвистики. Вернее — психолингвистики, поскольку Валерий Денисов совершенно справедливо отметил резко негативные коннотации «серого товара» в среде далеких от IT потребителей. Тех самых, которым бессовестные официальные поставщики и региональные дилеры — в первую очередь мобильных телефонов — забили баки по-чёрному, навешав лапши про «уголовную составляющую серых поставок», «низкое качество товара», «подделки», «отсутствие гарантии» и прочие маркетинговые заманухи, чьи фальшивые уши торчат в единственном направлении: в сторону извлечения сверхприбыли за счет удушения более перспективных (по цене — в первую очередь) конкурентов! На собственном опыте я давно убедился, что в 99 случаев из 100 так называемые «серые» товары, которые, повторюсь, отличаются от «белых» только тем, что идут в обход официального регионального дилера или самого производителя, ничем не отличаются ни по качеству, ни по эффективности гарантии. Зато отличаются по цене, и в 99 случаях из 100 отличаются не в пользу «белых и пушистых» сдирателей семи шкур.

Подвожу предварительный итог (предварительный, поскольку планирую ещё не раз возвращаться к обсуждению заявленной сегодня темы): поставщики «серого» товара — это залог не только конкурентного снижения цен на рынке, но и здоровья самого рынка. Если б не было «серых» товаров, мы давно уже задохнулись бы под гнетом наглого произвола официальных дилеров и производителей, которые в большинстве случаев лепят цены от хулиганской балды. За примерами ходить далеко нет нужды: посмотрите на ценовой беспредел, творимый на наших просторах Sony и Apple, и последние иллюзии об общности интересов производителей-дилеров и покупателей увянут, как картофельный цвет в августе. Главное достоинство поставщиков «серых» товаров — они НАШИ. То есть находятся ПО ОДНУ сторону баррикады с потребителями. Поэтому их нужно лелеять, оберегать и пылинки сдувать. Чем мы тут, собственно, и занимаемся!


"Компьютерра" №37 (801)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.