Голубятня: Доктор Хаус
АрхивГолубятня-Онлайн...пришёл в институт, колледж, на работу - да куда угодно, и пошёл давить из себя интеллектуального мачо-подонка! При этом вовсе не обязательно спасать больных гениальными диагностическими озарениями...
Заключительное пожелание молодежи в посте "Животноводство" звучало так: "Меньше, Петя, смотри доктора Хауса, и уж тем более остерегайся подражать ему в жизни - в наших краях подобная модель поведения до добра не доведет!" Думаю, фраза эта породила немало изогнутых коромыслом бровей, поэтому сегодня дам пояснение.
Прежде, однако, хотел бы подвести черту под обсуждением "Животноводства", которое менее чем за неделю породило на форуме рекордное число реплик - под 1000. Проанализировав флуктуации блуждающих мнений, пришел к следующим выводам:
1. Вплетение в канву сюжета конкретного человека - Петра Тагунова - явилось большой ошибкой. По целому букету соображений. Во-первых, совершенно нарушились все мыслимые пропорции самообороны, так что со стороны казалось, что над юным аспирантом московской высшей школы Старый Голубятник сотворил бессердечное аутодафе. В общем-то так и вышло. Слава богу - осознал ошибку и принес Петру на форуме свои искренние извинения. С легкостью повторю их и здесь: весьма сожалею, что вышел из себя и не сдержался в выражениях. Причина сожаления - почти физическое ощущение попорченной кармы, которое у меня возникло практически сразу после публикации "Животноводства". Причину эту оглашаю с мыслями о тех читателях Голубятни Онлайн, которые категорически не одобрили моего извинения, усмотрев в нём ослабление дидактического эффекта от публикации. Бог с ним с эффектом - мне мое внутреннее равновесие и покой важнее во сто крат. Да и внутренний покой Петра Тагунова для меня гораздо важнее его перевоспитания. В любом случае - умение признавать собственные ошибки оцениваю едва ли не как главное нравственное достижение своей жизни - убеждаюсь в этом все более и более по мере того, как замечаю: насколько же это умение редко встречается!
2. Ослабление дидактического эффекта от "Животноводства" случилось задолго до моих извинений - в том момент, когда в тексте публикации я указал полное имя и фамилию автора обвинительного письма в редакцию "Комьпьютерры". Почему? Потому что если бы вместо Петра Тагунова фигурировало что-нибудь вроде Петра Т., внимание читателей целиком и полностью переключилось бы непосредственно на морально-этическую фактуру ситуации - единственное, что меня только и волновало во всей этой истории. Как только вместо анонимного Некто на сцене обозначился конкретный живой персонаж, часть рунетовской публики с головой ушла в любимое русское занятие: защиту слабого! Между прочим, замечательнейшее национальное качество, за которое я также выразил благодарность читателям на форуме.
3. По зрелому размышлению пришел к выводу, что в анонимном ли контексте, или без него пафос моего послания прошел мимо тех, кому, собственно, оно было адресовано: юных гоблинов. Отследив реакции на форуме - весьма, надо сказать, репрезентативном, хотя бы уже в силу беспрецедентного объёма высказываний, понял, что понятие рефлексии не входит в набор жизненных принципов юного гоблинства в принципе - оно им недоступно априори. Безусловно здесь сказывается и чисто возрастная специфика, однако влияние как технического образования, так и вырождающего Интернета проявляется ничуть не меньше. Люди просто не понимают, какие претензии им высказывают. Доходило до того, что адекватные участники форумной дискуссии по 10-15 раз кряду прямым текстом указывали на нравственный изъян одного только предположения о фабрикации отзыва об ION 330 с родным ребёнком в роли соучастника, однако зомбированные вьюноши как ни в чем не бывало продолжали долдонить о fps и запредельной технической жоркости ArmaA II. Все это укрепило меня в убеждении, что неумение обучаться в нравственном плане - важнейшая характеристика какой-то определенной прослойки мозгов нации. Высшая ли школа виновата, Рунет, семья или программирование - больше не берусь судить, но то, что нравственная слепота - это фирменный знак, уже не вызывает у меня ни малейшего сомнения.
Теперь же поговорим о "Докторе Хаусе". Для читателей, которые совсем не в теме, даю краткое пояснение: американский сериал "House MD" уже шестой сезон пользуется даже не бешеной, а культовой популярностью как в Соединенных Штатах, так и в остальном цивилизованном мире. Уточнение "цивилизованный" делаю не случайно: пафос нескончаемой истории об эксцентричном докторе-мизантропе доступен пониманию среднего класса исключительно благополучных стран. То есть, в "Докторе Хаусе" все проблемы не то, чтобы высосаны из пальца, но начинают волновать только после достижения определенных высот цивилизации. Тем самых, когда компьютерная томография - не экзотика, а скучная повседневность, а онкологическое заболевание - не трагедия позднего обнаружения, а едва ли не самое заурядное заболевание, исследовать которое даже как-то неприлично.
Начну с личных впечатлений. Я сериал "Доктор Хаус" люблю очень. Смотрел все без исключения серии на протяжении последнего полугода практически нон-стоп, получая несказанное удовольствие от сюжета, игры актеров (всех без исключения, а не только протагониста Хью Лори), фабулы и просто сценарного мастерства. Удовольствие вышло почти такое же, что и от "Побега из тюрьмы", хотя последний сериал мне кажется все же более увлекательным именно в плане сюжета (проигрывая, при этом, в актерском мастерстве). Поэтому на "вопрос Экслера" (смотреть - не смотреть) ответ у меня однозначный: смотреть непременно! Не оторвётесь гарантированно.
Помимо, однако, чисто художественных достоинств, "Доктор Хаус" как и любое произведение искусства несет в себе идеологический заряд (в смысле послания, того, что называется, message, а не партийной патоки). В моей системе координат идеологический заряд "Доктора Хауса" просто чудовищен. Сказать, что он вреден и разрушителен, в первую очередь - для юной неокрепшей психики, значит ничего не сказать. Пафос "Доктора Хауса" - даже не опиат викодин, на котором крепко сидит персонаж Хью Лори, а дистиллированный цианид. Опять же - для тех, кто в полном танке: доктор Хаус (это его фамилия, а не кличка и уж тем более не "дом" :-) - глава отделения сложной диагностики в больнице Принстона. В каждой серии (их уже более 120) ему удается совершить маленькое чудо: спасти больного от недомогания, которое не обнаруживается традиционными методами. И вот, когда другие потерпели фиаско, приходит доктор Хаус и спасает несчастного. Этой фабульной структуре подчинены все без исключения сюжетные линии сериала, которые, конечно же, украшаются сотнями дополнительных нюансов, доставляющих несказанное удовольствие - например, виртуознейшей психологической прорисовкой каждого сквозного персонажа.
Все бы было замечательно, если бы не сама фигура Хауса. Если коротко, то перед нами - монстр. Настоящий. Все свободное от гениальных диагностических озарений время доктор Грегори Хаус посвящает измывательству - в самом прямом смысле слова - над окружающими его людьми. В этот круг близких людей, над которыми Грегори Хаус ежедневно куражится, включает преданного (и единственного по жизни) друга Уилсона, тайно любящей его и постоянно прикрывающей директрисы больницы Лизы Кадди, а также сотрудники отдела диагностики (которые постоянно меняются - кто-то уходит, кто-то умирает). Измывательства Хауса столь вероломные, столь изуверские и столь неприглядные, что не буду лишать зрителей удовольствия просмотреть сериал самостоятельно. Скажу лишь, что все эти измывательства заканчиваются полюбовно, поскольку окружающие придерживаются стальной аксиомы: "Хаусу всегда и всё надлежит прощать, потому что он .... ГЕНИЙ!"
В этой последней строке - весь пафос сериал "Доктор Хаус", вся генеральная линия создателей этого телевизионного шедевра, а также вся чудовищная опасность, которая таится в воздействии образа Грегори Хауса на неокрепшее и не сформировавшееся в психическом отношении подрастающее поколение. Дело даже не в том, что Грег Хаус - это гомерическая фикция, возникшая исключительно в воображении сценаристов сериала. То есть: в реальной Америке монстр с характером Хауса продержался бы на ЛЮБОЙ работе (не только в клинике, а вообще - в ЛЮБОМ трудовом коллективе и ЛЮБОЙ корпорации) при самом оптимальном раскладе неделю. Ну может - месяц. Через месяц его бы выбросили на улицу, обвешав на посошок гирляндой судебных исков - от sexual harrassment до hate crimes, по которым он бы не расплатился до конца своей жизни. Гениальность при этом вообще не играла бы никакой роли. Можно не любить Сталина (как я, например), но нельзя сомневаться в бесконечной жизненной правде приписываемой ему крылатой фразы: "Незаменимых людей у нас нет!"
Если кто-то по наивности думает, что эта фраза - проклятое наследие большевизма, то он наивно ошибается: это - главный импульс любой серьёзной корпоративной культуры - хоть немецкой, хоть американской, хоть итальянской.
Такова реальность. Но эта реальность начисто отсутствует в "Докторе Хаусе" по художественным соображениям (и слава богу!). Вместо неё тотально доминирует беспредельщик-наркоман-гений Грегори Хаус, которому всё можно и всё простительно. Потому что он гений, ёпрст. Добавьте сюда тотальный атеизм и безнравственность как становой хребет личности, помноженные на бесконечное обаяние актера Хью Лори и вы получите самого вредного и опасного ролевого героя в истории американского кинематографа.
Почему самого опасного? Потому что подражать Аль Капоне или, там, Багзи Зигелю вряд ли получится (бошку снесут на улице за пять минут), а вот Хаусу - плевое дело! Пришел в институт, колледж, на работу - да куда угодно, и пошел давить из себя интеллектуального мачо-подонка! При этом вовсе не обязательно спасать больных гениальными диагностическими озарениями. Достаточно самому верить в собственную гениальность, подкрепленную подростковой убежденностью, что мир тебя не понимает, а потому недооценивает.
Короче говоря, Грегори Хаус - это современный Раскольников, наделенный бесконечной харизмой и самообманом лёгкости подражания данной ролевой модели. Что получается на выходе? Тысячи и тысячи несчастных юных дурачков, которые насмотревшись сериала пойдут по жизни мимикрировать под Хауса, наполняя ноосферу нравственной дегенерацией. Ну а в остальном сериал просто божественный!