Голубятня: Grindadrap
АрхивГолубятня-ОнлайнВ Париже времен д'Артаньяна самым любимым развлечением был отлов бродячих котов в сетки с последующим медленным их поджариванием над кострами. Весь город стоял факелом! То-то было радости детишкам и старикам!
При обсуждении поста "Взгляд вегетарианца на корриду" один из читателей привёл Grindadrap - национальную забаву аборигенов Фарерских островов - в качестве примера злодеяний "человеков-альф" а заодно и аналога испанской корриды. Единым знаменателем для сравнения, насколько я понял, послужило жестокое обращение с животными: быками - со стороны испанцев, дельфинами - со стороны фарерцев.
Тема Grindadrap показалась мне более чем интересной для обсуждения по целому ряду причин. Для начала, чтобы понять о чем идёт речь, предлагаю читателям просмотреть фотоотчет об одном таком рядовом народном гуляньи фарерских обывателей, которое разыгрывается ежегодно.
Целиком фотоотчет расположен здесь - http://www.faroenature.net/gallery/displayimage.php?album=535&pos=0. Просматривать его рекомендуется от самого начала и до конца, поскольку фотограф гениально передает динамику народного ликования, а также выводит тонкие психологические портреты рядовых фарерцев (вовсе никаких не "альф", а самых заурядных непассионарных колхозников). Предупреждение: смотреть фотоотчет можно ТОЛЬКО взрослым людям и со стальными нервами, поскольку воздействие на психику покруче, чем от экскурсии в забойных цех городского мясокомбината!
Теперь о причинах, побудивших меня остановиться на Grindagrap'e. Их много. Во-первых, сравнение фарерской народной забавы с испанской корридой - это самая чудовищная аберрация, которая только могла прийти в голову человеку даже не невменяемому и не толстокожему, а находящему в состоянии перманентной аффектации. Таковыми обычно являются все абстрактные любители животных. Т.н. "борцы за права". У "борцов", как правило, полностью отсутствует внутренняя селекция между частным и общим, единичным и массовым. "Борцы" борятся "в принципе", по идеологическим соображениям, а не по конкретной мотивации, когда становится жалко, скажем, кису Дуню из соседнего подъезда, которой любознательные октябрята проткнули бок бабушкиной спицей, или, там, жалко дрозда Егорку, которого сожрали бомжи в городском парке. "Борцы" конкретную мотивацию игнорируют, они вообще не понимают слова "жалко", их эмоции - это ненависть к "обижателям животных" как классу, ненависть обобщённая и абстрактная.
Из той же - "борцовской" - оперы и безумные вопросы, заданные на форуме Старому Голубятнику, типа: "Как часто вы давите собак машиной с азартным блеском в глазах?" и прочая идиотия. "Борцы", наверное, запамятовали, как назывался пост - "Взгляд вегетарианца на корриду". Хотя, скорее всего не запамятовали, а просто не понимают, о чём вообще идет речь. Подтверждение тому - и 350 форумных реплик, которые все поголовно свели вегетарианство к жирам, белкам и углеводам. Это не удивительно, поскольку вегетарианство (как и море других тем) для онлайн-публики - тема сугубо теоретическая, никакого реального смысла не имеющая, а потому и адекватного понимания не вызывающая. Посему бессмысленно объяснять, что вегетарианство начинается не с жиров и белков и заботы о здоровье, а с нежелания заниматься убийством в какой бы то ни было форме. В индуизме это называется ахимсой. Это так - для общего развития. По крайней мере с задавленными собаками меня оставят, наконец, в покое.
Теперь возвращаемся к Grindadrap. Пример читатель приводил именно в плане: смотрите, мол, не какие-то папуасы, а самые цивилизованные европейцы. Арийцы, ёпрст. Моим первым импульсом было - поддержать иллюзию, тем более, что она блестяще иллюстрировала мою давнюю дихотомию англосаксонского хладнокровно-технологического садизма и южно-европейской традиции - пусть и эмоциональной и неуравновешенной, однако же более человечной и просветлённой. Однако по трезвому размышлению от первичного моего импульса пришлось отказался. Во-первых, вспомнил историю и традиции северных европейских народов, которые изучал в процессе подготовки серии статей об исландском финансовом кризисе. Если коротко, то живущие по законам кавказских тейпов все эти исландцы, норвежцы и фарерцы - в массе своей низкорослые, узколобые и чернявые - к арийству имеют примерно такое же отношение, что и австралийские бушмены. Во-вторых, в контексте grindagrap, национальные аналогии вообще не уместны.
Почему? Потому что в фарерском избиении дельфинов нет ничего эксклюзивного. Разумеется, это не коррида - до испанской возвышенной изысканной метафоры противостояния Жизни и Смерти, Прославления Гибели на поле битвы и прочих иберийских романтизмов фарерским колхозникам плыть несколько столетий (и всё равно не доплыть: quod licet Jovi...). Достаточно вспомнить тёплые летние корейские вечера, оглашаемые лютым собачьим воем: это добропорядочные корейские крестьяне перемалывают своим четвероногим друзьям кости перед тем как забить на жаркое: так мясо, говорят, вкуснее получается. А можно вспомнить добрую латиноамериканскую современную традицию, когда все граждане города, объединенные от мала до велика общим сладострастным порывом, носятся по улицам, рыщут по подвалам и подворотням, отлавливая кошек, и вышибают им мозги о стены домов и мостовые. А чего? Это у них такой народный праздник. Народная забава.
О том, чтобы копнуть хоть чуток вглубь истории и речи быть не может: радостные праздники истязания зверюшек зафиксированы практически у каждого народа. В Париже времен д'Артаньяна самым любимым развлечением был отлов бродячих котов в сетки с последующим медленным их поджариванием над кострами. Весь город сиял дружным факелом. За весельем наблюдали христианские попы. Уж не знаю, благословляли ли, но точно - не осуждали (сами промышляли тем же - только на человеческом материале).
Короче, фарерцы со своими дельфинами - сущие дети. А если брать шире - отказ от истории и от национальной специфики в моём личном случае означает лишь одно: дело не в нациях, а в общем качестве. В смысле, что есть вот такое дерьмо на земле, по имени ЧЕЛОВЕК. Большое, мерзкое, гнусное дерьмо, достойное только ликвидации. Желательно - дустом, чтобы ничего потом не выросло. Каким-то чудом среди этого повсеместного человеческого дерьма распустился (не иначе как привнесенный из космоса) цветок - цветок божественного арийства. В облике индуизма и индусской нации. Нации, единственно принявшей из всего жалкого и мерзкого человечества закон Ахимсы - сознательного отказа от причинения страдания. Закон этот столь возвышен, столь велик, столь инопланетен, что даже не приходится надеяться на сколько-нибудь массовое его понимание со стороны двуногих обитателей планеты. Есть, конечно, исключения. Есть даже гениальные откровения. Особенно почему-то в русской культуре. Например - всё творчество Федора Михайловича. Или - Даниила Андреева ("Роза мира" - самый глубокий манифест ахимсы, какой вообще доводилось читать).
Но всё это, увы, исключения, которые, как известно, лишь подтверждают правила.