Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сложности перевода

АрхивReaditorial
автор : Фаниль Фаисханов   15.06.2009

Эта история случилась не далее как полгода назад, с получением в цех нового немецкого станка с программным управлением.

Эта история случилась не далее как полгода назад, с получением в цех нового немецкого станка с программным управлением.

Помнится, электронная составляющая у наших специалистов не вызвала никаких затруднений: рядовой центр Sinumerik от "Сименс" на базе ДОС-совместимой ОС Caldera. Сбор и монтаж материальной части станка, аккуратнейшим образом разложенной в два десятка ящиков, ящичков, коробок и совсем уж гламурных коробочек хоть и доставил хлопот, но усилиями коллективного гения масс был закончен в приемлемые сроки. Станок задышал.

Более того - заработал. Общее радостное облегчение омрачала дотошность приставленного наблюдать за пуско-наладочными работами опытнейшего пенсионера из отдела главного механика. Рассмотрев все шесть альбомов схем станка (с уникальными немецкими названиями каждой детальки) он обнаружил недостачу никчемной, никоим образом не влияющей на работу лазерной установки, но входящей в её комплект штуковины. На мелковатой для визуальной идентификации схеме было изображено нечто бочко-веретенообразное, почти детская юла в профиль, если кто помнит. И называлось загадочно витиевато, не вызывая никаких фонетических ассоциаций – Flochsenokkschoneinilipiliphication.

Замусоленный (ещё репарационный?) немецко-русский технический словарь пенсионера о такой детали ничего не знал. Подбежавшие доброхоты с Lingvo и "Промпт" ретировались, едва сохранив лица, а сеть выдавала близкие по написанию слова и словосочетания (порой немыслимые для тюркского слуха по звучанию) мало относящиеся к машиностроению. Проблема разрешилась звонком в головное предприятие, где, не без настораживающей заминки, посоветовали искать "равнокомпенсирующую" пружинку, задав тем самым вектор поисков. И загадочная штуковинка вскоре нашлась на подступах к груде разбитой тары-упаковки. Всё.

Да не всё. История с пуско-наладкой сложилась не в один день. У меня, как и у других действующих лиц, было время проникнуться темой. Свободными вечерами, намывая из сети золотой песок контента "для души", я, нет-нет, да возобновлял листание портянки "Гугла" со ссылками на запрос: что же это такое – Flochsenсмотривыше.

Так, с "шестнадцатой ссылки с конца" этой портянки, я и попал на авторскую страничку программы с претенциозно неполиткорректным, чтобы не сказать - одиозным, названием. Против ожиданий, онлайн-переводчик с немецкого ни сразу, ни позже никаких арийских мотивов в материалах ресурса не обнаружил, а сама страничка и интерфейс программы не содержали ни рун, ни готического шрифта, ни каких-либо ещё скомпрометированных артефактов. Как позже выяснилось, без потерь в смысле и функционале проект мог бы называться и просто "Widerstand". Без "Mein".

После недолгих мыканий с немецкими аналогами "зарегистрироваться" и "скачать", у меня на руках оказалась увесистая программка для Windows Mobile, лишенная не только компрометирующих, но и вовсе каких-либо изысков в интерфейсе (нынче только Pocket Word и бессмертный "Блокнот" на рабочем столе Windows могут позволить себе такую невзрачность). Ни одной пиктограммы, только строчка с пунктами главного меню, которые, распахнувшись, заслоняли весь экранчик. Рабочая область представляла собой белое поле с двумя, одно в другом, синим и красным зубчатыми окружностями в его центре.

Я аж крякнул от неожиданности. Чудес я не ждал, но некую иллюстрацию на заданную тему увидеть рассчитывал. Стоило ли столько возиться с закачкой и установкой (через Active Sync!), чтобы попасть на кустарную шутку, отсылающую на языке Гейне всякого нажавшего на центр, скажем, красной окружности? Но я нажал. Появился красный треугольный флажок и поле ввода для его маркировки. Что не могло не обнадежить. Но последующие нажатия в центре, по сторонам и углам рабочей области ни к чему не привели. Тут я заскучал. Стало очевидно, что без "заглянуть" в прилагаемое Die Bedienungsanleitung, мне не понять даже назначения программы.

Но и в оглавлении открытого pdf мануала тоже смотреть особо было не на что. Разве что Find обнаружил Flochsenсмотривыше в теле увесистого абзаца, осиленного транслятором с немецкого только фрагментарно. Суть его осталась для меня неясной. Следом шла глава с массой иллюстраций каких-то боевых действий, изобилующих двухцветными стрелками маневров, наступлений, отходов (вплоть до откровенного бегства с поля боя с оставлением знамен, артиллерии и ботфорт). Походя вспомнив о Фридрихе Великом, я разочарованно потянул мышку в правый верхний угол Acrobat'а, но, в последний момент, наткнулся взглядом на иноязычный документу термин. Mind maps. (Дорогая наша классная Софья Ивановна! Чесс слово, по-английски я читаю гораздо лучше, чем по-немецки. Да и пишу без spellchecker'а только на нём. Спасибо Вам. Простите мне и это опоздание.)

Ситуация еще более запутывалась, потому как никакой связи между пружиной, как элементом конструкции, и славным делом построения интеллект карт я совершенно не усматривал. Да и "славное дело" всегда представлялось мне сродни досужему плетению санаторных шляп или панно из декоративной соломки, неким видом бытового настольно-настенного творчества, не имеющим к моим реалиям совершенно никакого отношения.

Но так как мне все же приводилось видеть MindManager и оптимистическую трагедию "Супермышление" от Т.Бьюзена в развернутом виде, я вернулся к "Widerstand" в полной уверенности найти в нем инструментарий из стрелочек Купидона и креативных смайликов. И в самом деле, пункт меню Der Angriff vom Marsch позволил (гм, – пальцем) разместить на рабочем поле исходящую от внутренней окружности сплошную красную стрелку. Пренебрегая комментариями я наставил таких стрелок с десяток, прежде чем обратил внимание на то, что внешняя синяя окружность автоматически прогибается под их "ударами". Это было забавно. Это напоминало ribbon линию фронта на карте театра военных действий. Как скоро выяснилось, это и была линия фронта. Битвы против всех.

Такой, какой-то очень уж прусский подход к визуализации "процесса мышления" не мог не увлечь хотя бы своей динамикой. В те дни меня сильно занимал вопрос собственной трещавшей по швам и в фундаменте кредитной истории. Признаться, я не решался и подступиться к его предварительному анализу. А тут вдруг "пошло", только синие стрелки были направлены уже в центр, от овалов-кредиторов и прямоугольников-заимодавцев. C каждой следующей синей стрелкой карта все более напоминала постер "молодая советская республика в сжавшемся на ее горле кольце фронтов". А сам себе я представлялся хрестоматийным крестьянином стоявшим на одной ноге в своем крохотном наделе. Когда отступать стало некуда, я признал – "мне крышка" и вышел перекурить безысходность ситуации.

Нетрудно представить мою досаду, сродни досаде шахматиста от смешавшихся на доске фигур, когда по возвращению обнаружился сбой программы. Возникшие было, в перерыве, контраргументы повисли в воздухе. На карте не осталось ни хищных прорывов противника, ни робких оборонительных контрнаступлений, а абрис фронтов и мой "надел" словно бы подверглись операции zoom и опять занимали не менее ее половины.

В меню с умляутами ни команды zoom, ни ее отмены не нашлось. Все еще досадуя, пришлось продолжить с имеющихся позиций. Но теперь в атаку двинул я. Стоит ли говорить (своя рука – владыка!), что не менее скоро чем прежде агрессоры, используя где Der frontale Angriff, где Der kniffelige Hinterhalt я воплотил извечную мечту всех претендентов на мировое господство – вышел к берегам Индийского океана (т.е. сдвинул линии фронтов к границам рабочего поля окна). Оставалось – чуть. Поправить дела на юго-западном направлении путем честной реструктуризации задолженности или уходом в глухую оборону, а то и партизанщину, до вторых-третьих денег.

С кондачка вопрос решению не поддавался, но на общем фоне сокрушительных побед уже ничего не определял. В раздумьях я успел еще раз вспомнить о карикатурном крестьянине и предположить, что заломленная за голову рука служит ему вовсе не балансиром для удержания равновесия, как это может показаться. На самом деле рука заведена в "выходе" на залихватское танцевальное па, с которого, как ни в чём ни бывало, продолжится воспроизводство кулацкого хозяйства. Больше я ничего не успел. На экранчике появился полупрозрачный прямоугольник со строкой

Achtung – Flochsenokkschoneinilipiliphication!

и через две секунды вся моя империя "от края до края" ужалась до исходного размера.

Тьма. Ть! Всё, всё что так вдохновенно и логично, в духе "ди ерсте колонне марширт...", было устроено и прояснено, вернулось на двухцветные круги своя. Ну, или почти "на круги". Новый контур моего "надела" все-таки повторял имперский, просто сильно измельчал. Винить программу в сбое уже не приходилось. Как бы я не был далек от сфер ментальных парений, но и мне стало ясно, что никакой это не сбой, а имею я дело, ни мало ни много, с неким аналогом "шагреневой кожи". Да еще и с автореверсом.

Рука опять потянулась к гуглу, и следующая попытка как-то прояснить ситуацию вывела на страничку форума с обсуждением лингвистических курьезов, на сайт продвигающий идеи и услуги тайм – менеджмента, и сайт "Международного тренингового Центра".

Курьезы были в основном из английского языка. Самым впечатляющим образчиком из немногих немецких оказалось слово в 89 (в оригинале) букв

Донаудампфшиффартсгесельшафтсраддемпферкапитенскаютентюрерсатцзихерхайтсшлюссель

с еще менее лаконичным ароматным трансильванским переводом как "Запасной ключ доступа от двери каюты капитана парохода дунайского речного пароходного сообщества". Подивившись причудам словообразования, я впервые заподозрил неладное с переводом Flochsenсмотривыше, которого могло и не существовать. Словцо могло быть обиходным в быту малонаселенного городка какой-нибудь земли Южная Швамбрания, или неудачной калькой иностранного, заимствованного из, вероятно, английского. И при этом не иметь никакого отношения ни к машиностроению, ни к построению ментальных карт, ни к военному делу.

Переход по второй ссылке вывел на статью Айбека Бегалина "Хроноигра". Оказалось, что этот сугубо гражданский человек, художник, любитель животных, давно и успешно использует в творчестве и повседневности изобретенную им игру в "войнушку". Методы и средства этой игры, призванной покончить с пустым, непродуктивным использованием собственного времени очень интересны и, наверное, эффективны. Во всяком случае,- показательны: даже такое далекое от военно-полевых условий занятие может быть органично выражено в терминах близких "медным каскам". Несмотря на довлеющую канцелярскую составляющую игры, я бы не преминул потестить геймплей "Свободной Либертарии", но у меня была еще одна ссылка, от которой, впрочем, за версту воняло разводом на деньги.

В целом, контент сайта в "трениках", я уверен, не может не оскорблять как чувства эстетствующих приверженцев "гуманизма" с одной стороны, так и подпольных ортодоксов СС с другой. Комичность фигуры тамошнего гуру, предприимчивого товарища В.Шлахтера, дискредитирует не только поэтические декларации спятившего в рыданиях над падшей гужевой лошадью, но и телепрограмму "В мире животных" (что само по себе не просто), вместе с верой в эволюционный позитивизм вообще. Но. Достаточно мысленно подменить фотку мастера "Религии Героев" своей собственной, как, непременно слегка постеснявшись, начинаешь проникаться этим чарующим, нескромным обаянием воинствующего жлобства.

Как следует встряхнув головой (обошлось без нашатыря) я отделался от наваждения и поинтересовался статистикой посещаемости "героев". Судя по цифрам рейтинга, у меня был шанс никогда не встретится ни с кем из восторженных посетителей. За что я и поспешил возблагодарить судьбу.

Как вдруг, мне вспомнился вчерашний клиент, явно из этих, "восторженных". Самодовольный юзер, "пигмей, инфузория, микроб", раздувающий щеки в безапелляционных рассуждениях о недостатках операционной системы, результате многолетнего труда тысяч людей, их времени, таланта, надежд, озарений. …За юзером всплыли агрессивно-жадные до каштанов на халяву лица сослуживцев. …Следом просвистел аркан, еще вчера обходительного коллеги, а сегодня руководителя сафари на "безотказных". …А в этой поликлинике едва не погубили близкого мне человека, ссылаясь на низкую зарплату и подсвечивая себе историю болезни пациента горящими во лбу буквами "НИКОГДА НЕ БУДУ РАБОТАТЬ". …Вспомнилась и усмешка статусного превосходства водилы в кредитном авто, которому я уступил свой "зеленый" только из-за разности наших физических масс. …Межъядерная жидкость, до поры разделяющая нас с нашим основным партнером по сукну, тухла и цвела в упоении предательства. …Всё вокруг казалось исчерченным синими стрелками неконтролируемой страсти к доминированию, доминированию нахрапа, расчета на безнаказанность, и листинг "подлых имен" стремился к бесконечности.

С паническим воплем: "ОНИ идут!", я схватился за "Mein Widerstand".

Для обзора окружающего вельда "человеческих взаимоотношений" без экскурсионной расслабленности программа оказалась как нельзя кстати. Встроенный функционал, все эти "примкнуть штыки" и "шашки наголо", по умолчанию не предполагает действий рекомендуемых малохольным Р.Грином & Co и, таким образом, определяют выбор оружия. О коварных интригах, хитроумных комбинациях, подсиживаниях и нашептываниях следовало забыть. Но и пистолетов Макарова, автоматов Калашникова, гранат РГ-42, гвардейских минометов, напалма или порешающей всё и вся носимой красной кнопки у меня тоже не было.

Из красного я располагал разве что ближайшим пожарным щитом. Обычно их подписывают как "Пожарный пост номер такой-то" со списком пожарного расчета из лиц особо подверженных водобоязни. Но странное дело, выяснилось, что пожарных щитов вокруг не многим меньше, нежели платежных терминалов, а в зданиях всех видов пользования они установлены в обязательном порядке. И всегда на щите что-нибудь есть: ведро, лопата, багор, лом, иногда увесистый металлический огнетушитель. Надо просто схватить первое что ляжет в руку и наотмашь с разбега приложить к месту прорыва синих. Один, сто, тысячу раз. А потом еще столько же по столько же, для верности. И ОНИ отступают, ОНИ отступают! У них, видите ли, патологическая, отвратительная и в пассиве, мотивация к самосохранению как вида и…

…И я опять пропустил момент коррекции "масштаба" карты.

"Флоксиносинайилипилификэйшн",- сказала сидевшая неподалеку "с вязанием" на блокноте жена. "Что?"- спросил я. "Это - Floccinaucinihilipilification",- повторила она. Чтобы не вляпаться в обсуждение заглючевшей помпы стиральной машины, я согласно кивнул и сунул покет в ножны. Азарт ушел. Непонятно откуда он только брался. Трудности перехода "забойщика" (в обломовской интерпретации бытия) в яростную оприч-когорту "бойцов скота" почти непреодолимы. Мой удел - сидеть с мотками шерсти на запястьях и делать вид что ничего не происходит. Скорее срыть, стереть всякие следы установки, а закатанную было пластинку с программой – сломать, зацарапать матерными словами. И немедленно что-нибудь прочесть. На худой конец, - достать энергетическую консерву из домашней фильмотеки.

Почти в буквальном смысле. Пластинки с фильмами я приноровился держать в пластиковых банках из под сельди (кусочками). В банке "Нордики в майонезе" помещается как раз десять прожженных DVD болванок. В банке "в масле с укропом" без малого тридцать. Но это если ничем не прокладывать каждую пластинку. Но лучше все-таки прокладывать, хотя бы неклейкими стикерами. Я их подтыриваю из школьного портфеля дочери.

Ну надо ж было такому случится, что именно в этот вечер ребеночек созрел дать ответ на сакральный вопрос: "Любите ли вы театр так, как люблю его я?" Детка согласилась на сделанное двумя днями ранее предложение заработать на карманные, помогая папашке с его давним (не побоюсь сказать - заветным) проектом, откладываемым то на очередной отпуск, то до "на пенсии". Пустяк с рабочим тайтлом "Бирюльки" представлял собой подобие игры в тетрис, только с обратной задачей. И так как он тлел безнадежно давно, предложение было сделано исключительно из мутных соображений занять ребенка чем-то конструктивным, и из еще более мутных – возможно "зацепить" процессом.

Эх, мне бы, по причине расстройства чувств, отложить лукавую родительскую вводную беседу на попозже. Вместо этого я завел занудную канитель про свою первую юношескую влюбленность в Аду Лавлейс. Затем был краткий, но емкий экскурс в историю программирования со времен отцов-основателей по наши дни с примерами из ткацкого производства и демонстрацией раритетного карманного механического калькулятора (со стилусом!).

Поэтому нет ничего удивительного в том, что я стал представляться ребенку стоящим у истоков всего, с лампой к Эниаку в руке, и уже лабающим свой грандиозный проект. Вероятно, ее ожидания рисовали еще более фантастичные картины. И вот, когда я показал проект в его текущем состоянии, частично скомпилированном еще на Турбо Пролог, при виде черного окна с мигающим курсором, у девочки вырвался возглас искреннего потрясения: "Это ВСЁ что ты сделал за ВСЮ жизнь?!"

Я так растерялся, что не нашелся с пояснениями о сверхзадаче, должной бы отодвинуть убогость графики на второй план. Вместо этого, на мгновение, я увидел свою демку глазами Sims 3 геймерши. И совершенно отчетливо понял, что "клиент" мною потерян, и вероятно навсегда. Это было поражение. Я даже помахал сам себе из глубины прозрения ручкой унылого лузера и доморощенного миссии. Но только на мгновение. Я и глазом не успел моргнуть, как ладонь претерпела неожиданную трансформацию, и "глубина" увидела мой средний палец.

Что-то изменилось. Это было очевидно. Меня захватило дерзкое веселое предчувствие неизбежности продолжения битвы. И следующее утро не принесло разочарований. Я давно не просыпался таким бодрым и решительным. Я был готов звонить дочери. Уже догадались? Ага,- у меня есть еще одна дочь, погодка первой ("так получилось"). Я хотел предложить ей избавление от ежемесячного колядования по предкам мегабитного канала. Я обязательно научу ее играть в "Widerstand". А сам, сам тем временем, все-таки освою один-два приема работы с пожарным ведром…

И в заключении. Всё, почти всё, что выше, претендует разве что только на розыгрыш. И не более того.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.