Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Реальная виртуальность

АрхивReaditorial
автор : Jade   10.02.2009

Мы часто не задумываемся о том, какую роль играет в нашей жизни Сеть. Она - уже давно не система связи, и гораздо больше, чем средство доставки полезной информации.

А позвольте спросить, сэры, когда вы в последний раз делали какую-нибудь глупость? Не с чьей-то там демократично-социоинженерской подначки, а чтобы вот по-настоящему и всерьёз? Когда, говорите? Прошлым летом? Купались в соседнем пруду, забив на табличку "обнаружен какой-то микроорганизм, пока сами не разгребём какой, плавать запрещено"? Вот-вот, и я о том же. Мало мы их делаем. А те, что есть — какие-то слишком уж незначительные и непродуктивные. Прямо как в США: самая большая в мире сковородка, самый большой клубок ниток, самый большой маленький город... Зачем, спрашивается? Позорят, позорят американцы память Франклина и Эдисона, ну и мы туда же. Ломоносов-то, помнится... А, да и ладно.

Лучше перейду к делу, иначе имею шанс оказаться отправленным в папку "трэш, не вскрывать". И поведать хочу о том, что всё чаще касается среднестатистического обывателя: воздействие виртуального мира на мир реальный. Помнится, в прошлый раз я писал об обратном явлении, а тут случилась пара экспириенсов, простимулировавших центры словесного... в смысле, серое вещество. О том, что под нами — условно говоря, всё-таки кабели в основном под землёй проложены — находится огромный пласт очень активной породы, мы обычно не помним. Ну лежит и лежит себе. Не пахнет, катаклизмов не устраивает. Полезная штука, к тому же, почти как нефть. О чём я? Да о ней же, о великой Паутине. Уже не система связи, и гораздо больше, чем средство доставки полезной информации. Где-то на грани рабочего инструмента и альтернативной жизни. Но это очень сложно осознать, пока не случается какое-нибудь интернетотрясение, когда локальное, а когда и глобальное.

Ко вторым, например, смело можно отнести теперешнюю ситуацию с AOL и ICQ. Казалось бы, что особенного? Ну хочет компания "отбить" деньги, якобы потраченные на разработку и поддержку протокола и клиентов. Якобы — потому что создание протокола не стоило нынешнему хозяину ни копейки, а клиенты... Ну скажем так, они являют собой продукты жизнедеятельности крупного рогатого скота. Расшифровка, думаю, не требуется. Можно выразиться более развёрнуто: True Official ICQ Client малореально использовать для повседневных задач, благодаря огромному грузу бесполезных украшательств, наверченных на это чудо технической мысли. Всё это безбожно тормозит, неудобно в работе, да и просто дурно пахнет. Дизайн — откровенное убожество. И всё это можно было бы простить, но! Где рабочие клиенты под альтернативные ОС? Ладно бы Linux, сейчас его старательно презирает каждая уважающая себя "мегакорпорация", но MacOS, Symbian, Windows Mobile в конце концов — они-то чем провинились? Почему Её Величество AOL неспособна взять себя в руки, наподдать старым программистам, пригласить новых и наконец-то сваять адекватный кроссплатформенный клиент?

Да никому не жалко было бы пересесть на него с зоопарка "левых" программ, если бы он существовал и отвечал минимальным требованиям юзабилити. Но нет! Мы будем тупо менять протоколы! Ущербность такого подхода видна сразу и невооружённым глазом. Разработчики альтернативных клиентов будут делать новые билды, юзеры будут их качать и ставить, но при этом значительная часть просто уйдёт. На Jabber, MSN, Skype, GoogleTalk, Qip, проекты Яндекса и Mail.ru. Альтернатив — море. Кое-кто явно переоценил привязанность пользователей к базе контактов. В противовес привычкам - спам, старый и глючный протокол, который никто не правит, вместо этого внедряя новые "системы защиты от юзеров", полное неуважение к клиентам. Почему неуважение? А потому что будь официальный клиент сделан не "для галочки" а нормально, альтернативных бы просто не было. А значит, огромное количество "нарушителей соглашения" - вина компании, и только её.

И вот как раз история со сменой протоколов очень хорошо показала, что катаклизмы очень даже возможны. Для кого-то, наверное, это осталось вообще незамеченным, но по многим ударило, и достаточно сильно. По тем, кто использует ICQ в работе, например. Скажем, я - Linux-user, причём в режиме Linux-only. Когда ко мне в один прекрасный момент постучался контакт с крутым номером 1 и сообщил, что стоило бы перейти на официальный клиент, я пожал плечами и отправился на www.icq.com, где... не обнаружил ни следа версии под Linux. Естественно. Под Windows Mobile версия есть, но лучше не надо. С Wine "истинный и единственно поддерживаемый" также не заработал ни в каком виде. И что я, простите, должен с этим делать? Покупать изделие дяди Билла? Ради "аськи"? Да фига с два! Qip Infium в эмуляторе прекрасно запустился, прописавшись в "неродном" трее, да и вообще не создав никаких проблем. И подключился, господа, без писка со стороны "контакта 1". А что это значит? Прости, AOL... Но неприятный осадок в виде нарушения деловых коммуникаций (как минимум на несколько дней) остался. Попробуй-ка перетащи работодателя в Джаббер.

А что касается событий персонального масштаба, с ними и проще и сложнее. Событий много, но что считать рядовыми явлениями, а что — потрясением устоев и прочей катастрофой? Вот, например, знакомство с реалиями "взрослой жизни", в том числе и через Интернет. Вы думаете, оно происходит у ваших детей во время просмотра политкорректного Discovery Channel или Сайта Президента? Не смешно. Лучше вот... Нет, для начала проведём следственный эксперимент. Наберите в поисковой строке Гугла (можно и любого другого браузера) магические слова WoW gold. Вылезло много непонятных ссылок? Сейчас объясню.

Дело в том, что существует такая очень популярная онлайновая RPG — World of Warcraft. Слышали? Тогда уже легче. Вообще, MMORPG можно разделить на два типа: те, кто с реальными деньгами, и те, что без них. Первые, как правило, бесплатны, но позволяют за вполне бумажную валюту приобретать виртуальные ценности для облегчения жизни. А иногда — и выводить игровые деньги, правда по грабительским курсам. Вторые же считают всех игроков равными, вне зависимости от толщины кошелька, но требуют ежемесячной оплаты игрового времени. Так вот WoW относится ко вторым, и любые попытки что-либо купить-продать за доллары, рубли, йены, рупии или драхмы карается быстро и очень жёстко, вплоть до перманентной блокировки учётной записи. В теории. На практике же игровой чат русскоязычных миров заполнен объявлениями "куплю золото", "продам золото", "куплю тк"(таймкарта, код продления подписки)...

Да, это запрещено. Да, это ломает игровую экономику. Но администрация не может уследить за всем. А попробуйте-ка сказать об этом очередному торговцу. В самом лучшем случае вас проигнорируют. В худшем — намекнут, что с "крысами" и "стукачами" поступают соответственно. Кто-то вообще искренне удивится: ты что, гейммастер? А если нет — какая тебе разница, чем я торгую? Да хоть бы наркотики предлагал, с доставкой на дом. Не покупаешь? Отвали. Да, сайты, выданные "гуглом" - на ту же тему. Бизнес, однако. А ведь лицензионное соглашение, содержащее запрет на подобные действия, появляется при первом запуске игры. Но если что-то приносит деньги — оно будет работать, вне зависимости от легитимности. Хорошая тренировка перед выходом в "реал", где исход подобного диалога мог бы стать и летальным. Запоминайте, дети, и учитесь. Потрясение и экспириенс? Для кого-то — несомненно таковым станет.

И всё-таки, к чему был первый абзац? Наверное, пусть он служит этакой парадоксальной моралью басни. Поменьше срастайтесь с Сетью, поменьше нервничайте по пустякам. Ну и поступайте изредка "неправильно". Только так, чтобы не причинять никому вреда, ладно? А уж если получится извлечь из этого пользу - вообще прекрасно. Начнём с малого: сошлитесь на неработающий мессенджер и сходите на ближайший каток, ваш организм определённо поддержит эту инициативу. Вот этим сейчас и займусь.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.