Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Нейросеть Поднебесной

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   11.10.2011

Так о чём это нам говорит? Правильно. Появляется возможность для самого массового на планете применения самых передовых форм дистрибуции. Интернет-торговли.

Отождествление компьютерных сетей с нейросетями живых существ – вещь не новая. И отождествление государств с живыми организмами – штука ещё более старая. И, конечно, неточная. Но как парабола, как приём для рассуждения это вполне приемлемо. Так что если отождествить пользователя сети с нейроном, то самой большой нейросетью ныне обладает Китай. В нём к Сети осенью 2011 года подключено полмиллиарда человек. Это больше, чем население России и США вместе взятых…

О том, что самый большой рынок десктопов и ноутбуков ныне в Китае, мы уже писали. А теперь мы видим феномен – полмиллиарда человек с однородной культурой и единым языком, связанные почти мгновенными и почти бесплатными средствами связи (в пересчёте на стоимость передачи единицы информации). К чему это приведёт?

Ну, прежде всего, отбросим всякие там рассуждения о самозарождения разума в компьютерной сети. Это – для фантастов. Научность этой идеи – где-то рядом с самозарождением гомункулусов в бутылочке со всякой всячиной. Мелка эта сеть. Уступает по числу нейронов головному мозгу каждого из тех, кто сидит перед компьютерами.

Про Великий Китайский Брандмауэр тоже говорить сегодня не будем. Равно как и про прочие формы политической цензуры. Попытаемся прикинуть, что это значит для Китая как социально-экономического организма и для рядового китайца. Полмиллиарда душ, которые wired - "подключены". Сто тридцать миллионов из них проживают в сельской местности. Это – действительно то, чего не было в истории. Для пояснения этого вернёмся на век назад и переместимся на другой континент.

Американские историки, в частности бывший глава Библиотеки Конгресса Дэниел Бурстин, крайне высоко оценивают роль такого сервиса, как RFD – Rural Free Delivery. Сельская Бесплатная Доставка почты. Дело в том, что США – страна переселенцев. Переселенцев, которым участки, централизованно отнятые у индейцев кавалерией, раздавались бесплатно.

Но вот для того, чтобы приобрести право собственности на этот участок, переселенец должен был прожить на нём безвыездно пять лет. Значит, возникал образ жизни, отличный от деревень Европы, откуда прибывали будущие фермеры. Там крестьянин жил в деревне, отправляясь поутру на свой участок. А тут он был отделён от городка, куда ходил за покупками и письмами.

Дело в том, что в 1863 году Конгресс установил жалованье почтальонам, разносящим почту по домам. Но – благие пожелания политиков ограничивались доступными технологиями. Пройти по почтовым ящикам получалось только в городах. В 1887 году – в городах с населением не меньше 10 000 человек. Остальные – в 1890 году 55 миллионов из семидесятипятимиллионного населения страны – отправлялись на почту сами. Попутно отовариваясь и в ближайшем магазинчике, который был безальтернативен.

Но вот под занавес позапрошлого столетья стала появляться альтернатива ближайшим магазинам. Машинное производство требовало новых форм дистрибуции, и они были придуманы. Ну, в Гражданскую войну были произведены обмеры тел военнослужащих на предмет стандартизации обмундирования. Отсюда появились размеры одежды. А из них выросли универсальные магазины, торгующие готовым платьем. (Для того чтобы в наличии были требуемые размеры, роста и полноты, требуется довольно большой запас товара, а следовательно, и немалый капитал.)

А потом возник феномен торговли по каталогам. Легенда гласит, что железнодорожному агенту Сиерсу удалось "получить на реализацию" по двенадцать долларов позолоченные часы, которые в лавках продавались по 25 долларов. Но капитала у того не было. Он придумал предложить их по четырнадцать баксов, на одиннадцать дешевле, чем в лавках, другим железнодорожным агентам. Причём – в кредит. Безрисковый, так как с каждым агентом был трудовой договор.

Из этой мелочи возникли нынешние империи торговли по каталогам, предельно эффективной (на сегодняшний день) формой которых является торговля по интернету. Действительно, капитал не омертвляется в товарных запасах. Фабрики производят именно то, что нужно потребителю. Но – нужен рынок. Большой объём сбыта, позволяющий получать приличные прибыли, торгуя с минимально наценкой.

И вот этот объём рынка американским бизнесменам предоставила Сельская Бесплатная Доставка. Появилась она не сразу. Государство отнюдь не рвалось обеспечить сельским жителям новые услуги, так как для этого требовались немалые расходы. Но политики взялись за пропаганду Сельской Бесплатной Доставки, так как она казалась безобидной альтернативой получавшим в то время распространение революционным идеям. И в конце концов к 1906 году она была введена. А с 1 января 1913 года произошло её распространение и на посылки. Через год количество доставленных посылок составило триста миллионов.

И тут появилась альтернатива ближайшему магазину. Пришёл конец его монополии. Каталог товаров, доставляемых по почте, к 1917 году стал библией фермера. Да, большинство лавчонок с высокими наценками разорилось. Но большинство американцев получили возможность получать товары по низкой цене и в широком ассортименте. Так что в какой-то мере это помогло Америке миновать революционные бури, последовавшие за Первой мировой войной.

Ну а сегодня в Китае Сеть покрыла сельские регионы. Так о чём это нам говорит? Правильно. Появляется возможность для самого массового на планете применения самых передовых форм дистрибуции. Интернет-торговли. Сейчас в этом лидируют Соединённые Штаты, достойно хранящие наследие Сиерса сотоварищи… Но Китай их поджимает – ну позанимайтесь сами интернет-закупками, всё и увидите!

А возможность эффективно, то есть по низкой цене, отовариваться крайне важна и для производства. На нём пока, до пришествия роботов, работают люди. А у них тоже есть стоимость. Простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Так вот, одна и та же сумма денег может иметь совсем разную ценность в зависимости от уровня цен. Так, повышение эффективности дистрибуции позволит китайскому производству сохранить эффективность, несмотря на повышение уровня жизни. А он растёт очень даже прилично.

Вот такой сверхинтегральный показатель, как обеспеченность жильём. За двадцать лет КНР сумела улучшить этот показатель в восемь раз. На человека ныне в Поднебесной приходится 30 квадратных метров. Для сравнения скажем, что в России на душу приходится 22 квадратных метра, а в Первопрестольной, которая не резиновая, жалкие девятнадцать…

По потреблению мяса на душу населения Китай за четверть века тоже добился шестикратного прироста, догнав постреформенную Россию (в СССР потребляли больше), несмотря на изобилие земель в последней. Это так, сугубо бытовые картинки, про промышленное производство и говорить излишне. Ну а сейчас происходит массовая информатизация Китая. Впервые страна сочетает фазу бурного индустриального роста (напомним, что сельское население Поднебесной, являющееся ресурсом для любой индустриализации, далеко ещё не исчерпано) с фазой интенсивной информатизации.

Производственные мощности получают шанс стать стать более умными и эффективными. И сегодня намного быстрее и дешевле, чем заказывать пресс-форму на соседнем заводе, кинув по сети AutoCAD-овский чертёжик подрядчику, через три недели получить у улыбающегося курьера готовое изделие. И такой бизнес имеет прекрасные перспективы…

А массовый внутренний рынок, на котором сформируются из-за эффективности бизнесов достаточно низкие цены, позволит китайской экономике наработать достаточную прочность для ещё более активной экспансии на внешних рынках.

Ну а это неминуемо затронет каждого из нас. Хотим мы этого или не хотим. Будем мы смотреть на эти проблемы или нет…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.