Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Александр Амзин: Возникнут моды

АрхивКолонка Амзина
автор : Александр Амзин   22.09.2011

Мы живём в удивительное время, когда моды сменяют друг друга. Ещё пять, максимум десять лет авторы приложений будут дублировать виды офлайновых коммуникаций в их виртуальном аналоге.

Физик Лео Силард, один из отцов ядерного реактора, изредка писал научно-фантастические рассказы. Один из них, "Фонд Марка Гейбла", я хочу кратко пересказать.

Главный герой решает заснуть на триста лет, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на будущее - 2260 год. Однако из-за юридических баталий его пробуждение состоялось много раньше - в 2048.

Мир 2048 года по меньшей мере странен. Большинство американцев удалили себе все зубы и пережёвывают пищу специальными челюстями, привинченными к столу. Женщины не соблюдают диету благодаря сменным резиновым пищеводам. Зачатие 85 процентов детей производится искусственным образом - при этом мать старается купить сперматозоид подороже, принадлежащий одному из популярных доноров. И так далее.

Миллионер-донор за обедом сообщает о том, что хочет учредить благотворительный фонд. Главный герой, которому хочется одновременно и замедлить появление новых изобретений, и проспать ещё 200 лет, предлагает вложить деньги в регресс науки.

Его план прост. Надо ежегодно тратить по тридцать миллионов долларов на субсидирование перспективных исследований. Лучших учёных определить в специальные комитеты по рассмотрению заявок. Распределять ощутимые премии ежегодно.

Результат будет простым: учёные будут тратить время на выбивание грантов, а также направления, где можно добиться быстрого успеха. Ключевая фраза главного героя: "Возникнут моды". Те учёные, которые будут следовать моде, получат субсидии. Остальные их не получат.

Я вспоминаю этот рассказ каждый раз, когда слышу об очередном мероприятии по отбору стартапов инвесторами. Это настолько очевидная параллель, что мы можем наблюдать и её следствия.

Процентов девяносто нынешних стартапов можно охватить тремя пунктами: социальные сети, геолокация, мобильные технологии. Так было не всегда. До социальных сетей были всевозможные порталы, каталогизаторы, поисковики. Ещё раньше финансировали вообще всё без разбору.

Мы живём в удивительное время, когда моды сменяют друг друга. Со времён LiveJournal и MySpace они только зарождались и поддерживались. Но когда в крупнейшую социальную сеть входит под миллиард человек, этот рынок должен показать признаки насыщения. Ещё пять, максимум десять лет авторы приложений будут дублировать виды офлайновых коммуникаций в их виртуальном аналоге.

С геолокацией то же самое. Качественного скачка здесь не видно, разве что можно будет отслеживать телефон даже в туалете или погребе. Всё, что можно выжать из вопроса "ты где?", будет выжато в ближайшие лет пять.

Про мобильные приложения говорить ещё проще. Сколько новых поколений айфонов нужно выпустить, чтобы охватить целиком концепцию управления пальцами? Вряд ли много.

Беспокоит то, что все эти направления - очевидные моды. Под геосервис нового поколения, под новую функцию социальной сети, под мобильную платформу или очередных Angry Birds денег многочисленные инвесторы дадут с большой радостью. Под что-то непонятное, слишком новое для рынка - не дадут.

Кто не наблюдал на баннерах абсолютно однотипных предложений сражаться с монстрами то в одной, то в другой фэнтезийной вселенной? Такие игры создаются не потому, что у авторов нет воображения. Напротив, их воображение подсказывает им сумму, которую они заработают на проверенном, модном рецепте.

Я далёк от того, чтобы защищать некие перспективные абстрактные команды живущих впроголодь разработчиков, которых никто из инвесторов не замечает. Во все времена именно такие и прорывались самостоятельно.

Моё опасение другого рода. Мы принимаем моды за объективную реальность. Нам иногда кажется, что в интернете только и существует то, что обсуждает тусовка. Что ещё лет пятьдесят старенькие мамы будут просить компьютер, чтобы войти в "Одноклассники"; что золотая молодёжь, которая сейчас модно чекинится в самых неожиданных местах, будет продолжать это делать всегда; что блогеры, целых пять лет собирающиеся убить СМИ, когда-то это сделают.

Когда аналитики внимательно разглядывают темпы роста твиттеров, фейсбуков, измеряют engagement и affinity, они играют в своего рода игру. Эти показатели важны в данный момент времени. Когда одна мода сменит другую, у них найдутся новые слова и термины.

Но мы-то им верим - думаем, что они знают будущее. А они лишь чуть лучше разбираются в коллекции "Весна-лето 2012".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.