Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Умные и бедные

АрхивКолумнисты
автор : Берд Киви   08.06.2009

Стоило автомобилям обзавестись GPS-навигаторами, как в руководящих умах тут же родилась идея контролировать скорость движения каждого транспортного средства и даже принудительно ограничивать её.

Стоило автомобилям обзавестись GPS-навигаторами, как в руководящих умах тут же родилась идея контролировать скорость движения каждого транспортного средства. Больше того, современные технологии позволяют не только пассивно регистрировать нарушения, но и принудительно ограничивать скорость машины, за рулем которой сидит "водитель-рецидивист".

Лет пять назад стали появляться известия об экспериментальных разработках подобного рода, а теперь выяснилось, что техника в целом созрела для использования в реальных условиях. Грядущим летом на дороги сразу двух стран (Великобритании и Австралии) выйдут первые автомобили, оборудованные устройствами Intelligent Speed Adaptation (ISA).

В Англии эксперимент проводит Транспортное управление Лондона (Transport for London, TfL). Для начала один городской автобус, одно такси и два десятка муниципальных машин, использующихся службами дорожного хозяйства, оснастят аппаратурой, следящей за соблюдением скоростного режима.

Водители машин, оснащенных ISA, получат возможность выбирать опции, пресекающие лихачество. Помимо звуковых и визуальных предупреждающих сигналов, машина будет автоматически притормаживать, если человек не убирает ногу с педали газа на тех участках, где установлены ограничивающие скорость знаки (для своей работы ISA использует спутниковую навигацию и цифровую карту дорог).

Модуль ISA можно установить и в "консультативный" режим, когда компьютер лишь информирует водителя о превышении скорости, но в управление транспортным средством не вмешивается. В интерфейсе конкретного устройства это реализовано с помощью смайликов: если скорость в допустимых пределах, горит улыбающаяся рожица, если же скорость чересчур велика - она сменяется на хмурую.

Полевые испытания технологии рассчитаны на полгода. Если все пройдет гладко, то со следующего года предполагается начать продажи ISA простым автолюбителям. По оценкам специалистов TfL, если бы две трети лондонских водителей использовали такие устройства, то несчастных случаев было бы по крайней мере на десять процентов меньше. А это, в свою очередь, уменьшило бы количество пробок, четверть из которых вызвана столкновениями автомобилей. Наконец, машины, соблюдающие скоростной режим, потребляют меньше горючего и меньше загрязняют окружающую среду выхлопными газами.

И ещё один довод в пользу ввода ISA: даже если сравнительно небольшую долю машин оборудовать такими девайсами, это все равно произведет эффект - просто потому, что едущим следом водителям поневоле придется притормаживать.

Впрочем, уже слышатся контраргументы со стороны организованных групп автомобилистов. Они, наоборот, полагают, что ISA-устройства лишь ухудшат ситуацию на дорогах: водители будут перестраиваться из ряда в ряд, выискивая свободную полосу, а автоматическая система контроля станет их принудительно притормаживать, увеличивая вероятность создания аварийной ситуации.

Каждая из препирающихся сторон прекрасно понимает, что объективно оценить новую технологию можно будет лишь после завершения испытаний в реальных условиях. Результаты эксперимента, проведенного в британской столице, опубликуют весной 2010-го года. И если ISA-устройства будут признаны полезными для обеспечения безопасности на дорогах, то владельцев транспортных компаний и таксопарков либо попросту обяжут устанавливать на машины эти устройства, либо разработают систему заманчивых стимулов.

Крис Лайнс (Chris Lines), возглавляющий в TfL подразделение дорожной безопасности, так прокомментировал инициативу: "Эта новаторская разработка могла бы помочь лондонским водителям избегать штрафов за превышение скорости, а также спасти немало жизней. Мы знаем, что технология работает, и теперь хотим выяснить, что скажут о ней шоферы".

Штрафы, кстати, отнюдь не мелочь - с некоторых пор автоматизированные системы слежения за трафиком и штрафования нарушителей стали источником немалых доходов для властей многих стран. Конкретные цифры обычно не называются, однако в австралийском штате Новый Южный Уэльс, где в июне тоже начинается эксперимент, аналогичный лондонскому, возможные убытки обсуждались открыто. Власти могут недосчитаться 80 млн. долларов, собираемых ежегодно на одних только штрафах за превышение скорости. Однако глава дорожной администрации штата Майкл Дэйли (Michael Daley) заявил, что эта потенциальная потеря его не волнует: "Последствия от смертей и увечий, вызванных превышением скорости на дорогах, обходятся нашему обществу в миллиарды долларов ежегодно. И если количество штрафов резко уменьшится, я буду самым счастливым министром дорог в Австралии".

Из еженедельника "Компьютерра" № 21 (785)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.