Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Живые книги

АрхивИгры
автор : Андрей Письменный   25.10.2006

Для многих текстовые адвенчуры так и остались чем-то очень древним и непонятным. Тем не менее, игры-книги пишутся до сих пор и имеют круг верных поклонников.

Одни игры напоминают традиционные киноблокбастеры (вспомнить тот же Max Payne), другие не только похожи на детские мультфильмы, но по сути ими и являются, лишь добавляя некоторую интерактивность, третьи - типичные головоломки, которых и до компьютера хватало. Стратегии можно сравнить с игрой в солдатики, а RPG иной раз подчёркнуто напоминают те настольные ролевые игры, из которых, по сути, выросли. А ещё есть игры-книги - невероятно популярные лет двадцать назад, но почти забытые сегодня.

Всё началось с Colossal Cave - игры, написанной программистом и спелеологом Уиллом Кроутером. Её история, пересказанная сотни раз, наверняка многим известна. Ещё бы, ведь эта игра дала начало целому жанру - adventure. Собственно, Adventure - это и есть изначальное название Colossal Cave.

Следом потянулись и другие адвенчуры. Наибольший успех постиг серию Zork - первое творение компании Infocom, основатели которой переквалифицировались в писатели (или, как они себя величали сами - "исполнители") из программистов. Компьютеры в те времена были крайне разнообразны, и, для того, чтобы поиграть можно было на любой из тогдашних платформ, специально для Zork изобрели виртуальную машину, исполняющую так называемый Z-code. В трилогию Zork тоже превратился не от хорошей жизни - память тогдашних компьютеров просто не вмещала игру целиком.

Штат Infocom пополнялся "исполнителями", росло число изданных игр, росли и прибыли. Немаловажным было решение продавать коробки с адвенчурами не в компьютерных магазинах среди прочего софта, а в книжных. Кстати, на радость игрокам в эти коробки было принято класть так назваемые "feelies" - предметы, встречающиеся в мирах соответствующих игр. К The Hitchhiker's Guide to the Galaxy (по знаменитости эта игра немногим уступает Zork), к примеру, прилагалась кнопка "Don't Panic!", пластковый пакет из-под микроскопического флота и ещё несколько интересных штуковин и копий документов, встречавшихся в игре. Эти предметы должны были помочь "почувствовать" игровой мир а заодно содержали некоторые подсказки к прохождению, превращаясь в этакую элегантную защиту от копирования.

Игры Infocom, как и обычные книги, не торопились убирать с полок, да и спрос на них не падал очень долго. В отличие от графических игр, которые уже тогда устаревали с умопомрачительной скоростью, текстовые приключения от возраста не портились. Не стареют и сейчас, вот только "играть в книги" никто уже почему-то не желает.

Впрочем, не совсем так. Текстовые адвенчуры по сей день имеют не слишком широкий, но дружный круг фанатов. Почти каждый из этих верных поклонников уже успел опробовать свои силы в создании похожих игр. Многие пишут ничуть не хуже, чем "исполнители" из Infocom или авторы других популярных в своё время адвенчур. Есть и признанные мастера. Сайт XYZZYnews (слово "xyzzy", кстати, родом из Colossal Cave) периодически публикует обзоры новых поступлений и устраивает ежегодные конкурсы, последний из которых как раз недавно закончился.

Формат игр со времён Infocom изменился не сильно. Это всё тот же Z-code, для которого написано множество интерпретаторов под все мыслимые платформы. Так что, если вдруг появится желание насладиться классикой (часть которой распространяется бесплатно) или поинтересоваться новыми творениями, можно использовать практически любой компьютер, наладонник или смартфон. Если вооружиться к тому же англо-русским словарём, то получится отличный учебник английского.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.