Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Игровые эмуляторы

АрхивИгры
автор : Юрий Ильин   04.10.2006

До того, как IBM/Intel подмяли под себя рынок персональных компьютеров, а Windows - операционных систем, игровых платформ было чуток побольше.

Если окинуть взглядом сегодняшний рынок игровых платформ, то, с одной стороны, кажется, что игровых платформ совсем немного. До того как IBM/Intel подмяли под себя рынок персональных компьютеров, а Windows - операционных систем, игровых платформ было, скажем так, чуток побольше. До начала-середины девяностых годов нынешнего монополизма архитектуры x86 не было и в помине, а под каждую из конкурирующих платформ писались свои версии одних и тех же игр.

Изобилие платформ объяснялось изобилием же конкурирующих между собой процессоров. Естественно, разработчикам было не слишком удобно писать отдельную версию игры под каждый набор инструкций, но они это делали, когда надо было.

В сущности, тенденция к портированию всего и вся продолжается: некоторые древние (совсем) игрушки до сих пор оказываются востребованными, несмотря на то, что платформы уже сто раз сменились, а современные игровые консоли, даже ручные, выдают такие мощности, какие не снились и университетским мейнфреймам, с которых начинал создатель Atari Нолан Бушнелл.

И вот бушнелловские Space Invaders проходят путь от псевдографики на допотопных WANG до нынешней своей инкарнации - в виде простенькой (?) игры на Macromedia Flash. Можно ли называть это эмулятором? Едва ли это просто переписанная на Flash игра, но она именно та же самая и по ощущениям, и по игровому процессу.

 

Elite

Для иллюстрации хотелось бы обратить внимание читателей на один ресурс. Это сайт Иэна Белла, одного из разработчиков легендарной Elite. Ссылка ведёт на страницу, где по категориям распределены все версии (опубликованные, естественно) той самой игры. Видим великое изобилие, не так ли?

Естественно, не всё было сразу в одно время, более того, по совести говоря, Elite на разных платформах могла отличаться до такой степени, что казалась разной игрой. Особенно это касается ArcElite - вариации, написанной для Acorn Archimedes и поныне слывущей лучшим портом Elite.

"Архимед" был домашним ПК с графическим интерфейсом операционной системы, относительно смахивающим на MacOS. Но для нас самым важным является другое обстоятельство, а именно, 32-битный процессор ARM RISC. Почему это самое главное? Дело в том, что немногочисленные эмуляторы Acorn Archimedes, в частности, Red Squirrel, VirtualAcorn и Archie (R.I.P.) - требуют ROM-файлы с самой операционной системой, бесплатное распространение которых правообладатели запрещают (посему данные файлы распространяются "тихой сапой").

Acorn Archimedes своё время сильно опередил, и как это часто случается, уровень его продаж был весьма невысок, к сожалению. Фактически наибольшую популярность он имел только в Великобритании и Ирландии в силу того, что его активно продвигали в образовательную сферу всякими маркетинговыми программами. Когда на тот же рынок насели Apple и IBM, "Архимед" быстро превратился в реликвию, о которой за пределами Британских островов мало кто слышал.

Кстати, RiscOS, при всём при этом до сих пор разрабатывается.

Как бы там ни было, ArcElite оставляла по себе немного совсем другие впечатления, нежели даже Elite+ под PC. NPC-корабли очень лихо летали строем и активно взаимодействовали в бою, и это только одна причина, по которой поклонники Elite так за ней охотятся.

Эмуляторы

Большинство игровых эмуляторов представляют собой freeware-программы, а вот эмуляторы некогда конкурировавших с PC платформ "общего назначения", под которыми предполагается запускать отнюдь не только игры, далеко не всегда бесплатны.

Например, VirtualAcorn, эмулирующий Acorn Archimedes, - сугубо коммерческая разработка, но для запуска ArcElite хватит близкого бесплатного родственника VirtualAcorn. Собственно, Squirrel является производной от VA с усечённой функциональностью. Впрочем, как уже сказано, потребуются ROM-файлы с операционной системой, которые, так скажем, не шибко просто достать законными методами.

Можно обратить внимание на другой ресурс, где в одной "упаковке" с ArcElite идут и все необходимые для эмуляции файлы. Там же весьма много ссылок на различные версии игры - и эмуляторы для разных платформ, включая Amiga.

В продолжение темы платформ, чужих для PC, можно, например, помянуть легендарную 64-битную консоль Atari Jaguar. На "Ягуара" приходятся сразу два эмулятора: Virtual Jaguar и Project Tempest.

Стоит, однако, заметить, что Project Tempest отличается незаурядными системными требованиями: для запуска игр со звуком рекомендуется использовать процессор с тактовой частотой выше 2 ГГц(!), что, в общем, довольно странно, учитывая, какие именно игры на нём идут (об этом ниже).

Ну и, наконец, помянем, так сказать, технически менее совершенную, нежели Jaguar, но более успешную консоль - Super Nintendo Entertainment System (SNES). В её случае, как и с консолью предыдущего поколения, NES, уже более десяти лет в Сети плодятся "реанимационные" проекты - программные эмуляторы сред. Их более двадцати штук, некоторые писались ещё под DOS и Windows 9x. Самым быстрым, впрочем, считается ZSNES, эмулятор, работающий не только под Windows, но и под Linux, FreeBSD и DOS.

Забавно, кстати, что эмулятор SNES существует и для Nintendo DS - преемственность поколений, что называется. Масса эмуляторов существует и для GameBoy/Gameboy Advance. Список таковых приведён здесь. Ну, а на Самый Главный Эмулятор игр под DOS мы, пожалуй, просто дадим ссылку в знак признания заслуг - DOSBox.

Игры

Elite - списки версий приведены выше, и, вообще говоря, наиболее полная информация по этой серии игр, со всеми её версиями для платформ и вариациями на тему, представлена на Elite Games. На этот сайт поклонникам "космических" игр всячески рекомендуем заглядывать.

Space Invaders, Tapper, Arcanoid, и так далее - добрые люди соорудили сайт, целиком посвящённый аркадам 1980-ых гг. Там есть как DOS-исполнение, так и "реаниматы" на Flash и Shockwave.

Франшизы Nintendo - "вечный" сериал про Mario никуда особо и не высовывался за пределы консолей Nintendo, и то же самое, например, можно сказать про Castlevania.

Зато игры для NES, SNES, GameBoy распространяются по Сети или собираются в весьма объёмистые коллекции в виде ROM-файлов, каковые имеют, скажем так, не вполне чистый юридический статус. С момента появления эмуляторов для NES/SNES и до недавнего времени Nintendo даже пыталась с этим активно бороться. Впрочем, с наступлением 128-битной эры военные действия поутихли.

Хотя та же Nintendo, например, планирует, по некоторым сведениям, запустить сервис Virtual Console для Wii и, тем самым, снова начать получать вполне законные деньги от распространения старых игрушек.

Однако стоит обратить внимание на ресурс, где в разделе Legal поясняется, что, по сути дела, на нём осуществляется онлайновый прокат классических игр для разных платформ, включая, заметим, не только разработки Nintendo, но и ряд других. Там требуется зарегистрироваться, скачать клиентское ПО, а для доступа к играм для SNES, Gameboy Color и т.п. придется даже заплатить звонкой монетой.

Все делают бизнес как могут.

Ну и, наконец, раз речь зашла о Jaguar, следует отметить следующие хиты:

  • Alien vs. Predator, трёхмерный шутер, представляющий собой нечто среднее между Wolfenstein и Doom. Кстати сказать, именно эта игра стала самой популярной игрой для "Ягуара"
  • Flashback - весьма популярная аркада, и поныне очень красиво смотрящаяся на PC (даром, что 1993 года выпуска), с незаурядным сюжетом и печальным финалом. На Jaguar она выглядит точно так же, как на PC, разве что габариты экрана несколько иные.
  • Syndicate - киберпанковая стратегия, до сих пор остающаяся весьма оригинальной игрой. На PC она выглядела намного лучше, чем на Jaguar просто в силу того, что приставочный вариант имеет куда менее детализированную графику. Например, текстуры поверхности просто размытые, а именно они более всего глаз и радовали.

Весь список огласили в Wikipedia.

Отыскать ROM можно с помощью Google, однако следует иметь в виду требовательность упомянутых выше эмуляторов к системе и расплывчатый юридический статус указанных игр.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.