Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Изваяние невидимого - 2

АрхивИз журнала "Компьютерра"
автор: Чугунов Антон   05.12.2007

Скульптуры, посвященные молекулам, - это прекрасный способ сказать о том, что мир, в котором мы живем, создан все-таки не телевизионными реалити-шоу, не шоппинг-центрами и не грязными политтехнологиями.

Окончание; прочитать начало

Музей неосязаемого

Мир молекул традиционно считается областью, доступной исключительно ученым, в силу того, что его ультрамикроскопическая природа неподвластна чувственному восприятию. Подобно платоновской "Республике", в которой жители аллегорической пещеры судят о реальном мире лишь по теням, отбрасываемым на стены своего обиталища, виртуальный музей "Неосязаемое" представляет собой коллекцию "теней", отбрасываемых из мира молекул на наше повседневное существование.

Зелёный флуоресцентный белок призрачно светится в темноте

Кеннет Юард (Kenneth Eward), смотритель этого музея, занимаясь научными исследованиями в области физиологии клетки, неожиданно увлекся искусством и по окончании университета открыл в Манхеттене арт-салон BioGrafx, посвященный научным достижениям. Виртуальная коллекция Юарда состоит из скульптур молекул и "молекулярных ландшафтов", выполненных в "пустынной" эстетической манере, характерной для фотографов начала XX века. "Законы физики не обязательно действуют в виртуальном мире, что делает возможным творчество, освобожденное от естественных ограничений", - пишет он о своих инсталляциях.

Одна из скульптур в виртуальной VRML-галерее - зеленый флуоресцентный белок - вибрирует, слегка сжимается и расширяется, напоминая зрителю о динамической природе белковых молекул, а заодно и о медузах, из организма которых был выделен этот важнейший для современной молекулярной биологии и биоинженерии объект.

Альфа-спираль для Полинга

Эстетический заряд, содержащийся в изображениях и скульптурах молекул, оказался столь значительным, что в некоторых колледжах изящных искусств уже защищают диссертации по этой теме. Вот что пишет Джулиан Восс-Андре (Julian Voss-Andreae) в аннотации к своей работе под названием "Скульптуры белков": "Создавая скульптуры белковых молекул, я предлагаю новый взгляд на основу всего живого. Более важным, чем буквальное копирование молекулы со всей возможной подробностью, мне представляется поиск базового принципа существования этой молекулы, выявление в нем художественного начала. В основе моего метода изготовления скульптур лежит аналогия между угловым соединением конструкционных элементов и сворачиванием белка. Я ощущаю, что нахожусь ближе к истине, когда использую алгоритмы, применяемые самой природой, нежели когда просто копирую внешний вид молекулы. Мою работу можно назвать алгоритмической, поскольку я рассчитываю необходимые для построения скульптуры разрезы из данных о структуре белка, используя собственную компьютерную программу. Однако кроме детерминистской стороны, в моей работе присутствует и равная ей по значению иррациональность, которая превращает научные модели в объекты искусства. Мои скульптуры дают почувствовать субмикроскопический мир, обычно постижимый только с помощью интеллекта".

Альфа спираль - один из основных "мотивов" пространственной укладки белковых молекул

Джулиан увлекся исследованиями белков, будучи еще студентом-физиком; после того как он перешел на факультет искусств, белки стали главным источником его вдохновения. Изучая трехмерный дизайн, Джулиан решил выбрать эти вещества в качестве предмета для своих работ. Его методика заключается в том, чтобы, разрезая погонный материал (такой как металлические балки или древесину) на части практически без отходов, соединять эти части по-иному, создавая уникальные, навеянные структурами белковых молекул формы. Именно безотходность, считает Восс-Андре, делает его методику близкой к феномену сворачивания белка. Написанная им самим компьютерная программа позволяет рассчитать геометрические параметры разрезов, которые нужно сделать в исходном материале, чтобы после сборки бездушный материал преобразился в уникальное произведение искусства. Так, один из экспонатов - "Высокая еловая альфа-спираль" - создан из цельного девятиметрового ствола дугласовой пихты. Небольшие ошибки, накапливающиеся от разреза к разрезу, а также органическая природа строительного материала приводят к тому, что вместо безжизненной геометрической формы получается весьма необычная скульптура. Сам Джулиан считает, что некоторая непредсказуемость результата - один из краеугольных камней его творчества.

Альфа спираль служит мемориалом Лайнусу Полингу - одному из величайших химиков мира

Несколько лет назад Восс-Андре представилась возможность сделать памятник одному из самых известных химиков мира - Лайнусу Полингу, единственному человеку на свете, дважды единолично награжденному Нобелевской премией1. Для скульптуры, установленной возле домика в Портленде (штат Орегон), где Лайнус провел детство (сейчас там Центр науки, мира и здравоохранения имени Полинга), была использована шестиметровая стальная балка, которая после пятнадцати разрезов плазменной горелкой и последующей сварки превратилась в трехметровую альфа-спираль.

В светособирающих комплексах - "антеннах" фотосинтеза - сосредоточено до 90% хлорофилла

"Все, что претендует на то, чтобы быть искусством, является им" - гласит одно из расхожих определений. Однако Джулиан, скрупулезно изучавший искусства, не останавливается на этом тезисе. По его убеждению, художник обязательно должен преображать объект, с которым он работает, привнося в него нечто такое, чего там раньше не было. Богатый набор взаимосвязанных ассоциаций и интерпретаций - вот что отличает подлинное искусство от бездушной модели. Конструктивизм, составляющий "физическую" основу творчества Восс-Андре, не является главной его частью, также как отрисовка реалистического изображения не является сутью шедевров художника-голландца Яна Вермеера, пользовавшегося в работе камерой-обскурой. Например, с помощью скульптуры "Светособирающий комплекс" Джулиан провел необычный эксперимент со светом. Скульптура состоит из 850 частей - так много субъединиц содержится в этой "молекулярной линзе", которая акцептирует кванты света в зеленых растениях и передает их на фотосистемы, вырабатывающие питательные вещества для растения и кислород для всей планеты. По замыслу скульптора, этот экспонат демонстрируется в небольшой затемненной комнате, а в центре его должна стоять свеча. Свет, струящийся через промежутки между отдельными "молекулами", напоминает нам о роли растений на Земле, а пляшущие тени на стенах похожи на заросли растений...

Белковый вальс

Молекулярные комплексы иногда вдохновляют авторов на создание целых инсталляций, сочетающих ландшафтный дизайн, технологию и скульптуру. Работы Мары Хэзелтайн (Mara Haseltine) масштабны: одно из ее творений - тридцатиметровая скульптурная группа "Белковый вальс" ("Waltz of Polypeptides"), расположенная в кампусе научного института Колд-Спринг Харбор2, - изображает один из фундаментальных процессов в живой клетке - синтез белка. В этой скульптуре несколько рибосом (микроскопических клеточных органелл, осуществляющих синтез белка) "нанизаны" на нить матричной молекулы РНК, в которой закодирована белковая последовательность синтезируемого полипептида BLyS3, аббревиатура которого созвучна с английским словом "блаженство" (bliss).

"Вальс полипептидов", автор Мара Хэзелтайн

Отец Мары Уильям Хэзелтайн - известный ученый и бизнесмен, организовавший семь биотехнологических компаний, среди которых - Human Genome Sciences, занимающаяся геномными исследованиями, направленными на борьбу с неизлечимыми заболеваниями, такими как многие формы рака или СПИД. "[BLyS в этой скульптурной композиции] растет из микроскопического зародыша в полноразмерную молекулу, - комментирует он творение своей дочери. - В науке форма определяет функцию. Знание структуры чрезвычайно важно, чтобы понять, как работает тот или иной объект. В работах Мары эта форма показана. Она прекрасна в своей динамичной изменчивости". Сама же дочь признается, что ее отец и другие ученые всегда были для нее неистощимым источником вдохновения. "Эта скульптура посвящена папе и огромной работе, которую он проделал", - говорит Мара.

В 2006 году в Сингапуре, на территории биотехнологического консорциума Biopolis, была торжественно открыта бронзовая скульптура "Ингибированный SARS", выполненная Марой Хэзелтайн по просьбе руководства консорциума. В 2003 году, во время эпидемии острого респираторного синдрома (сокращенно SARS), или, как его чаще называют, атипичной пневмонии, сингапурские ученые из этого консорциума провели тщательное геномное исследование коронавируса TOPC, вызывающего заболевание, и определили пространственную структуру протеазы, ответственной за проникновение вируса в клетку. Эта скульптура стала памятником самоотверженному труду ученых, благодаря которому удалось спасти множество человеческих жизней.

"Вальс полипептидов", автор Мара Хэзелтайн

"Нам невероятно повезло, - говорит Мара Хэзелтайн, - что мы наделены сознанием, позволяющим наслаждаться красотой нашей планеты и, благодаря современным технологиям, заглядывать одновременно и в микроскопический мир, находящийся в каждой нашей клетке, и в необъятные глубины космоса. Именно об этом я и пытаюсь сказать в своих работах".

Молекулы и общество

У читателя может возникнуть вопрос - к чему все это? Мало, что ли, нам изваяний вождя по всей стране да претенциозных выставок сюрреалистов и постмодернистов, которым несть числа?

Скульптуры, посвященные молекулам, - это прекрасный способ сказать о том, что мир, в котором мы живем, создан все-таки не телевизионными реалити-шоу, не шоппинг-центрами и не грязными политтехнологиями. Наука заслуживает того, чтобы к ней относились уважительно и не считали ученых чудаковатыми очкариками, которые своей вечной заумью затмевают простые и понятные выгоды, обещанные магами и экстрасенсами. Суеверия, шоу-бизнес и экспорт ресурсов не могут в течение долгого времени оставаться движущей силой государства. Стабильное существование должны обеспечивать крепкое хозяйство и - наука.


1. Нобелевская премия по химии 1954 года вручена Полингу "за исследование природы химической связи и ее применение для определения структуры соединений". В 1962 году Полинг снова получает нобелевку - за борьбу против использования ядерного вооружения и против военных действий как средства решения интернациональных конфликтов. [вернуться]

2. Джеймс Уотсон (первооткрыватель структуры ДНК и нобелевский лауреат) занимал в этом институте пост заведующего лабораторией, пока его неосторожное высказывание не было интерпретировано журналистами как расистское. После этого Уотсона отстранили от руководства. [вернуться]

3. Белок BLyS (B-лимфоцит-стимулирующий белок, отвечает за производство антител в организме) был открыт при участии отца Мары и, видимо, поэтому стал центральным элементом композиции. [вернуться]

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.