Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Александр Гурко: ГЛОНАСС – это не миф, а реальность

АрхивИнтерактивные интервью
автор : Марина Пелепец   16.02.2010

Первая часть ответов генерального директора "М2М телематики", разработчика навигационно-информационных систем и абонентского оборудования, и ОАО "НИС", первого федерального оператора ГЛОНАСС, на ваши вопросы. Ждать осталось недолго?

Первая часть ответов генерального директора "М2М телематики", разработчика навигационно-информационных систем и абонентского оборудования, и ОАО "НИС", первого федерального оператора ГЛОНАСС, на ваши вопросы. Ждать осталось недолго?

Начнём с того, что системы навигации, которые используют только сигналы ГЛОНАСС, в гражданских целях не используются. Далее - там, где речь идет о ГЛОНАСС, подразумевается использование двухсистемных ГЛОНАСС/GPS-приемников, которые серийно впускаются в России и за рубежом.

Преимущества двухсистемных приёмников проще всего пояснить так. Система ГЛОНАСС на данный момент состоит из 19-ти активных спутников на орбите, система GPS – из 24-х. В сумме 43 спутника.

Нормальному приему навигационных сигналов в реальных условиях часто мешают возвышенности, высокие здания и другие препятствия. В подобных условиях, чем больше число спутников, тем выше вероятность принять их сигнал, соответственно, тем выше надежность определения местоположения.

Технические преимущества двухсистемных решений подробно описаны во многих статьях, например, здесь.

jno: Когда же можно будет увидеть приёмник в магазине?

ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS-приёмник "в чистом виде" (в виде специализированной платы), как правило, используется только разработчиками, и в магазине сам по себе не продается.

Совмещенные ГЛОНАСС/GPS-приемники используются в системах мониторинга и управления транспортными средствами с 2007 года. Такие системы в настоящее время используют крупные государственные и коммерческие заказчики, как уровня отдельных предприятий, так и уровня целого региона. В течение более пяти лет ГЛОНАСС/GPS-приёмники используются в системах высокоточного позиционирования ведущими зарубежными компаниями ("Тримбл", "Джавад", "Топкон", "Лейка" и пр.).

Денис Краснов: Когда свободно будут продавать коммуникаторы со встроенным чипом для доступа ГЛОНАСС?

После освоения в массовом производстве недорогих и экономичных одночиповых ГЛОНАСС/GPS- приемников, которое произойдет в начале 2011 года.

Где на планете можно, а где нельзя использовать устройства ГЛОНАСС?

ГЛОНАСС является глобальной спутниковой системой, соответственно, сигналы его можно принимать везде. Для того чтобы уточнить условия приёма сигналов ГЛОАНСС в определённом месте, можно воспользоваться информацией на официальном сайте Прикладного потребительского Центра.

ExMuser: Александр, население примет всё, что предлагает правительство и близкие к нему корпорации, оно даже радо будет увидеть в действии национальную систему позиционирования... Только вы уж там, у себя в поднебесье, не думайте, что аудитория этого (недо)журнала это теле- или радиоаудитория, которой вы привыкли басни петь. Очень похоже на предновогоднее "открытие автомобильного завода во Владивостоке", когда Путин прокатился на корейской машине и отправил этот "УАЗ" Берлускони. Ржали всем городом, простите за прямолинейность.

Кто бы и что ни говорил, но сегодня в мире существуют две глобальные навигационные спутниковые системы – ГЛОНАСС и GPS, другим государствам создание таких масштабных систем пока недоступно.

ГЛОНАСС – это не миф, а реальность, которая имеет место не только в оборонной промышленности, но и в других сферах экономики – пассажирских и грузовых перевозках, ЖКХ, здравоохранении, строительстве, охранной деятельности.

Как я уже отвечал выше, системы на основе ГЛОНАСС активно внедряются на транспорте с 2007 года, в настоящее время более 30000 транспортных средств оборудовано абонентскими терминалами с поддержкой ГЛОНАСС.

Системы мониторинга и управления транспортом давно доказали свою экономическую эффективность и используются всеми "продвинутыми" коммерческими фирмами и многими государственными организациями

Решения на основе технологий системы ГЛОНАСС активно внедряются Министерством внутренних дел Российской Федерации. В Москве, например, навигационным оборудованием оснащено более 600 автомобилей патрульно-постовой службы, что позволяет эффективно использовать имеющиеся в распоряжении стражей правопорядка силы и средства. Существенно сокращается время реагирования на совершаемые преступления.

Ежегодно в России в результате аварий на дорогах погибает около 30 тысяч человек. Использование современных навигационных технологий при оказании медицинской помощи сократит время прибытия экипажа скорой помощи к месту аварии, что позволит сохранить многие тысячи жизней. На это нацелен новый проект – "ЭРА ГЛОНАСС" (Экстренное Реагирование при Аварии), который сейчас активно развивается.

Так что, над чем смеяться, а что воспринимать всерьёз – решать Вам.

Vladimir G. Sokolov: С учётом того, что в настоящее время большая часть транспортных средств оснащена терминалами только с GPS, как вы предполагаете мотивировать потребителя на переоснащение двухстандартной аппаратурой?

Системами мониторинга оснащена незначительная часть транспортного парка страны (менее 10%). То оборудование, которое уже установлено, будет эксплуатироваться до завершения срока эксплуатации.

Что касается новых систем, то действующие сейчас нормативные требования обязывают использовать ГЛОНАСС для вновь поставляемой техники, приобретаемой на государственные деньги.

Anonymous: Будут ли предприниматься попытки лоббирования ГЛОНАСС на высшем уровне по аналогии с автопромом? Типа пошли на GPS?Не считаете ли Вы абсурдными заградительные меры по чипам и устройствам GPS без ГЛОНАСС?

При грамотном использовании, пошлины – механизм эффективный. Однако это будет иметь смысл через небольшой промежуток времени, после того как будут освоены в серийном производстве конкурентоспособные ГЛОНАСС/GPS-приёмники (ожидается, что это произойдет в 2011 году). К концу 2011 года – началу 2012 года можно ожидать освоения в производстве потребительского оборудования с использованием этих приёмников, именно в этот момент введение пошлин было бы разумным для поддержки импортозамещения.

Алексей Обломов: Как любой другой обычный гражданин нашей страны может проверить работоспособность ГЛОНАСС?

Просто прийти в магазин и потрогать не получится, я уже отвечал выше. Для того чтобы проверить работу ГЛОНАСС в действии, необходимо, например, приобрести систему мониторинга и управления транспортом. Далее подключить ГЛОНАСС/GPS абонентский терминал к компьютеру, запустить специальное программное обеспечение , которое покажет, сигналы каких спутников принимает прибор, сколько из них - спутники ГЛОНАСС, сколько - GPS. К сожалению, это доступно пока только для профессионалов.

snum: Основой для ЭРА ГЛОНАСС, скорее всего, будут выступать системы мониторинга. Производителей систем мониторинга у нас в России много, но у всех различная структура передаваемых данных. Будет ли разработан единых стандарт передаваемых данных, и когда это произойдёт? Может, этим стандартом станет интерфейсный протокол e-Call?

Одной из задач федерального сетевого оператора ОАО "НИС" является проведение единой технической политики при построении различных систем на основе ГЛОНАСС, в первую очередь – "ЭРА ГЛОНАСС". Хотелось бы отметить, что в рамках этих работ никто не будет изобретать велосипед, мы проводим консультации с различными европейскими экспертами и организациям, чтобы максимально использовать наработки по европейской системе e-Call и обеспечить совместимость с ней.

Что касается "единого протокола всех времён и народов", то здесь нужно проявлять разумную осторожность и, в первую очередь, определить, какие именно задачи будет решать система, и какой протокол для неё оптимален.

Сергей Качалов: Мой автонавигатор, по описанию, умеет ловить и Галилео. Дорогу показывает нормально. Зачем мне, мирному гражданину, ещё и ГЛОНАСС? Чем он лучше?

Если кратко – ГЛОНАСС имеет 19 активных спутников на орбите, GALILEO – один единственный и не до конца понятные планы по развертыванию к 2015 году или даже позже.

Про преимущества двухсистемных решений рассказывал в начале материала.

Дмитрий:Сколько именно опыта у М2М в разработках, если учесть, что Ваша компания всегда была перепродавцом тайваньского железа, затем китайских модулей ГЛОНАСС и детищу (продукции вашей компании) – бортовому контроллеру – два года?

Все ГЛОНАСС/GPS-модули (чипсеты), которые использует компания "М2М телематика" - российского производства. Изначально мы использовали ГЛОНАСС/GPS-модули фирмы "Навис", далее перешли на собственное производство ГеоС-1 и ГеоС-1М.

Что касается абонентских терминалов (в составе которых используются ГЛОНАСС/GPS-приемники), то много лет назад "М2М телематика" действительно занималась их импортом. Однако более двух лет назад мы и здесь перешли на собственное производство. На сегодняшний день "М2М телематика" произвела более 20 тысяч единиц подобного оборудования.

Выпущено множество модификаций терминалов для нужд заказчиков из разных отраслей, чтобы полностью соответствовать специфическим требованиям. Таким образом, мы аккумулировали достаточно богатый опыт разработок и серийного производства терминального оборудования.

Также всё программное обеспечение, использующееся для построения систем мониторинга и управления транспортом, является собственной разработкой компании "М2М телематика", начиная с 2003 года. Рекомендую внимательно изучить наш сайт.

Павел Чагин: В последние месяцы предыдущего года было объявлено, что КБ "Навис" и компания Spirit-Telecom создали чипы. Какая же разработка будет использоваться как основная или они будут использоваться обе, но предназначены для различных целей (если так, то каких)? И где же всё-таки они будут производиться?

Если есть команда разработчиков специализированных микросхем для ГЛОНАСС/GPS-приемников, которая владеет всеми средствами разработки и имеет практически подтвержденный опыт создания подобных чипов, то вопрос с производством отступает на второй план. Полностью владея всеми технологиями, переделать чип под ту или иную фабрику – это задача разумной сложности, несоизмеримо проще, чем разработка чипа "с нуля". На текущем этапе важно, чтобы в нашей стране были такие команды. Они есть, но их мало.

С любой точки зрения, таких команд должно быть несколько. Если вспомнить времена СССР, то даже в такой капиталоемкой отрасли, как самолётостроение, несколько команд решали похожие задачи – МИГ и СУ, АН и ИЛ. Каждая команда имеет свои уникальные подходы, в чём-то лучше, в чем-то хуже, чем у других. Поддержание разнообразия и здоровой конкуренции жизненно важно для получения качественных решений.

Заявленные приемники НАВИС – это здорово, но, вне всякого сомнения, вскоре к ним присоединятся другие разработчики. Все вместе они создадут конкурентоспособные ГЛОНАСС/GPS-приёмники, что, в свою очередь, позволит активно внедрять ГЛОНАСС в потребительское оборудование. На сегодняшний день мы знаем только о двух серийно производимых и конкурентоспособных приемниках – ГеоС-1, ГеоС-1М компании "ГеоСтар-навигация" и НАВИС.

Михаил Бычков: Вопрос касается технической части: меня интересует состояние разработки и выпуска аналогового чипа ГЛОНАСС – сам разработчик, а первый чип видел... в 2000 году, передавал на "Микрон" проект и случайно увидел готовую топологию. Потом принимал участие в некоторых работах по этой тематике. Иными словами – практически каждая контора в стране, имеющая отношение к аналоговым микросхемам занималась подобными разработками. Где же "полезный выход"? Я не спрашиваю "почему нет", поскольку как раз это понимаю, мне интересно на кого сейчас ориентируются разработчики аппаратуры.

О владении технологиями я ответил в предыдущем вопросе. Относительно "полезного выхода" можно сказать следующее…

На сегодняшний день не существует серийно производимого, конкурентоспособного ГЛОНАСС/GPS-приёмника, ориентированного на сектор потребительского рынка (как я уже отвечал, это произойдет в начале 2011 года). Однако ещё три года назад размер ГЛОНАСС/GPS-модуля был с пачку сигарет при потребляемой мощности 3 Вт. Полтора года назад размер уменьшился до спичечного коробка при мощности потребления 1 Вт. Современный серийно производимый ГЛОНАСС/GPS-приемник, ГеоС-1М, всего лишь на 10 мм больше GPS-приемника при мощности потребления 350 мВт (против 100-150 мВт у GPS). Кто-то считает, что деньги на развитие технологий ГЛОНАСС были потрачены зря?

Юрий: Здравствуйте, Александр. Возможно, вопрос не по адресу, но я всё-таки задам его Вам. Каким образом объединить сигналы или данные GPS и ГЛОНАСС с целью более точного определения текущих координат?

Все ГЛОНАСС/GPS-приемники имеют алгоритмы одновременной обработки сигналов обеих спутниковых систем для повышения точности и достоверности определения координат, так что эта задача уже решена.

MADem: Объясните, почему нет партнёрства с каким-нибудь крупным игроком на рынке навигаторов? Возьмём "случайную" компанию. Открываю "Яндекс.Маркет", вижу три навигатора из раздела "популярные": TeXet, Explay, Garmin. Почему не слышно о скором анонсе "Нового, распрекрасного Garmin 100-500 с поддержкой glonass"? Без этого проект загнётся...

В настоящий момент ГЛОНАСС/GPS-модули по своим техническим характеристикам не предназначены для использования в портативных устройствах, поэтому свое применение они находят в профессиональных приборах – абонентских терминалах систем мониторинга и управления транспортом. Следующее поколение ГЛОНАСС/GPS-приемников будет полностью конкурентоспособным с GPS-устройствами. Тогда и можно будет использовать отечественные ГЛОНАСС/GPS-модули в потребительских устройствах, в частности - в автомобильных навигаторах. После того, как подобные чипы будут запущены в серийное производство, появится и предмет для сотрудничества. Интерес со стороны зарубежных партнеров однозначно есть.

Дмитрий: Как именно Вы объясните тот факт, что и e-call и Volvo on Call – это всё коммерческие системы, которые принадлежат автомобильным компаниям? Зачем под коммерческую программу было обещано выделить 180 миллионов из федерального бюджета? Я прекрасно понимаю процесс "осваивания" средств, однако мне совершенно непонятно – неужели те, кто выделяют деньги под сомнительно полученные (украденные = заимствованные) "М2М программы" типа "ЭРА ГЛОНАСС" – так слепы? Или же, как обычно, "заинтересованы"?

В корне неверно. Проект "ЭРА ГЛОНАСС" решает две основные задачи. Во-первых, это снижение смертности и травматизма на дорогах, обеспечение экстренного реагирования на аварии. "ЭРА ГЛОНАСС" расшифровывается как Система Экстренного Реагирования на Аварии. Вторая задача реализации проекта – создание массового рынка для ГЛОНАСС.

Данный проект является системообразующим и стимулирует развитие нескольких отраслей: телекоммуникации, автомобильной электроники и навигации, а также создание инфраструктуры реагирования на чрезвычайные происшествия, что особенно актуально для нашей страны. Именно поэтому государство выделяет на него деньги. В Европе проект e-Call не является коммерческим, он финансируется странами Евросоюза.

Кроме этого, существуют коммерческие системы различных автопроизводителей, так называемые private e-Call, например, Peugeot, Citroen, BMW и др. Volvo on Call – как раз тот пример, когда компании предлагают дополнительные сервисы на базе созданной государством инфраструктуры.

Evgeniy Alexandrov: Александр, опровергните, пожалуйста, следующие тезисы:
- ГЛОНАСС пиарится, в первую очередь, чтобы показать миру и американцам, что у нас есть свой GPS , – чисто политическая деятельность;
- с производством для народа у нас в стране ничего не получится – только в Китае, а в Китай мы не отдадим, потому что гос. тайна. Ну, может быть, программу какую-нибудь напишем, НО! любая подобная программа пишется под железо, а железо мы не делаем, потому что тайна (см. выше);
- подобный "выход в народ" нужен, опять же, для пиара и изучить общественное мнение "для галочки", не более;
- пофиг, что там спутники не работают, на самом деле, все это может быть одной большой профанацией, как СОИ у американцев в 80-е;
- всё это не более, чем распил бюджетного бабла, т.к. кому надо (американцам, конечно), и так всю ситуацию знает "из первых рук".

Думаю, что уже ответил на эти вопросы выше. Могу только сказать, что у нашей страны нет другого выхода, кроме как развивать технологии ГЛОНАСС до конкурентоспособности с другими системами спутниковой навигации. Судя по поддержке руководства страны, ГЛОНАСС – это всерьёз и надолго.

Сергей К: Есть ли какая-нибудь стратегия завоевания не только профессионального, но и потребительского рынка применения ГЛОНАСС, в первую очередь, российского? Или это поле битвы заранее отдано победителю, с учётом, что сейчас чуть ли не каждый коммуникатор имеет GPS, а скоро, наверное, он будет в каждом продаваемом сотовом телефоне?

Безусловно, дальнейшее развитие ГЛОНАСС связано продвижением системы на потребительском рынке. Однако это продвижение начнется после того, как только будут запущены в массовое производство конкурентоспособные ГЛОНАСС/GPS-приёмники, по своим техническим характеристикам не уступающие GPS-устройствам. Произойдет это в 2011 г.

О преимуществах двухсистемных решений рассказал ранее.

Андрей Чернов: как вы оцениваете заинтересованность не военных структур, а рядового пользователя в действующем решении на ГЛОНАСС-технологиях?

Исторически сложилось так, что именно военные являлись катализаторами развития очень многих технологий, к которым в том числе относится и ГЛОНАСС.

Успешность и жизнеспособность любой современной технологии определяется количеством её пользователей, иными словами - массовым рынком. Таким образом, без расширения области потребительского спроса, области предоставления услуг на базе ГЛОНАСС широкому кругу потребителей, развитие отечественной навигационной системы невозможно.

Интерес со стороны гражданских потребителей есть, однако для его практической реализации нужно дождаться нового поколения приёмников.

(продолжение следует)


Вопросы в этом интервью задавали читатели "Компьютерры-Онлайн" на нашем форуме. С какими компаниями вы бы хотели пообщаться? Пишите на адрес site@computerra.ru письма с заголовком "интерактивное интервью", и мы постараемся его организовать.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.