Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Феликс Мучник: "Софт – это развлечение"

АрхивИнтерактивные интервью
автор : Марина Пелепец   15.06.2009

Феликс Мучник, генеральный директор интернет-магазина Softkey.ru, ответил на ваши вопросы. Можно ли вернуть купленную программу? Нужны ли рынку региональные интернет-магазины?

Есть интернет-проект, пользователи перечисляют через WebMoney (или какую-нибудь аналогичную службу) деньги за определенные услуги. Есть ли хоть какие-нибудь ограничения со стороны законодательства на такого рода бизнес?

Конечно, ограничения есть. интернет-магазины, получающие оплату товаров посредством электронных платежных систем, платят налоги, как и все остальные участники рынка. И за уклонение от налогов несут такую же ответственность. Бизнес в Сети, несмотря на некоторую очевидную непохожесть на привычные каналы продаж, на самом деле не так сильно отличается в плане организации. На них накладывают ограничения правила продажи товаров дистанционным способом, а в законе "О защите прав потребителей" дистанционной торговле посвящена отдельная статья. Работа с электронными платежными системами (кстати, WebMoney – самая популярная электронная платежная система среди наших покупателей) также предполагает целый ряд строгих требований. На сегодня это – один из наиболее удобных вариантов организации оплаты и, кстати, один из наиболее безопасных.

Существует много прекрасных импортных программ, которые невозможно найти в российских интернет-магазинах ПО. Существуют ли услуги, которые помогают пользователю приобретать лицензии на "непопулярные" импортные программы? Основная проблема, это, конечно же, перевод денег разработчику. Речь о download-программах, на которые просто высылаются по e-mail "ключи".

В каталоге интернет-супермаркета Softkey более 15 тысяч программ, но в мире их сотни тысяч наименований. Вполне естественно, что подобные ситуации возникают – причем как у частных, так и корпоративных клиентов. В этом случае мы стараемся заключить договор с компаниями-разработчиками, включаем продукт в свой каталог и обеспечиваем заказчику поставку необходимого продукта.

Как вы думаете, станет ли в ближайшее время продажа бытовой техники и электроники онлайн конкурентом продаже в магазинах? Как влияет на развитие "электронных" продаж отдаленность от центра (Москва, Санкт-Петербург). Имеется ли необходимость создания локальных интернет-магазинов, обслуживающих только один регион или город? Каким способом будущие покупатели чаще всего узнают о существовании интернет-магазина?

Мы работаем в софтверной сфере, но, по моим личным наблюдениям, продажа техники и электроники в онлайне уже вовсю конкурирует с традиционными каналами. Особенно если говорить о выборе товара перед покупкой, а не о самой покупке. Локальные интернет-магазины, естественно, тоже имеют право на существование и могут принести своим владельцам доход. Но сама тенденция, мне кажется, идет к глобализации. Взаимоотношения с поставщиками, логистика и т.п. – всё, как и в оффлайне, удобнее и дешевле вести бизнес большой структурой. Как наши покупатели узнают о нас – маркетинг, реклама, PR, ничего кардинально нового и отличающегося от оффлайна я вам не расскажу.

Феликс, а как вы думаете – если взять и снизить цену ПО до уровня пиратских версий – резко ли увеличатся продажи? Вообще, только ли ценовой характер имеет пиратство в России?

Цена на ПО не берется просто из воздуха, это такой же продукт, как и материальные товары. У него есть себестоимость, разработчики тратили на него свое время, были задействованы производственные мощности. Это также вопрос интеллектуальной собственности. Поэтому предложение "взять и снизить до уровня пиратских версий", как минимум, нелогично. Другое дело – если производитель готов пойти навстречу покупателю и уменьшить стоимость. Мы нередко выступаем с подобным предложением, и многие разработчики его принимают. А пиратство в России имеет не только ценовой характер. Для кого-то это вопрос принципа – не покупать легально, раз можно приобрести дешевле, для кого-то – вопрос азарта. Кроме того, многие пользователи пиратского ПО и рады бы купить легальный продукт, но либо не имеют на это средств, либо просто не знают, где его можно приобрести. Это довольно распространенный случай для удалённых городов, где в ассортименте оффлайн-продавцов только самый элементарный перечень ПО.

Феликс, я тут посмотрела ваш раздел "Подарки для неё". Нет, кое-что, конечно, логично. Особенно порадовало количество софта для подсчета цикла (и ни одной — для Мака!). Но что в этом списке делают RAdmin, QPILE Master, Portfolio Maestro и наконец – OpenOffice pro Бизнес Пак за 750 рублей? Собственно, вопрос – по какому принципу формируются списки подарков и насколько они эффективны?

Женская аудитория, хотя и увеличивается постепенно в общей массе наших покупателей, пока ещё относительно немногочисленна. И мы стараемся, конечно, дам привлечь – тем более что у нас действительно есть, что предложить. Люди в большинстве своем по-прежнему считают, что ПО – это только для работы. Мы делаем все, чтобы доказать обратное. Софт – это развлечение, и часто – ответ на наши повседневные вопросы. Поэтому, например, созданы "Летние пакеты", ориентированные на туристов и даже дачников. Это недорогие и действительно полезные программы и утилиты.

У меня есть простая идея реализации ЖК-клавитуры, кому из производителей она может понравиться? И вообще есть ли ресурс, на котором можно было бы нормально обсудить какие-либо технические идеи с разработчиками.

Сейчас, если честно, даже не знаю. Попробуйте написать ангелам и венчурам, например, http://addventure.to.

Много ли существует покупателей, пытающихся возвращать недавно купленный софт? Поясню: например человек покупает игру (или какой-нить матерый пакет для работы с графикой), а потом оказывается, что его компьютер чересчур слаб для неё. Пираты, торгующие дисками на рынках и в киосках, обычно деньгу возвращают, хотя и "со скрипом". А в вашем магазине нечто подобное предусмотрено? Просто не все сразу догадываются поставить триал-версию и оценить качество/необходимость тех или иных программных продуктов.

Такие случаи возникают довольно часто. Если это физическое лицо, то вопрос в соответствии с законом о защите прав потребителя решается в его пользу. Конечно, при условии, если возврат совершается в течение 14 дней после покупки. Если это лицо юридическое, мы стараемся этот вопрос решить в индивидуальном порядке. Но все-таки мой совет – загружайте триальные версии и внимательно читайте описание программ, условия лицензирования и т.д. Вам же проще будет.

На вашем сайте написано, что софт могут приобрести не только жители РФ, но и обитатели ближнего и дальнего зарубежья. Вопрос: а из каких "заграниц" больше всего клиентов? Какой зарубежный рынок ПО растет наиболее впечатляющими темпами?

Самые высокие темпы показывают рынки Украины, Казахстана и Польши. Причем именно в такой последовательности. И Украина лидирует с большим отрывом. Это одно из наших первых зарубежных представительств. Всего их было открыто 10.

Вы продаете полноразмерные игры только на дисках, когда их можно будет скачивать?

Можно и скачивать, если это, к примеру, казуальные игры. Всё, что производитель выставит в цифровом формате, можно будет скачать. Так что всё зависит от производителей игр. Процесс перехода к цифровой дистрибуции уже пошел. Так, рынок видеоигр в цифровом формате в мире уже достиг нескольких сотен миллионов долларов.

Планирует ли "Софткей" организовать 30%-ю скидку на программное обеспечение для читателей портала "Компьютерра-Онлайн"? :)

30% – это вряд ли, только если договоримся с производителями. Все-таки у нас в каталоге цены выставляет вендор. А несколько меньшую скидку мы предоставляем постоянно, следите за новостями у нас на сайте. Можем и специально для портала предоставить :).


Вопросы в этом интервью задавали читатели "Компьютерры-Онлайн" на нашем форуме. С какими компаниями вы бы хотели пообщаться? Пишите на адрес site@computerra.ru письма с заголовком "интерактивное интервью", и мы постараемся его организовать.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.