Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дмитрий Глуховский: "Контент в интернете решает многое"

АрхивИнтерактив
автор : Григорий Рудницкий   02.04.2010

Автор "Метро 2033"  рассуждает на тему того, как стать популярным писателем с помощью интернета, а также рассказывает о своём отношении к современным цифровым технологиям.

Писатель Дмитрий Глуховский хорошо известен в России. Его цикл книг "Метро" послужил основой для формирования целой субкультуры, которая включает в себя не только миллионное читательское сообщество, но и когорту авторов, продолжающих и развивающих сюжет спасения человечества после ядерного взрыва в недрах метрополитена. Совсем недавно вышла и компьютерная игра по мотивам произведений Глуховского. Но мы беседовали с ним не об этом. Нас интересовало, насколько легко сегодня стать знаменитым благодаря сетевой популярности. Что нужно для того, чтобы шагнуть за пределы монитора на страницы бумажной книги?


Дмитрий Глуховский

- Вы стали известны и популярны благодаря публикации произведений в интернете. Есть немало молодых и не очень молодых писателей, которые, возможно, не располагают денежными средствами для выпуска своих произведений на бумаге, но таланта при этом хоть отбавляй. Что бы вы им посоветовали в плане раскрутки и на какие бы вещи порекомендовали обратить внимание в первую очередь?

- Интернет - это такое уникальное место, где контент решает очень многое. Качественное, самобытное и интересное находит себе дорогу само.

- И оно в любом случае станет популярно?

- Нет, не в любом случае. Есть платформы, есть площадки, есть технологии, но на данном этапе все это можно получить бесплатно. Вот на экран телевизора ты бесплатно не попадешь, никто тебе бесплатно не даст рекламировать себя по телевизору. Но возможность бесплатно разместить баннер тебе предоставят многие, просто за интерес, за хорошее отношение.

К примеру, роман "Метро 2034" я готовил полностью самостоятельно, был сам себе продюсером, рекламным агентом и т.д. И только в последний момент издательство "АСТ" приобрело не только роман, но и весь готовый проект. Деньги были потрачены только на гонорары художнику, который всё это оформлял. Было запущено огромное количество баннерных показов, рекламирующих данный проект - от социальных сетей и до блог-сервисов. Мне очень помогли "Живой журнал" и "Одноклассники.ру", причём совершенно бесплатно, просто за размещение логотипа на обложке. Это лишний раз доказывает, что когда конкуренция в среде контента выше, всегда есть возможность пробиться совершенно бесплатно. Главное, чтобы люди верили в твою идею и были готовы тебе помочь.

- Есть несколько сетевых литературных сообществ, но почему-то мало авторов с таких ресурсов выходят за рамки интернета. Наиболее известные примеры - это, пожалуй, вы и Сергей Минаев. Почему не получается у остальных?

- Тут сложно сказать. Нас с Сергеем Минаевым объединяет то, что и в отношении его первой книги и в отношении моей первой книги была проведена мощная рекламная кампания на старте. Поэтому говорить о том, что люди прорываются в печать вообще без какой-либо поддержки, было бы неправильно. Но вот в моем случае рекламная кампания завершилась два года назад, а дальше все происходит само собой, за счет оригинальности контента. Ведь рекламы уже нет, а контакт с читателем остается. Правда, и до рекламы книга была довольно популярна, сайты посещали тысячи людей. Так что врать, что все происходит само по себе, я, конечно, не буду, но и утверждать, что любой бессмысленный и бессодержательный проект можно раскрутить с помощью рекламы в интернете, тоже неправильно. В конечном итоге, всё равно работает принцип "сарафанного радио", которое формируется из мнений тех, кто уже прочел книгу.

Нужно несколько слов сказать и о бесплатности контента. За счёт того, что все мои книги лежат в Сети в открытом доступе, у людей есть возможность составить мнение о произведении, не платя за него. Это особенно важно, учитывая, что многие из моих читателей - школьники, студенты, либо просто люди, которые живут далеко, даже за границей, и не всегда могут купить бумажную книгу. Школьникам и студентам дать прочесть - вообще святое дело. Я считаю, что культуру чтения нужно сохранять. Мне 100 тысяч недопроданных книг менее важны, чем тот факт, что книгу, пусть и бесплатно, прочел миллион человек.

- А что думает на эту тему ваш издатель?

- Издатель тоже видит, что все отлично, книга пользуется популярностью, тиражи высокие, и поэтому никак не препятствует. Они смирились с моей концепцией, что должна существовать бесплатная альтернатива в интернете. Мне кажется, здесь вообще нет никакого противоречия. Вы читаете книгу в интернете, и если она вам понравилась, вы уже не покупаете кота в мешке.

- Не боитесь ли вы, что это войдёт в моду, и в конце концов вся литература станет бесплатной и перетечёт в интернет? Что тогда, так сказать, будут намазывать на хлеб писатели?

- Этого не произойдет. Во-первых, многим просто неудобно читать с экрана. Есть "обездоленная" часть аудитории, которая предпочтет портить глаза, но будет читать с экрана. Пусть, на здоровье. Когда мне было 15-20 лет, для меня было слишком важно сохранить лишние 10-15 долларов, чтобы думать о риске в будущем посадить себе зрение. Информационный голод есть, желание быть актуальным тоже есть. Так что пусть почитают книгу бесплатно. Но в какой-то момент человек вырастает, начинает бояться за свои глаза, и в этот момент он понимает, что традиционные бумажные носители стоят того, чтобы потратить какие-то деньги и почитать. В конце концов, можно просто взять книгу в библиотеке. Не думаю, что электронные тексты являются альтернативой, способной когда-либо полностью заменить бумажные носители. Правда, в музыке ситуация совершенно другая. Для большинства меломанов абсолютно не важно, что слушать - компакт-диск или мп3-файл. Но книгу настолько приятнее и удобнее держать в руках, чем коммуникатор с маленьким экраном, что опасаться не стоит. Пока устройства для чтения электронных книг всерьёз не распространятся, вряд ли что-то изменится.

- А у вас уже есть такое устройство?

- Нет, пока не купил. Мне кажется, что это очень интересная технология, которая, безусловно, имеет большое будущее. Особенно, когда приходится много ездить, гораздо удобнее иметь с собой один плоский планшет размером с книгу, чем 10 тысяч книг. Хотя при этом необходимо иметь дома библиотеку.

- Раз уж мы заговорили о технике, хотелось бы спросить, какими сотовыми аппаратами вы пользуетесь, и какой их функционал для вас является наиболее полезным и востребованным?

- У меня два телефона, первый - это простенькая Nokia, он нужна для звонков. Единственное, что я туда закачал - это игра "Монополия", да и то в неё не особенно-то играю. Второй аппарат - это iPhone. Он, конечно, намного практичнее и удобнее. Я вообще фанат продукции Apple, фанат Макбуков и Айфонов. Но, к сожалению, iPhone уже стал полностью "попсовым" устройством. Достаточно посетить любой крупный кинотеатр, и там увидишь, что молодые люди, прибывшие со всех концов нашей страны, сидят непременно с Айфонами. Конечно, это в какой-то степени уменьшает элемент престижа данного аппарата. Вместе с тем, он остается самым практичным и надежным коммуникатором. Если говорить о разделении функционала, то iPhone я, как правило, использую для интернета и электронной почты, а звоню с обычного телефона.

Что касается ноутбука, то я использую MacBook Air. Я не пользуюсь офисными приложениями от Apple, а установил обычные Word и Excel. Есть профессиональная программа для сценаристов, а также несколько графических программ. Мне несколько не хватает простых и массовых компьютерных игр и дисковода. Кстати, дисковод я себе уже купил. Дома стационарный компьютер у меня ПК.

- Насколько глубоко вы интересуетесь новыми платформами и технологиями, появляющимися на рынке мобильных устройств?

- Вы знаете, я не такой уж фанат новых технологий, но я и не консерватор. Скорее, меня можно считать уверенным потребителем. Когда та или иная технология становится массовой, я начинаю её изучать, и, в конечном итоге, "подсаживаюсь". Но, повторяю, это происходит не в "первой волне".

- Сколько времени в день вы проводите в интернете?

- Часов пять, как правило. Это чтение и ответы на письма, общение. Очень много уходит на определённый маркетинг. Интернет - это огромная возможность получить отдачу с каких-то своих проектов, книг, исследовать предпочтения и мнения читательского сообщества, а также осуществлять деловые и творческие коммуникации.

- И последний вопрос. У ваших произведений апокалиптическая направленность. Но не кажется ли вам, что не злая воля отдельных людей, а именно техника и технологии, их сбой, в конечном итоге приведут к тому, что человечество окажется заточенным в метро?

- Людям свойственно бояться технологий. Апокалипсис связывали с появлением радио, телевидения, газет, двигателей внутреннего сгорания, самолетов, атомной энергии. Но вот сколько существует человечество? Миллион лет. Сколько существует цивилизация? Десять тысяч лет. А сколько длится век технологий? Пожалуй, сто лет. Возможно, шанс ещё есть. С другой стороны, технологии самого человека оставляют неизменным. Мы мало чем отличаемся от людей, которые 10 тысяч лет назад строили Иерихон, и от тех, что в Альпах с дубинками гонялись за дикими кошками. Люди не меняются.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.