Comverse: А мы набираем!
АрхивИнтерактивПрошедшая на неделе конференция поставщика биллинговых решений Comverse запомнилась ужасающим потенциалом нового ПО в руках операторов, смелыми заявлениями о наборе персонала и впечатляющим шоу в конце.
Одним из самых закрытых от абонента элементов системы сотовой связи является программное обеспечение, ответственное за биллинг. В то же время работа именно этой системы критически важна для отношений "клиент-оператор" - в многочисленных страшилках о некорректной работе таких систем фигурируют схемы, якобы позволяющие операторам наживаться на абонентах, незаметно снимая со счета буквально по копейке.
В прессе работа этих систем и их поставщиков тоже освещается нечасто, поэтому было вдвойне интересно сходить на организованную недавно встречу представителей компании Comverse с российскими IT-журналистами. Название это за пределами узких профессиональных кругов малоизвестно, хотя в клиенты компании смело можно записать треть населения Земли - услугами операторов, доверивших свои сети программному обеспечению Comverse, пользуется 2 миллиарда человек. По подсчетам самой компании, две трети крупнейших ОПСОСов мира пользуется именно их продукцией. И в списке не только биллинг - Comverse занимается и системами мобильной рекламы (next big thing в мире хайтек-бизнеса, кстати сказать - как только придумают нераздражающую реализацию), и решениями для SMS, и такой популярной на российском рынке фишкой как RBT (Ringback Tone - мелодия, которые слышит дозванивающийся абоненту человек). В разработке своих сервисов компания, понятное дело, прежде всего стоит на стороне оператора - это означает максимально точное отслеживание потребляемых клиентом услуг и потенциальную возможность взимать плату за каждую из них по отдельности, о чем чуть ниже.
Урбан Гиллстрём
Естественно, пресс-конференция была созвана неспроста - во-первых, Comverse в лице президента по глобальным продажам Урбана Гиллстрёма и генерального директора российского офиса Евгения Плинера явно хотелось похвастаться результатами и большими планами на наступивший год, покрасоваться на фоне кризиса, а во-вторых, были представлены и планирующиеся к скорейшему внедрению новинки. В числе последних - система мобильной рекламы MobileAd, решение для создания "магазина приложений" Comverse Application Store (ох и модная нынче тема, чувствую, конец скоро всем этим "отправь SMS на короткий номер..."), и самое главное - новая конвергентная биллинговая система Comverse ONE. Что означает вся эта выделенная курсивом матерщина? Сразу несколько вещей. Например то, что в ней абоненты контрактных тарифных планов и их предоплатные "собратья меньшие" могут совершенно спокойно обслуживаться этой самой системой одновременно и в единой номерной емкости. Поэтому когда операторы соизволят тряхнуть мошной и раскошелиться на лицензию и внедрение, для конкретного абонента наступит следующая ситуация: осознав, что он запарился пополнять prepaid-счет, потому что много говорит, он сможет перейти на контракт, где ему выделят нужное количество минут и смсок, а также и мегабайт. Если же он наоборот, прийдет к пониманию факта, что у него один вызов в день, и тот входящий от не в меру заботливой мамы, он может перескочить на prepaid с контракта (впрочем, зная природную алчность операторов, могу предугадать, что не бесплатно). И все это - самое главное, - с сохранением номера!
После конференции мне удалось обсудить с господином Гиллстрёмом новую систему, и я задал ему прямой вопрос - если она настолько всепроникающа, что может отслеживать телодвижения пользователя по каждому конкретному сервису, что означает ли это потенциальную возможность, скажем, взимать отдельную плату за каждое сообщение на Facebook? Гиллстрём признал существование такой опасности, но отметил, что операторы вряд ли на это пойдут - им интереснее взимать плату просто за сервис как таковой, а такая возможность уже присутствует в нынешнем поколении ПО - вспомним специальные тарифы SkyLink (с неограниченным доступом к ЖЖ или "Одноклассникам"), или появившуюся недавно у "МегаФона" возможность неограниченной работы с почтой Mail.ru за отдельную абонентскую плату. Думается, та же участь в скором времени ждет и другие популярные сервисы - очень уж не хотят операторы становиться dumb pipes, то есть тупыми провайдерами доступа в Интернет.
Прозвучало на конференции и словосочетание "конвергентный биллинг". Для России это неожиданно актуальная штука - наши сотовые операторы в последнее время с таким энтузиазмом подгребают под себя несотовые сервисы, что иметь единый счет было бы для некоторых абонентов крайне актуально. Ну, например, если МГТС, МТС-Москва и Комстар-ОТС, ответственный за доступ в Интернет под брендом "Стрим", разом внедрят Comverse ONE, то теоретически они смогут предоставить абоненту единую панель управления. То же относится и к "Вымпелкому" с брендами "Билайн" и "Билайн-Интернет". "МегаФон", ау?
Евгений Плинер
Гиллстрём и Плинер не упустили также возможности похвастаться достижениями и планами на российском рынке - и пресловутый кризис им только на руку. Так, имеющаяся тенденция укрупнения операторов автоматически вышибает с рынка более мелких конкурентов, не предлагающих решения для по-настоящему больших сетей, но, очевидно, доставлявших ранее немало беспокойства "большим" более гибкой ценовой политикой. Видимо, еще и под влиянием этого фактора рост Comverse на нашем рынке составил за прошлый год 40 процентов - впрочем, компания на этом тормозить очевидно не собирается. Занятно, что в период всеобщего кризиса и массовых увольнений компания яростно рыщет в поисках свежего мясца - персонала для своей российской дочки - необходимо бросить все силы на продвижение вышеописанных конвергентных решений, благо, спрос как раз подоспел. Ну и как следствие - компания собирается попытать счастья на рынке биллинга для фиксированной связи и IP-коммуникаций. Кстати, в планах промелькнула и еще одна любопытная деталь - Comverse от своих щедрот готова поделиться со сторонними интеграторами частью выручки, передав под их опеку внедрение и сервис. Для операторов это благо - снижаются расходы на поддержку системы. Ну а в стане производителя, видимо, здраво рассудили, что лучше поделиться частью выручки, но сделать ОПСОСам предложение, от которого они не смогли бы отказаться.
Ну и напоследок - немного "хумора". Видимо, не будучи уверена, что все журналисты хорошо запомнят конференцию и информационный посыл (коктейли начали подавать еще ДО начала официальной части), принимающая сторона решила выделиться - и в отличие от большинства подобных потуг, у нее это получилось. В место проведения был приглашен бармен Александр, занимающий вроде бы 15-е место в мировом рейтинге представителей этой славной профессии. У журналистов, впрочем, был повод в этом усомниться, а заодно и воочию пронаблюдать подтверждение мудрого правила "не пей на работе" - Александр довольно ловко жонглировал в воздухе бутылками и шейкерами (общим количеством до четырех штук), но потом зачем-то отхлебнул из "исходных материалов", после чего немедленно уронил шейкер, а затем залихватски грохнул об пол бутылку - слава богу, почти пустую. На счастье.