Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Коммерческая подноготная спамерства

АрхивСпам
автор: Юрий Шитов   24.11.2004

Экономика спама 1. Для простых пользователей и системных администраторов спам - это сплошная головная боль, но для организаторов надоедливых рассылок он - весьма прибыльный бизнес.

Спам придумали боги в отместку за наши молитвы
- Рома Воронежский

Спам вашему дому

Дитя военных технологий Интернет своим появлением взорвал мир, предложив обществу новое измерение - электронное информационное пространство. И хотя последствия этой революции человечество так пока и не осознало в полной мере, интернет-экономика уже имеет свою короткую, но весьма бурную историю. Преодолев бум инвестиций конца прошлого века и кризис в начале нынешнего, электронная коммерция ищет свою оптимальную нишу в структуре общественных отношений.

Высокий коммерческий потенциал интернета связан с широтой охвата аудитории, высокой скоростью коммуникации при небольших издержках, свободой действий, не связанных административными препонами. Вместе с тем, злоупотребление этими достоинствами в корыстных целях привело к формированию целой отрасли интернет-экономики - спамерства.

Под спамом подразумевается рассылка пользователям без их ведома и согласия электронных писем, как правило, рекламного характера. Возникнув как невинная забава, спамерство превратилось в целую индустрию с разделением труда и цепочкой участников.

Если два года назад для автора этих строк чтение единичных спамерских посланий было потехой, то теперь, когда их число превысило сто сообщений в день, одно только их удаление (ни о каком чтении уже и речи нет!) отнимает драгоценные минуты рабочего времени, складывающиеся в потерянные часы.

Интерес к экономической сути спама и ситуации вокруг него связан с убежденностью, что именно в этой плоскости заложен корень проблемы, а значит, кроется и потенциал успешной борьбы с этим маргинальным явлением.

Если спам рассылают, значит, это кому-нибудь нужно

Спам - одна из серьезнейших проблем современного интернета и одновременно один из самых прибыльных видов рекламы и маркетинга. Бешеный успех и популярность с одной стороны (отправители), слезы и плач с другой (потребители). Попытаемся немного разобраться в экономических основах причудливого парадокса, рассмотреть явление спама с точек зрения обеих конфликтующих сторон. Технические аспекты вопроса, детальное исследование которых выходит далеко за рамки настоящей статьи, будут приводиться в той мере, в которой это необходимо для понимания.

Кантеровская вещь в себе

В этом году исполнилось ровно десять лет со дня появления спама. 5 марта 1994 года аризонский юрист Лоуренс Кантер с помощью специальной, собственноручно написанной программы заполонил Usenet (прародителя современных интернет-форумов, досок объявлений и чатов) рекламой своей совместной с женой Мартой Зигель фирмы Canter & Siegel, предлагая желающим поучаствовать в розыгрыше вида на жительства в США. По нынешним меркам, совсем незначительное событие в те времена было страшным нарушением достаточно сурового и аскетичного сетевого этикета, по кощунству сравнимым с воплем "Спартак - чемпион!" на трибуне, до отказа заполненной болельщиками ЦСКА.

Впрочем, педанты утверждают, что формально Кантер не был первым спамером. Одни доказывают, что еще 3 мая 1978 года представитель DEC разослал всем пользователям тогда еще Arpanet (матери всех электронных сетей) письмо, в котором сообщалось о дате демонстрации новых моделей компьютеров. По другой версии, 31 марта 1993 Ричард Депью по ошибке разослал одно и тоже сообщение в 200 экземплярах. Как бы там ни было, Canter & Siegel вошли в историю как "Адам и Ева" спамерства, "запомнились своей наглостью, стремлением сделать на этом деньги и уверенностью в своем праве на это" (Net Abuse FAQ).

Одним из направлений борьбы со спамом является предотвращение подделки обратных адресов. О предназначенной для этого технологии SPF читатйте в статье "Предъявите паспорт"
Вообще-то, под фирменным названием Spam в американских супермаркетах продавался консервированный колбасный фарш. Словечко стало популярным в 1972 году благодаря скетчу английской комик-группы Monty Python's Flying Circus, в котором посетители ресторанчика, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы фирмы Spam. Нарицательным это слово стало еще в 1980-ых гг., когда спамом стали называть чрезмерную публикацию файлов в многопользовательских системах и телеконференциях, досаждающую нормальным пользователям. Наконец, естественным образом термин окончательно приклеился к невостребованной корреспонденции. Действительно, открывая почтовый ящик, забитый непрошеными письмами, современный пользователь чувствует себя посетителем того самого ресторана с хором викингов.

Нанеся пару исторических штрихов, заметим напоследок, что спам был рожден в целях извлечения прибыли и с самого начала продемонстрировал свой колоссальный потенциал на данном поприще. По словам самого Кантера, те первые рекламные рассылки принесли его компании небывалую прибыль - 100-200 тысяч долларов при ничтожных вложениях! Тем самым, взрывной рост спама был неминуем, ибо он был чудовищно выгоден (как тут не вспомнить слова Маркса о том, что при прибыли в 300% капитал готов на любые преступления, а ведь рентабельность спамерства может исчисляться тысячами процентов).

Рассылки ждет большой успех

Успех спам-бизнеса является стечением сразу нескольких обстоятельств, которые мы разберем подробно.

Дешево и сердито: технологическая дешевизна доставки. Краеугольный камень удачи спамеров. Действительно, даже в старые времена, когда сетевые технологии были роскошью, а не средством передвижения, стоимость технической доставки электронных писем была ниже стоимости обычного письма. Что же говорить о нашем времени, когда в силу жесткой конкуренции цены на подключение и доступ в интернет постоянно снижаются при постоянном росте пропускной способности каналов.

В этих условиях техническая себестоимость рассылки писем постоянно снижается. На сегодняшний момент за миллион (!) писем спамер платит всего один доллар, и это не предел (использование нелегальных методов рассылки спама, о которых речь пойдет ниже, еще более снижает его себестоимость)! Для сравнения, на эту сумму можно послать три обычных письма по России. В свою очередь, за этот миллион разосланных писем спамер получает от рекламодателей от $100 и более (спамеры-одиночки сбивают цены до $50-70 за миллион писем, но их доля мала, кроме того, риск мошенничества, низкое качество услуг и сервиса резко снижают спрос на их услуги). Разница говорит сама за себя, "спамеры живут припеваючи и за год работы имеют возможность купить "Ягуар", а те, кто борется со спамом, ездят на "Жигулях" (Евгений Касперский, соавтор одноименного антивируса).

Спам везде: скорость доставки. Появление спама в ящиках клиентов после заказа рассылки - дело нескольких часов, а иногда и минут. Поэтому при современном уровне технологий спам дает мгновенный эффект, недостижимый для иных рекламных технологий.

Заплати и спам спокойно: минимальный порог входа на рынок. Как шутят сами спамеры, "главное, что нужно, это удобное, мягкое кресло". Кроме того, компьютер, быстрый доступ в интернет (выделенный канал) и... мозги, с помощью которых можно добрать все остальное в Сети или написать собственные программы. В среднем, при выходе на этот рынок спамер тратит 500 долларов на покупку и разработку ПО плюс ежемесячно тратит в пределах 200 долларов (оплата доступа в интернет и необходимой информации для проведения рассылок).

Всем спам: широта охвата аудитории. Если на заре развития технологии интернет был уделом избранных специалистов, то теперь он вошел в быт огромной части населения земного шара - потенциальных потребителей товаров и услуг, о которых они скоро узнают из электронной почты.

Бурлаки на спаме: разделение труда. Спамеры-одиночки хотя и существуют, но не они делают погоду на рынке, интересном своей сформировавшейся специализацией труда. Открывают бизнес-цепочку сборщики email-адресов - охотники за нашими "электронными паспортами", будущими жертвами массовых рассылок. Сбор осуществляют специальные автоматические программы-роботы, просматривающие (сканирующие) тысячи веб-страниц Сети, вырезая (фильтруя) оттуда выражения вида пользователь@доменное.имя. После сортировки сырого материала - по специфике, географии, качеству (например, корпоративные адреса типа user@company.com ценятся гораздо выше почтовых ящиков бесплатных публичных сервисов вроде user@mail.ru) - формируется готовая к употреблению база данных email-адресов (Б@Д) или несколько тематических Б@Д, которые могут сразу использоваться по назначению, а могут продаваться другим участникам рынка. Ориентировочная стоимость Б@Д составляет порядка $0,1-1 за тысячу адресов. Качественные Б@Д необходимо постоянно обновлять из-за быстрого "старения" содержащейся в них информации.

Следующими флаг подхватывают сборщики адресов АПС, анонимных почтовых серверов (анонимным называется почтовый сервер, обрабатывающий любую поступающую почту без контроля отправителей), то есть охотники за ресурсами. По названию можно догадаться, что такие серверы, существующие в сети по ряду причин (обсуждение этих причин технического характера выходит за рамки статьи, хотя одна из них будет упомянута ниже), позволяют спамерам осуществлять бесконтрольные рассылки почты, поэтому без них спам невозможен. Методика создания и использования базы данных АПС (Б|Д) практически аналогична описанному выше процессу работы с Б@Д, включая сканирование, сбор, сортировку, обновление, куплю-продажу. Отличие лишь в технике сбора информации: программа-робот сканирует компьютеры, собирая адреса тех из них, с которыми удалось успешно провести тестовый сеанс анонимной почтовой связи.

Пока ловцы душ и ресурсов забрасывают сети поисковыми запросами, спам-рекламные агенты ищут покупателей рассылок. Из-за ужесточения политики провайдеров в отношении спамеров открытая реклама спам-услуг в Сети практически исчезла. Теперь спам-агенты используют как нелегальные интернет-каналы (в частности, сайты, чаты, форумы пиратов, хакеров и прочих сетевых маргиналов), так и реальную рекламу в печатных СМИ, посредничество обычных рекламных агенств и т.д.

В последнее время полку спамеров прибыло. Хакеры и вирусописатели, растоптав старые идеалы чистого сетевого искусства (самосовершенствование, высокое мастерство исполнения, аскетизм, все эти ценности прежних хакеров почему-то окрестили мальчишеством: "Подростковый период для хакеров закончился. Желание славы сменило стремление к наживе". Хотя, на наш взгляд, дело в смене сетевых ценностей: на смену романтикам-мастерам пришли бизнесмены-ремесленники), нацелились на свой кусок пирога спам-прибыли. Их специализация - нелегальный захват ресурсов (прежде всего, открытие на захваченных машинах упоминавшихся АПС - мечты каждого настоящего спамера) и кража информации для спамеров, создание шпионского ПО, реклама спам-услуг, противодействие антиспамовым системам. Другие детали их деятельности мы затронем далее при обсуждении потерь от криминального спама.

Предварительные этапы завершены, и на сцену выходят собственно отправители спама. Заключительные шаги: подготовка рекламного письма, приобретение ПО для массовых рассылок (загружается из интернета, покупается или пишется собственноручно), настройка программы (загрузка в нее Б@Д и Б|Д) и ее запуск на радость всем нам.

Звенья спам-цепи могут функционировать независимо друг от друга, а могут сочетаться в любых комбинациях. Например, крупные профессиональные спам-фирмы объединяют под одной крышей все этапы работы и сами продают продукты из спам-цепочки. Спамеры-одиночки вынуждены покупать часть промежуточных продуктов (как правило, Б@Д и Б|Д). В целом, нужно констатировать факт, что спам-индустрия как бизнес-модель - идеально отлаженный механизм. Благодаря гибкости и модульности она работает оперативно и эффективно.

Вечером спам - утром деньги: эффективность для рекламодателей. Именно минимальные затраты при максимальной эффективности порождают устойчивый и растущий спрос на спам-услуги, вращающий маховик всей спам-индустрии. Как показывает практика, средняя стоимость привлечения клиента при помощи спама сейчас составляет $1-2 за человека. То есть, заплатив смешную сумму в $100 за рассылку миллиона писем, заказчик получает до сотни обращений потенциальных покупателей товара или услуги, причем практически мгновенно. По статистике, 90% получателей удалят спам, не читая (к ним относится и ваш покорный слуга), но 10% заглядывают в письма, а еще, как минимум, один из тысячи адресатов откликается на рекламу, обеспечивая куском хлеба с маслом и спамера, и заказчика. Выгоду спамеров подтверждают даже их противники. По данным опроса антиспамерского журнала "Спамтест" (осень 2003 года), 100% опрошенных заказчиков (телефоны были взяты из спам-писем) подтвердили эффективность спама и готовность к заказу новых рассылок.

Контингент заказчиков формируется, в том числе и посредством "сетевого маркетинга": после удачного опыта заказчики становятся постоянными клиентами, потом приводят новых клиентов (Дмитрий Новгородцев, DEMETRIUS Software).

"Мы говорим: что для одного мусор, для другого - богатство. Так это и работает. Если мыловаренная компания завтра пошлет купон "бесплатное мыло" десяти миллионам людей, я гарантирую, что огромное количество народу возьмет этот купон и понесет в магазин. А другие скажут: "Я больше никогда не буду покупать мыло этой компании". В этом прелесть интернета. Каждый сам решает, что ему делать со всей этой информацией", - говорит Сэнфорд Уоллес - один из отцов спамерства, известный под ником "Спамфорд" или "король спама" (В 1990-ых годах создал и возглавлял одну из первых спамерских компаний Cyber Promotions, рассылавшую 30 миллионов спамерских писем ежедневно, и ушел из нее после судебных преследований со стороны AOL и CompuServe. Впрочем, и последующая деятельность Уоллеса в сфере Spywire, одном из направлений спам-индустрии, была запрещена недавно, в октябре 2004 г., по решению суда).

Выгодность спам-бизнеса подтверждает и крайняя разнородность участников: от спамеров-одиночек через разработчиков ПО, подрабатывающих спамом, к профессиональным спамерским конторам, маскирующимся под рекламные агентства. Более того, спам стал одной из стандартных услуг, предлагаемых обычными рекламными агентствами (зачастую не напрямую, а через субподрядчиков).

Читайте продолжение >>
Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.