Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ваш персональный автоэксперт

АрхивДостижения
автор : Андрей Коломиец   14.04.2003

В России создается не имеющая аналогов экспертная система по моделированию дорожно-транспортных происшествий

Счастлив тот, кто ни разу не попадал в дорожно-транспортные происшествия. Однако печальная статистика свидетельствует, что в России ежегодно совершается более 130 тысяч ДТП, причем в них гибнет до 35 тысяч человек ежегодно, и получают ранения более 190 тысяч человек. Сколько проблем сваливается на человека, попавшего в ДТП, и говорить нечего.

Следствие (разбор) по уголовным (административным) делам о ДТП состоит в доказывании виновности того или иного лица в дорожно-транспортном происшествии. Основным орудием для такого доказывания является автотехническая экспертиза (исследование). Она проводится на основании постановления следователя или суда (запроса адвоката) и как раз и разрешает вопрос о том, располагал ли водитель в данной дорожной обстановке технической возможностью предотвратить происшествие или нет. Как правило, на ответе на этот вопрос и основывается решение вопроса о виновности (и как следствие – ответственности) за ДТП.

В общем случае, когда попавший в ДТП человек рассказывает о том, как и что с ним произошло, он берет листок бумаги, ручку и начинает рисовать (в меру своих художественных возможностей) чертеж, на котором изображается дорога, автомобили, их пути, пешеходы, дорожная разметка и т.д. Фактически этот чертеж придется ему рисовать и на следствии и в суде. Какой бы этот чертеж ни был, он не может наглядно показать развитие дорожно-транспортной ситуации во времени, ее исход при изменении каких-либо исходных данных. Следовательно, очень трудно наглядно представить для лиц, выносящих вердикт (и зачастую не обладающих необходимыми техническими познаниями) те факты, которые свидетельствовали бы о невиновности (виновности) того или иного лица в совершении ДТП.

Для того чтобы сделать доступным для любого пользователя, имеющего навыки работы с ПК, возможность наглядного исследования и моделирования дорожно-транспортной ситуации, специалистами ООО «Фамком» (г. Москва) был задуман и разработан экспертный комплекс «RoadExpert» («Дорожный эксперт»). Что он из себя представляет?

Допустим (только допустим), что Вы попали в дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадал человек. Вы перенесли глубочайший стресс от всего, что было на дороге – и толпа зевак, кровь и боль пострадавшего, и грубость работников ГИБДД, и высказанные в Ваш адрес обвинения в том, что Вы во всем виноваты и незавидное представление ближайших нескольких месяцев следствия и хождения по различным органам, предстоящие незапланированные финансовые потери и т.д. Не всякий сможет легко пережить все это и остаться с трезвым умом и ясной памятью. А уже на завтра Вам дана повестка для явки на допрос к следователю, на базе Ваших показаний будет строиться картина ДТП. Если Вы сообщите следователю, например, что двигались в момент ДТП со скоростью 40 км/ч (вполне естественное желание показать, что Вы не лихач) и это будет единственное свидетельство о скорости Вашего автомобиля, то оно может быть положено в основу расчета, в результате которого окажется, что при скорости 40 км/ч Вы располагали технической возможностью предотвратить наезд на пешехода и, следовательно, виновны в совершении дорожно-транспортного происшествия. Стоило же Вам сообщить, что скорость Вашего автомобиля была 60 км/ч (т.е. максимально допустимая в населенном пункте), то вполне вероятно, что вопрос о виновности разрешится с точностью до наоборот.

Знакомый адвокат, к помощи которого Вы прибегнете, не всегда будет специалистом по ДТП, кроме того, его задача (чаще всего) будет состоять в получении своего гонорара, а не в помощи Вам. Какое-то время Вы будете один на один со своей бедой.

И вот Вы, имея у себя на компьютере экспертный комплекс «RoadExpert», получаете возможность смоделировать дорожную ситуацию, в которую Вы попали, и разобраться в своей (чужой) виновности (невиновности), как бы «прокрутить» развитие событий еще раз. Вначале из всех вариантов возможных ситуаций Вы выбираете свой вариант (разработчики экспертного комплекса предусматривают возможность охвата большей части всех возможных дорожно-транспортных ситуаций).

Допустим, случилась ситуация наезда на пешехода, внезапно вышедшего из-за передней части движущегося справа от Вас и обгоняемого Вами автомобиля, который ограничивал обзорность.

Вам предлагается ввести исходные данные (скорости автомобилей, их расположение, модели, место наезда, состояние дорожного покрытия и т.д. см. Фиг. 1). Если какие-то параметры Вам неизвестны, например, скорость пешехода, то этот параметр можно взять из табличных значений, используемых экспертами, а скорость автомобиля вычислить на основе оставленных на проезжей части следов юза его колес. После ввода исходных данных по нажатии кнопки ОК экспертный комплекс производит все необходимые расчеты.

Фиг.1. Параметры ситуации.

На экране монитора располагаются все объекты, имеющие значение для анализа ДТП, и их можно перемещать по их траекториям движения в любое место, где они находились до момента наезда на пешехода (см. Фиг. 2). Можно запустить развитие ситуации в обратном и прямом направлении, остановить в любой момент, произвести распечатку. При этом автоматически вычисляются все параметры движения каждого объекта, наглядно показывается их взаиморасположение. И, самое главное - дается ответ на вопрос: Располагал ли водитель «Х» в момент возникновения опасности – выхода пешехода из-за передней части обгоняемого автомобиля, технической возможностью предотвратить на него наезд?

Фиг. 2. Рабочий экран программы.

Теперь эту дорожную ситуацию Вы можете смоделировать, изменив какой-то из параметров, например, скорость пешехода, автомобиля, состояние проезжей части и т.д., посмотрев, как при этом изменится вывод о наличии (отсутствии) у Вас технической возможности предотвратить происшествие.

На базе произведенных Вами исследований (моделирования) Вы получаете информацию, которую смело можете сообщать следователю на допросе, не думая, что она может быть использована им против Вас. Свои показания можно иллюстрировать распечатанными схемами развития ситуации в каждый значимый момент времени.

Даже не обладая особыми техническими познаниями, Вы получаете возможность определить, какие параметры исходных данных являются наиболее значимыми для разрешения вопроса о виновности. Можно в дальнейшем контролировать ход расследования, сравнивать со своими расчетами заключения экспертиз, которые проводились по делу по постановлению следователя или суда, участвовать в постановке вопросов эксперту и т.д.

А представьте себе, как наглядно для суда и других участников процесса можно продемонстрировать развитие дорожной ситуации на компьютере прямо в зале судебного заседания. Убеждены будут самые неубеждаемые. В расчетах экспертным комплексом используются формулы, коэффициенты и параметры, используемые и рекомендуемые ведущими экспертными учреждениями и экспертами. Т.е. при помощи экспертного комплекса «RoadExpert» Вы получаете возможность эффективно защитить и отстоять свои права. Это взгляд на экспертный комплекс со стороны рядового пользователя, попавшего в ДТП, его адвоката, родственника.

Понятно, что этот экспертный комплекс может быть полезен и для следователей и судей в целях оценки и проверки показаний участников ДТП, получения наглядной формы представления развития дорожной ситуации.

Страховые компании могли бы использовать данный комплекс для оценки возможности предъявления регрессных требований по страховым случаям и для разрешения споров относительно виновности в ДТП тех или иных лиц.

Практикующие автотехнические эксперты получают возможность при помощи данного экспертного комплекса быстро, наглядно и качественно создавать экспертные заключения, отстаивать их в суде и на следствии. Комплекс предусматривает возможность составления формализованного документа – экспертного заключения, по форме, соответствующего процессуальным нормам, который требует только подписания эксперта.

С процессуальной точки зрения экспертный комплекс «RoadExpert» представляет собой эффективный инструмент инженерной точности, помогающий готовить экспертные заключения. При наличии подписи эксперта – это полноценное заключение автотехнической экспертизы, которое может использоваться в суде и на следствии.

Данный экспертный комплекс не может заменить собой живого специалиста – автотехнического эксперта, только который и может по действующему законодательству давать заключение, имеющее силу для следствия и суда. Но он дает для эксперта - прекрасный рабочий инструмент (как ручка и карандаш, калькулятор, которыми он обычно пользуется для составления экспертного заключения), для других лиц (попавших в беду автомобилистов, адвокатов) – возможность, не обладая экспертными и специальными познаниями защитить свои права и права своих доверителей, требовать исследования имеющих значение вопросов, наглядно демонстрировать свою версию развития дорожно-транспортной ситуации, для страховых компаний – способ уменьшения издержек, для следователей и судей – эффективный инструмент для решения задач правосудия.

Разработчиками рассматривается возможность использования экспертного комплекса в режиме «он-лайн», чтобы каждый пользователь интернета мог на сайте www.roadexpert.ru провести экспертизу своей дорожно-транспортной ситуации и получить заключение. Многое так же зависит от людей, которые имеют желание взаимовыгодно сотрудничать с командой RoadExpert.

Более подробную информацию об экспертном комплексе можно получить, посетив вышеуказанный сайт. Оценочный срок выхода коробочного продукта - конец этого года.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.