Архивы: по дате | по разделам | по авторам

PowerColor 9800 Pro: из hi-end в добротный mainstream

АрхивТехнологии
14.06.2005

В письмах часто спрашивают, какую видеокарту выбрать для апгрейда. Проще всего предложить купить что-то из топовых линеек ATI или nVidia, однако вряд ли многие могут себе позволить видеокарту за 350-500 долларов

В редакцию часто присылают вопросы на тему, какую видеокарту выбрать для апгрейда машины, купленной полтора-два года назад. Конечно, самым простым ответом было бы предложить купить что-то из топовых линеек ATI X800 и X850 или nVidia GeForce 9800. Однако вряд ли многие могут себе позволить видеокарту за 350-500 долларов, тем более что в большинстве писем в качестве установленного в ПК графического ускорителя фигурирует что-то типа GeForce MX 440/460 или Radeon 9200/9250. Сейчас с такими видеокартами могут конкурировать даже встраиваемая в современные чипсеты графика, поэтому вполне естественно желание их владельцев приобрести что-то более современное, чтобы, хотя бы понять, как на самом деле выглядит картинка в том же Doom 3.

Обычно в качестве бюджета, выделяемого на покупку новой видеокарты, называют не более 200 долларов. В эту сумму вписываются как модели среднего класса последнего поколения (например, Radeon X600/X700 или GeForce FX 6600), либо топовые карты предыдущего поколения (Radeon 9600/9600 или GeForce 5700/5900). На примере очень вовремя попавшей в нашей руки карты PowerColor 9800 Pro тайваньской фирмы Tul Corporation попытаемся понять, стоит ли присмотреться к "хай-энду" предыдущего поколения, или лучше все-таки приобрести карту среднего уровня из последних разработок.

Прежде всего, сравним характеристики чипов ATI Radeon X800 Pro (кодовое название R420) c чипом 9800 Pro (R350). Принципиальное отличие - число конвейеров рендеринга: у X800 Pro шестнадцать пиксельных конвейеров, а у 9800 Pro - вдвое меньше, у X800 Pro шесть вершинных конвейеров, а у 9800 Pro - четыре. Разумеется, это существенно сказывается на общей производительности: результаты синтетических тестов у X800 Pro вдвое лучше. Однако вспомним про трехкратную разницу в цене, и возмущенных возгласов больше не будет. Гораздо ближе к 9800 Pro по производительности карты на чипах X700 - последние снабжены восемью пиксельными и шестью вершинными конвейерами, поэтому они ненамного опережают "старичка" в бенчмарках и, что немаловажно, в реальных приложениях.

Следующее отличие заключается в видеопамяти: на карты 9800 Pro устанавливается обычная память GDDR, а на карты X800 Pro - память последнего поколения GDDR3. При этом, несмотря на то, что в обоих случаях разрядность шины составляет 256 бит, пропускная способность памяти у соперников несопоставима: у 9800 Pro она достигает 22,4 Гбайт/с, а у X800 Pro - 28,8 Гбайт/с. По этому показателю X700, несмотря на память GDDR3, безнадежно отстает: пропускная способность "урезанной" 128-битной шины составляет всего 16,8 Гбайт. Это говорит о том, что в режимах с высоким разрешением и с высокой детализацией 9800 Pro способна с легкостью оставить позади X700.

Итак, как видим, главное преимущество 9800 Pro над сравнимыми по цене платами X700 нового поколения заключается в ширине шины видеопамяти. Тем не менее, у X700 ядро и память работают на более высоких частотах, что при средних разрешениях и детализации позволяет выиграть у 9800 Pro по тем же кадрам в секунду. Заметим, что розничная цена на карты семейства X700 начинается примерно со 170 долларов США, в то время как карту на 9800 Pro можно приобрести уже за 150 долларов. Перейдем к ближайшему рассмотрению имеющейся в нашем распоряжении видеокарты PowerColor 9800 Pro.

Основные технические характеристики PowerColor 9800 Pro:

  • Графический процессор - ATI Radeon 9800 Pro
  • Тактовая частота графического процессора - 378 МГц
  • Видеопамять: 128 Мбайт DDR SDRAM
  • Шина видеопамяти - 256 бит
  • Эффективная частота видеопамяти - 2 х 337,5 (675) МГц
  • Интерфейс - AGP 8x
  • Разъемы: D-Sub (VGA), DVI, ТВ-выход S-Video
  • Поддержка DirectX 9.0, шейдеров версии 2.0+

Кстати, в спецификациях указаны несколько иные частоты графического ядра и памяти - 380 и 337 (674) МГц, чем те, которые нам выдала программа RivaTuner 2.0 RC 15.5. Более того, эталонным дизайном ATI на карты на базе Radeon 9800 Pro (кодовое название R350) предусмотрена еще большая частота работы видепамяти - 340 (680) МГц. По всей видимости, незначительные отступления сделаны в угоду стабильности работы видеосистемы, и, забегая вперед, можно сказать, что никаких сбоев и "глюков" изображения при работе на штатных частотах в течение недели тестирования замечено не было. Кроме того, система устойчиво работала при разгоне средствами RivaTuner со штатным охлаждением ядра до 450 МГц, а видеопамяти - до 370 (740) МГц.

Карточка упакована в картонную коробку с обычным для последних моделей PowerColor оформлением. В комплект поставки входят: инструкция по установке, компакт-диск с драйверами, кабель для подключения дополнительного питания, переходник DVI-I/D-Sub, кабель S-Video, композитный видеокабель, диск с программным обеспечением CyberLink DVD и компьютерная игра Hitman Contracts на двух CD.

Явных конструктивных отличие от эталонного дизайна обнаружить не удалось; на графическом процессоре установлены радиатор со скромного вида кулером, а чипы видеопамяти оставлены без каких либо средств охлаждения. Интересно, что из запечатанной упаковки карта была извлечена с уже подключенным кабелем дополнительного питания - он подключается к стандартному разъему сетевого адаптера системного блока для жестких дисков и оптических накопителей. Система охлаждения не занимает много места, и в соседний разъем PCI можно установить какую-либо карту расширения.

Для объективной оценки производительности PowerColor 9800 Pro мы решили использовать синтетические тесты 3DMark 2001SE, 3DMark 03 и 3DMark 05. Вместе с тем, в качестве субъективных тестов выступили некоторые компьютерные игры, хорошо знакомые тем, кто смотрел в монитор тестового стенда. В качестве испытательной машины был использован уже знакомый читателям "Терралаба" компьютер, построенный на основе материнской платы Gigabyte GA-8IEX (серия P4 Titan 533) на чипсете Intel 845E и оснащенный процессором Intel Pentium 4 c тактовой частотой 2,40 ГГц, ядро Northwood (512 кбайт кэш-памяти второго уровня, шина 533 МГц), оперативной памятью Kingston ValueRAM DDR266 объемом 512 Мбайт, звуковой картой SB Audigy 2 ZS, ТВ-тюнером Pinnacle PCTV Pro, жестким диском Seagate Barracuda ST380021A объемом 80 Гбайт, CD-рекордером Plextor PleXwriter 48/24/48A и приводом DVD-ROM ASUS E616. Заодно удалось методом "плясок с бубном" решить и проблему, связанную с "зависанием" на этой машине теста 3DMark 03: звуковушка была перемещена в другой слот PCI, затем были переустановлены драйверы, и все прекрасно заработало.

Результаты синтетических тестов выглядят следующим образом:

  • 3DMark 2001SE, общий результат при настройках по умолчанию (1024 х 768 точек, 32 бит) - 12293 балла
  • 3DMark 2001SE, Game 1, низкая детализация - 160,6 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, Game 1, высокая детализация - 51,6 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, Game 2, низкая детализация - 222,6 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, Game 2, высокая детализация - 154,2 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, Game 3, низкая детализация - 154,2 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, Game 3, высокая детализация - 64,4 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, Game 4 - 108,4 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, заполнение одиночными текстурами - 2095,2 МТексель/с
  • 3DMark 2001SE, заполнение множеством текстур - 2984,6 МТексель/с
  • 3DMark 2001SE, вершинные шейдеры - 154,9 кадра в секунду
  • 3DMark 2001SE, общий результат при наивысших настройках 1280 х 1024 точки, 32 бит, полноэкранное сглаживание 6х - 7511 баллов
  • 3DMark 03, общий результат с анизотропной фильтрацией 4x и без полноэкранного сглаживания, разрешение 1024 х 768 пикселей - 5364 балла
  • 3DMark 03, общий результат c анизотропной фильтрацией 16 и полноэкранным сглаживанием 6х, разрешение 1024 х 768 пикселей - 2166 баллов
  • 3DMark 03, общий результат c анизотропной фильтрацией 16x и полноэкранным сглаживанием 6ч, разрешение 1280 х 1024 пикселей - 1474 балла
  • 3DMark 05, общий результат при настройках по умолчанию - 2009 баллов
  • 3DMark 05, общий результат c анизотропной фильтрацией 16 и полноэкранным сглаживанием 6х, разрешение 1024 х 768 пикселей - 929 балла
  • 3DMark 05, общий результат c анизотропной фильтрацией 16x и полноэкранным сглаживанием 6ч, разрешение 1280 х 1024 пикселей - ошибка, связанная с недостатком памяти

Полученные результаты, в общем-то, несложно было спрогнозировать: даже в такой системе карта демонстрирует приличную производительность, которая ограничивается скромными характеристиками комплектующих, в частности, тактовой частотой процессора, системной памятью DDR 266 и портом AGP, поддерживающим лишь протокол 4x. Тем не менее, PowerColor 9800 Pro попадает по производительности в нишу как раз между более дешевыми картами серии X600 и чуть более дорогими X700. Нет никаких сомнений в том, что при использовании процессора с более высокой тактовой частотой и более быстрой оперативной памяти карточка сможет на равных соперничать с X700.

В заключение - впечатления от субъективных игровых тестов. Такие автосимуляторы, как Need For Speed: Porsche Unleashed и Need For Speed: Ungerground просто "летают" даже при всех настройках, выставленных на максимум, и разрешении 1280 х 1024 точки. Помимо хорошего руля-джойстика поклонникам этих игр пожелать больше нечего. Что же касается Doom 3, то максимальные настройки эта карточка не тянет. Точнее, периодически пытается "вытянуть", но дело заканчивается слайд-шоу. Опустившись же до разрешения 1024 х 768 точек и несколько снизив настройки, можно в полной мере насладиться как картинкой, так и игровым процессом. Повторюсь, что в данном случае более мощный компьютер позволил бы добиться результатов получше, но о потенциале PowerColor 9800 Pro вполне можно судить и по этой весьма скромной машине.

К каким же выводам мы пришли по результатам испытаний PowerColor 9800 Pro? Во-первых, эта карта вполне годится в качестве игровой для сравнительно мощных настольных ПК, собранных полтора-два года назад. Во-вторых, по производительности она мало в чем уступает картам нового поколения на процессорах семейства Radeon X700, а за счет широкой 256-битной шины памяти в некоторых случаях она способна и превзойти их. В-третьих, карта однозначно исключает из кандидатов на покупку чуть более дешевые модели на X600 для тех, у кого нет слота PCI-Express x16, поскольку "шестисотые" не выпускаются для шины AGP. К тому же, как по конструктиву, так и по производительности PowerColor 9800 Pro однозначно опережает X600. Подытоживая, можно сказать, что Radeon 9800 Pro можно считать еще вполне приличной игровой видеокартой, с достоинством перешедшей из класса небожителей в добротный мэйнстрим.

Видеокарта для испытаний предоставлена компанией ОЛДИ.

Цены на видеокарты Powercolor.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.