Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Битва титанов: столкновение поисковых систем

АрхивТехнологии
27.10.2004

Большинство информации, доступной в онлайне, воспроизводится снова и снова. Когда на один поисковый запрос выдается миллион результатов, вся система валится - проку мало, или вообще никакого.

Миллиарды страниц обращаются в триллионы. Большинство информации, доступной в онлайне, воспроизводится снова и снова, потом переплетается, искажается и вводится опять. Когда на один поисковый запрос выдаются миллион результатов, вся система валится - проку мало, или вообще никакого.

Теперь, когда титаны электронной коммерции определились, поисковые системы выступают лоцманами для онлайновых покупателей. В то же время, возникают серьезные вопросы, касающиеся эффективности подобных поисковиков, такие, например, как: "Когда разразится конфликт поисковых систем?" и "Скоро ли это может случиться и почему?".
Если поисковики принципиально важны в вопросах доступности бизнеса, тогда современные поисковые результаты, зачастую содержащие кучу нерелевантной информации, представляют собой серьезную проблему. Представьте себе, что вы смотрите на биржевую тиккерную ленту, с которой считываете наряду с котировками номера выигрышных лотерейных билетов, прогноз погоды и расписание авиарейсов - все замечательно оформленное соответствующими шрифтами. Сколько проживет такое решение? Ни секунды.

Двусмысленность и беспорядок

В любом исследовательском проекте, если поток данных обилен и, как следствие, постоянно сбивает с графика и/или подменяет основную цель работ, тогда результаты либо окажутся мало значимыми, либо не будут иметь никакого значения вовсе. "Эффективность стоп-кадра" почти невозможна в поисковых системах, и ответы на запрос могут сбивать с толку или оказаться слишком глубоко зарытыми.

Тогда, может быть, интернет следует поделить на категории вроде "Электронная коммерция для бизнеса" и "Болтовня для народных масс"? Сейчас кажется, что найти пути для решения этой проблемы невозможно, но ведь всего десять лет назад и самого интернета практически не существовало.

Фактор гигантизма

Объемы доступной информации непостижимы. Миллиарды страниц обращаются в триллионы. У кого найдется время или желание фильтровать эти горы данных? Большинство информации, доступной в онлайне, воспроизводится снова и снова, потом переплетается, искажается и вводится еще и еще раз. Когда на один поисковый запрос выдаются миллион результатов, вся система валится - проку мало, или вообще никакого.

Доступ к всемирной базе данных через интернет - по-прежнему наилучший способ, но уже начинают появляться первые трещины. Добытая информация представляет собой могучее орудие, но только тогда, когда она связная, по существу, точная и выкристаллизованная. В противном случае, это просто мусор. Вот в чем разница между мелким бриллиантом и огромной горой.

Человеческий фактор

И мозг, и компьютерный монитор слишком малы. Даже при самых больших экранах разум просто пасует, когда число результатов поискового запроса исчисляется тысячами. Вопреки убеждению, человеческий мозг ничуть не эволюционировал за прошедшее тысячелетие, скорее, наоборот, он регрессирует под бременем всей этой бросовой информации. Онлайновый поиск перестал быть легким и теперь отнимает все больше и больше времени.

Хотя поисковые движки все еще являются наилучшими технологическими моделями, их развитие - это дорога в бездну. Что произойдет, если десять миллионов библиотек мира собрать под одной крышей? Книжные полки протянутся на тысячи миль, но для человеческого ума это непрактично.

Сейчас уже поисковые технологии ценой во многие миллиарды долларов отвечают на наши запросы, кропотливо выводя на экран триллион страниц и выплевывая тысячи сайтов в секунду. Ну и что? Неужели множество результатов равносильно множеству ответов? Нет, это приводит только к еще большей путанице, и усилия на прочтение и просеивание мусорных данных становятся еще одной нашей гражданской обязанностью. Рекламные доходы станут снижаться, как только рекламодатели начнут осознавать, что рынок крайне переполнен, отчасти бессвязен и чрезвычайно обескровлен. Это уже похоже на одного человека со слоганом на футболке, сидящего среди ста тысяч других людей на стадионе и надеющегося таким образом привлечь внимание своего потребителя. Это не рекламная модель, это выстрел вхолостую. Может, это и дешево, но гарантии почти никакой. Пора бы уже прямо сейчас запустить новую систему.

Мусорный фактор

Ввод мусора, вывод мусора. Если захламление остается частью игры, тогда и отдача останется той же. Пусть это будет победой свободы слова и демократии, но поиск в своем предназначении уже оказался на распутье. Полноте, даже Аристотель согласился бы с тем, что изыскания не имеют ничего общего со свободой волеизъявления. Поиск в электронной коммерции - это задача на обнаружение фактов. Она требует точных ответов. В данный момент индустрия поисковых технологий стремится к максимальному расширению баз данных, даже рискуя замедлить процесс выдачи результатов поиска.

Устоявшиеся корпоративные бренды с мировой известностью, может, выплывут, но прочим, с их инновациями и свежими технологиями, придется как-то справляться с этой невообразимой массой пустой породы. Если вы потеряетесь в онлайне, даже крупнобюджетные рекламные и пропагандистские кампании не помогут вам выбраться на свет. Новейшие, еще нераскрытые электронные бренды столкнулись с вопросом выживания.

Запускайте собственные поисковики

Хоть и нередко встречается недопонимание в данном вопросе, но успех в электронном брендинге может обойтись относительно дешево. Неизвестные компании все еще могут раскрутиться со сверхзвуковой скоростью. Но чтобы этого добиться, им необходимо получить доступ к следующему поколению выдающихся браузеров. Гонка по созданию таких браузеров уже началась: они смогут все - устанавливать осторожные и выборочные контакты, осуществлять и общий, и специфический поиск, быстро проводить транзакции - все это одновременно с выстраиванием трехмерных графиков по торговым операциям и компилированием их в отчетные документы.

Это станет созданием настоящего "всемирного онлайнового базара" в ярких красках. Это подстегнет дальнейшее развитие глобальных коммуникаций и сократит временное запаздывание при воплощении идей на практике. Компании станут сильно зависеть от потенциала интернет-адресов, обеспокоятся четкой внутренней структуризацией и будут стремиться к обеспечению своей общемировой узнаваемости. Поищите надежных специалистов по разработке корпоративного имиджа, самобытности бренда и вопросам кибердоступности. И постарайтесь не спутать эти вопросы с брендингом вообще и дизайнерскими замыслами. Вникайте во все мельчайшие детали.

А тем временем, неторопливое влияние имиджа на электронную коммерцию приведет к возникновению модифицированных самобытных брендов, которые как раз и протиснутся в первый ряд. Рекламщики продолжат изнурять себя на огромных отвалах пустой породы, и разработка новых способов пробиться к потребителю превратится в нечто, достойное подвига. Форматы постепенно начнут меняться и могут возродиться в виде целого ряда новых поисковых продуктов и сервисов. Но все это вряд ли случится скоро. Только столкновение титанов способно должным образом подправить сегодняшнюю уже устаревшую поисковую модель.

Об авторе: Насим Джавед - автор книг "Доменные войны" и "Сила имени" и статей по глобальной идентификации названий и доменов, эксперт международного уровня, основатель ABC Namebank, консалтинговой компании, предоставляющей услуги по нэймингу в Нью-Йорке и Торонто уже на протяжении четверти века. Насим Джавед является руководителем эксклюзивных семинаров по нэймингу, проводящихся в режиме веб-конференций.

Перевод Олега Данилова.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.