Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Выбираем графический адаптер

АрхивАпгрейд-2005
автор : Максим Приходько   03.03.2005

Даже если вы не собирались менять видеокарту, при значительном апгрейде этого не избежать. Настала эра шины PCI-Express, и при покупке материнской платы без слота AGP потребуется и новый графический адаптер.

=+=+=+=

Казалось бы, при чем здесь графический адаптер, который вы изначально и не собирались менять? Это уже второй из крупных сюрпризов. Оказалось, что за последние годы интерфейс графических адаптеров изменился - настала эра шины PCI Express. Таким образом, покупка новой материнской платы, лишенной слота AGP, обязательно требует приобретения нового графического адаптера.

Если же вы хотите выжать из своей графической подсистемы максимум, то стоит учитывать появление материнских плат, поддерживающих установку сразу двух адаптеров на шине PCI Express. Это, в частности, уже упоминавшиеся платы на основе чипсета nVidia nForce4 SLI.

Законодателями мод на рынке графических адаптеров по-прежнему являются всего две компании - ATI и nVidia. Именно они продолжают соревноваться друг с другом в борьбе за производительность и покупателя. Прошедший год подарил нам новые графические ядра и новый интерфейс PCI Express.

Компании ATI и nVidia по-разному подошли к разработке новых версий своих графических ядер. ATI при работе над новым ядром разработала своеобразный "переходник" для преобразования сигнала, выходящего с карты - из формата AGP в формат PCI-Express. Таким образом, она избавила себя от необходимости вносить революционные изменения в ядро предыдущей версии, предпочтя эволюционный путь развития. В свою очередь, nVidia разработала принципиально новую версию графического ядра, ориентированную специально на PCI-Express. Однако видеоадаптеры от ATI все равно часто опережают своих конкурентов от nVidia. С другой стороны, nVidia снова представила технологию вывода изображения с использованием двух видеоадаптеров в "связке", для чего разработала технологию nVidia SLI.

Чтобы дать Вам определенное представление о новинках на рынке видеоадаптеров, вкратце расскажем о лидерах в двух топовых классах - Ultra Hi-End и Hi-End. Как следует из самих названий классов, Ultra Hi-End представляет наиболее производительные видеоадаптеры, а класс Hi-End - чуть менее производительные.

К классу Hi-End отнесём nVidia GeForce 6800 GT и ATI Radeon X800 Pro (оба видеоадаптера имеют ориентировочную стоимость в 400 долларов). Описания этих карт, а также ATI Radeon X800 XT Platinum Edition (ориентировочная цена 556 долларов), ATI Radeon X800 XT (ориентировочная цена 535 долларов) и nVidia GeForce 6800 Ultra (ориентировочная цена 616 долларов), относящихся к классу Ultra Hi-End - на следующей странице.

На следующей странице: описания пяти мощных видеокарт с рассмотрением плюсов и минусов каждой.

Класс Ultra Hi-End

ATI Radeon X800 XT Platinum Edition (ориентировочная цена 556 долларов), ATI Radeon X800 XT (ориентировочная цена 535 долларов) и nVidia GeForce 6800 Ultra (ориентировочная цена 616 долларов)

nVidia GeForce 6800 Ultra

В ряде случаев не только не уступает Radeon X800 XT/XT Platinum Edition, но и превосходит их, особенно в играх, не требующих сложных математических вычислений, а также там, где используется API OpenGL. Несколько хуже обстоят дела с играми, где в больших количествах встречаются сложные пиксельные шейдеры. Здесь GeForce 6800 Ultra уступает соперникам, так как карты ATI не только работают на более высоких частотах, но еще и эффективнее выполняют сложные математические расчеты, требующиеся для создания ряда шейдерных спецэффектов.

Стоит отметить, что отставание флагмана nVidia от флагмана ATI в производительности не драматично: производительность nVidia GeForce 6800 Ultra удовлетворит практически любого пользователя.

Поддержка Shader Model 3.0, реализованная во всех картах nVidia GeForce 6, пока не стала весомым аргументом в пользу их приобретения, так как на сегодняшний день поддержка шейдеров третьей версии реализована только в одной игре - Far Cry. Однако не стоит забывать, что многие разработчики игр адаптируют Shader Model 3.0 уже сегодня, а значит, купив GeForce 6, завтра Вы можете получить определенное преимущество.

GeForce 6800 Ultra весьма громоздка, в классическом исполнении довольно шумна и требует наличия в системе очень качественного блока питания. Все это говорит не в пользу данного видеоадаптера; впрочем, некоторые производители успешно решают проблему шума, устанавливая на свои изделия специально разработанные малошумные системы охлаждения.

Достоинства: высокая производительность в играх, не требующих сложных математических расчетов, отличная поддержка OpenGL, аппаратная поддержка Shader Model 3.0.

Недостатки: производительность ниже, чем у конкурентов, в играх, требующих быстрого исполнения пиксельных шейдеров, громоздкость, шумность в работе, необходимое наличие качественного блока питания.

ATI Radeon X800 XT Platinum Edition

Превосходит GeForce 6800 Ultra везде, где требуется высокая скорость исполнения пиксельных шейдеров, и пасует там, где требуется эффективная работа со сложной геометрией и тенями, а также качественная поддержка OpenGL. В свете того, что количество игр, насыщенных сложными шейдерами велико уже сейчас и будет только расти в дальнейшем, перспективы семейства Radeon X800 довольно безоблачны.

Radeon X800 XT Platinum Edition также отлично работает в режимах с включенным полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. В этом ему помогают эффективный контроллер памяти и технология HyperZ HD. В режиме eye candy Radeon X800 XT Platinum Edition опережает GeForce 6800 Ultra в большинстве приложений, за редким исключением.

Достоинства: отличная производительность в играх, требующих высокой скорости исполнения пиксельных шейдеров, отличная работа в режиме с включенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, практически бесшумная система охлаждения.

Недостатки: меньшая производительность в случаях, требующих сложных математических расчетов, не очень хорошая поддержка OpenGL, не очень эффективная система охлаждения, отсутствие поддержки Shader Model 3.0.

ATI Radeon X800 XT

Этот видеоадаптер отличается от версии Platinum Edition лишь несколько более низкими тактовыми частотами - 500/1000 МГц против 520/1120 у старшего собрата. Карта демонстрирует производительность на уровне GeForce 6800 Ultra, но стоит несколько дешевле, что делает ее более выгодным приобретением в том случае, если удастся найти подобное изделие в магазине где-нибудь поблизости.

Видеоадаптеры Radeon X800 компактны и не требуют подключения двух разъемов питания, но их стандартная система охлаждения не слишком эффективна, хотя и практически бесшумна. Они не поддерживают Shader Model 3.0, и хотя сейчас это нельзя назвать недостатком, так как игры, использующие пиксельные и вершинные шейдеры версии 3.0, практически отсутствуют на рынке, через некоторое время вы можете пожалеть об отсутствии поддержки Shader Model 3.0 вашим GPU.

Достоинства: отличная производительность в играх, требующих высокой скорости исполнения пиксельных шейдеров, отличная работа в режиме с включенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, практически бесшумная система охлаждения.

Недостатки: меньшая производительность в случаях, требующих сложных математических расчетов, не очень хорошая поддержка OpenGL, не очень эффективная система охлаждения, отсутствие поддержки Shader Model 3.0, более низкие тактовые частоты, чем у "старшего брата" по классу.

Класс Hi-End

nVidia GeForce 6800 GT и ATI Radeon X800 Pro (оба видеоадаптера имеют ориентировочную стоимость 400 долларов)

nVidia GeForce 6800 GT

В целом, этот видеоадаптер выглядит интереснее ATI Radeon X800 Pro благодаря наличию 16 пиксельных конвейеров для обработки пиксельных шейдеров. Однако, как и в классе Ultra Hi-End, этот адаптер проигрывает своему конкуренту от ATI в тех случаях, когда требуется не просто количество, но еще и высокая скорость обработки пиксельных шейдеров.

В высоких разрешениях, а также там, где требуется высокая скорость заполнения сцены, GeForce 6800 GT остается на высоте.

Достоинства: высокая производительность в играх, не требующих сложных математических расчетов, отличная поддержка OpenGL, аппаратная поддержка Shader Model 3.0, отличная работа в случаях, требующих высокой скорости заполнения сцены.

Недостатки: производительность ниже, чем у конкурентов, в играх, требующих быстрого исполнения пиксельных шейдеров, даже при превосходстве в количестве пиксельных шейдеров.

ATI Radeon X800 Pro

Этот адаптер конструктивно компактнее и тише, нежели nVidia GeForce 6800 GT. Однако он обладает лишь 12 пиксельными конвейерами против 16 у соперника. Хотя теоретически разблокирование четырех дополнительных конвейеров возможно, на практике часть конвейеров могут оказаться дефектны, и в таком случае карта, подвергнутая этой операции, корректно работать не будет.

С другой стороны, в этом адаптере опять присутствуют удачные алгоритмы сглаживания и анизотропной фильтрации, эффективный контроллер памяти, а также поддержка технологии HyperZ HD, эффективно экономящей пропускную способность памяти. Это позволяет ATI Radeon X800 Pro, как и его старшему собрату из класса Ultra Hi-End, обходить соперника от nVidia в случаях полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.

Достоинства: высокая производительность в играх, требующих высокой скорости исполнения пиксельных шейдеров, отличная работа в режиме с включенным полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, компактный и тихий в работе.

Недостатки: меньшая производительность в случаях, требующих сложных математических расчетов, не очень хорошая поддержка OpenGL, отсутствие поддержки Shader Model 3.0, всего 12 пиксельных конвейеров.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.