Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Выбираем мультимедийную звуковую карту

АрхивГид
автор : Олег Нечай   23.06.2005

Настоящий звук должен быть сочным как арбуз и чистым как горных воздух. Не верите? Тогда читайте наш обзор современных потребительских звуковых решений и особенностей выбора мультимедийных карт различных ценовых категорий.

Сегодня невозможно представить персональный компьютер, не умеющий воспроизводить звук, однако всего пятнадцать лет назад единственным "голосом" машины был скромный системный динамик-"пищалка". Первые компьютерные звуковые карты появились в конце восьмидесятых годов прошлого века. Среди разработчиков этих устройств были как фирмы, специализирующихся на электронных музыкальных инструментах (например, Roland и Yamaha), так и компании, занимающиеся выпуском компьютерных комплектующих, среди которых была и сингапурская Creative Labs. Именно этой компании удалось в корне перевернуть представление о звуке на персональном компьютере, а начало "мультимедийной революции" было положено в 1988 году, когда на рынке появилась стереофоническая звуковая карта Game Blaster, рассчитанная на "озвучивание" компьютерных игр. Однако эта карта была даже по тем временем слишком дорогой и звучала не слишком хорошо. Гораздо большим спросом пользовалась карта канадской фирмы Ad Lib, в которой использовался FM-синтезатор Yamaha YM3812, применявшийся до этого в детских музыкальных игрушках. Дело кончилось тем, что Creative купила лицензию на этот чип, который и стал основой легендарного Sound Blaster, название которого стало синонимом компьютерной звуковой карты.

Кратко опишем, что представляет собой цифровой звук, с которым работает персональный компьютер. Как известно, звук - это механические колебания определенной частоты, передающиеся через воздух и некоторые другие среды и тела. Для того чтобы звук был услышан человеком, эти колебания должны иметь определенную частоту, а именно от 16 до 20000 Гц. Громкость звука определяется амплитудой звуковых колебаний: чем больше амплитуда, тем выше громкость или динамический диапазон, измеряемый в децибелах (дБ). Болевой диапазон для человека - порядка 120-140 дБ, а звук с диапазоном не более 20 дБ почти не слышен. Оцифровка аналогового звука имеет дело с частотой колебаний и их амплитудой; на выходе аналогово-цифрового преобразователя (АЦП) мы получаем двоичный код, описывающий динамический диапазон и частоту колебаний в конкретный момент времени.

Согласно теореме Котельникова, для точной передачи звука частота оцифровки или дискретизации должна не менее чем вдвое превышать высшую частоту аналогового сигнала. За динамический диапазон отвечает разрядность: восьмибитная запись "порадует" нас всего 48 дБ, зато 16-битная - уже 96 дБ, чего более чем достаточно для записи электронной и рок-музыки, и вполне хватает для весьма качественной оцифровки симфонических произведений. Именно поэтому в свое время в качестве стандарта записи на компакт-дисках были выбраны частота дискретизации 44100 Гц, с запасом обеспечивающая воспроизведение частот до 20000 Гц, и разрядность 16 бит. Эти же значения являются минимально допустимыми для современных компьютерных звуковых карт. Соответственно, чем выше частота дискретизации и разрядность, тем, теоретически, выше качество звуковой карты. В реальности все зависит от качества аналогово-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, а также от разводки аналоговых цепей.

Наряду с оцифровкой аналогового сигнала и воспроизведением цифровых звукозаписей звуковые карты осуществляют еще одну важную функцию, а именно синтез звука. Первоначально синтез звука осуществлялся исключительно FM-генераторами (FM - frequency modulation - частотная модуляция). Качество звучания таких карт невысоко, поэтому их полностью вытеснили модели на основе таблично-волнового синтеза (WT-синтеза), воспроизводящие заранее записанные образцы ("сэмплы") звучания тех или иных инструментов. Ранее из-за низкой пропускной способности шины ISA производители устанавливали микросхемы памяти с наборами ("банками") сэмплов непосредственно на карты, однако после перехода на более быструю шину PCI появилась возможность хранить эти наборы звуков в системной памяти компьютера. В результате удалось увеличить размеры сэмплов, их количество и качество, что существенно повысило качество звучания.

Более-менее схожее воспроизведение одинаковых музыкальных фрагментов на разных картах при помощи WT-синтеза обеспечивает стандарт General MIDI. По 16 MIDI-каналам передается управляющая информация (или MIDI-сообщения), в число которой входят команды воспроизвести ту или иную ноту с той или иной громкостью тем или иным инструментом. Позднее появились расширения этого стандарта - GS MIDI (разработчик - Roland) и XG MIDI (разработчик - Yamaha), обратно совместимые с General MIDI. Реализация стандарта MIDI в звуковых картах как раз и позволила превратить персональный компьютер в домашнюю студию звукозаписи. В мультимедийных звуковых картах, как правило, отсутствуют стандартные пятиштырьковые MIDI-разъемы типа DIN, и для подключения, скажем, клавиатуры, используются переходники MIDI-игровой порт.

Обязательным компонентом современной звуковой карты является DSP - цифровой сигнальный процессор или "процессор эффектов". Формальное предназначение этой микросхемы - управление обменом данных между компонентами карты, а также обеспечение подключения к шине PCI. На деле же DSP является "сердцем" звукового адаптера и отвечает также за всевозможные звуковые эффекты в компьютерных играх и в записываемой и воспроизводимой музыке. Самой распространенной технологией эффектов, используемой в DSP, является EAX, применяемая в процессорах семейства Audigy. Если в первых микросхемах Audigy поддерживалась EAX версии 2, то в картах Audigy 2 ZS заявлена совместимость с EAX4.

Следует сказать несколько слов о так называемом "встроенном звуке", поскольку почти любая современная материнская плата имеет интегрированный звуковой кодек. Этот кодек представляет собой впаянную в печатную плату микросхему, соответствующую стандарту AC'97, разработанному Intel. Минимальный набор требований к кодеку AC'97 - наличие 16-разрядных ЦАП и АЦП, аналогового микшера, четырех линейных стереовходов, одного или двух микрофонных входов с предусилителем, линейного стереовыхода, выхода на наушники и на 4- или 6-канальные акустические системы.

В 2004 году Intel обнародовала новую спецификацию High Definition Audio (HD Audio), которая призвана стать преемником морально устаревшей AC‘97. Главные отличия - в поддержке звука 32 бит/ 192 кГц и звуковых форматов высокого разрешения (например, DVD-Audio), многоканального звука 5.1 и 7.1, форматов Dolby Digital Surround EX, DTS ES, нескольких звуковых устройств (т.н. "мультирум") и до 16-ти микрофонов.

Cамые распространенные аудиокодеки - это являются микросхемы производства Analog Devices и Realtek; особо стоит отметить такие качественные решения, как nVidia nForce APU или VIA Vinil Audio. Как правило, по качеству звучания интегрированные кодеки заметно уступают дискретным решениям, однако за последнее время общий уровень встроенного звука заметно вырос, и такие кодеки могут служить вполне адекватной заменой недорогих звуковых карт.

На следующей странице можно ознакомиться с некоторыми мультимедийными картами различных ценовых категорий.

Среди звуковых карт начального уровня можно выделить продукцию концерна Philips. На основе чипа Thunderbird Avenger собственной разработки эта компания выпускает весьма неплохие карты. К примеру, модель Philips Acoustic Edge - это практически то же самое, что SB Live! Player 5.1: карта работает со звуком 16 бит/48кГц, имеет цифровые вход и выход, шестиканальный выход на акустические системы и поддерживает технологию EAX 2.0. За те же деньги (30-35 долларов США) можно приобрести и оригинальную Live! Player 5.1.

Недорогая карта нового поколения Sound Blaster Live! 24-bit (порядка 25-40 долларов) построена на основе DSP CA0106DAT и поддерживает звук 24бит/96кГц, восьмиканальный формат 7.1 и технологию EAX 3.0. На карте устанавливаются ЦАПы от моделей семейства Audigy 2, поэтому качество звучания у нее находится на весьма высоком уровне. В этом ценовом диапазоне Sound Blaster Live! 24-bit - одна из самых удачных покупок.

Столько же стоит чуть более современный вариант - Creative Audigy 5.1. По большому счету, эта карта отличается от Player 5.1 используемым DSP (Audigy) и возможностью воспроизведения звука 24 бит/96 кГц. Заявлена поддержка используемых в компьютерных играх технологии EAX 2.0 и фирменного стандарта Advanced HD. Качество звучания семейства Audigy выше, чем у карт Live!, но эта разница, заметна далеко не всем, поэтому если вы не собираетесь избавляться от своих 15-долларовых мультимедийных колонок, можете сэкономить и купить карту предыдущего поколения. С другой стороны, в картах семейства Audigy появился приятный "бонус" - высокоскоростной порт IEEE 1394 (FireWire), предназначенный для подключения цифровых видеокамер, накопителей и прочих внешних устройств. Функциональность как Live!, так и Audigy можно расширить, установив драйверы и программные пакеты от карт семейства Augigy2; кроме того, существуют альтернативные драйверы kX, оптимизирующие настройки карты для работы с музыкальными программами.

Еще одна качественная недорогая звуковая карта - Sound System Aureon 5.1 Fun немецкой компании Terratec, известной своим оборудованием для профессиональной звукозаписи. Технические характеристики этой карты типичны для моделей начального уровня: звук 16 бит/48 кГц и шестиканальный выход на акустические системы. Карта обеспечивает почти нейтральный характер звучания, однако по своим функциональным возможностям она все-таки уступает сингапурским конкурентам в ценовом диапазоне 45-50 долларов.

Самая дешевая модель, относящаяся к среднему уровню - это "простая" Audigy 2 Value, которая в московской рознице стоит порядка 50 долларов. Принципиальные отличия Audigy 2 от карт предыдущего поколения - реальная возможность записи звука 24 бит/96 кГц и поддержка формата DVD-Audio. В многоканальном режиме с DVD-Audio может воспроизводиться звук 24 бит/96 кГц, а в стереорежиме - до 24 бит/192 кГц! Кроме того, карты семейства Audigy 2 имеют выход на восьмиканальную (7.1) акустическую систему, поддерживает технологии EAX 4.0 и EAX Advanced HD, а также формат DolbyDigital EX, способный корректно "раскладывать" шестиканальный звук 5.1 на большее число каналов. Музыкантов порадует наличие драйверов ASIO, позволяющих работать с минимальной латентностью в таких программных пакетах, как Cubase или Reason. Это семейство карт построено на основе DSP Audigy 2, что не преминуло сказаться на звучании: качество звука заметно выше, чем у карт Audigy. Нельзя не отменить также высококачественный ЦАП Crystal CS4382, способный выдавать аналоговый сигнал с частотным диапазоном от 10 до 46000 Гц (в режиме 24 бит/96 кГц). Разумеется, в этих картах сохранился и контроллер FireWire.

Семейство Audigy 2 ZS можно назвать безусловным лидером на рынке мультимедийных звуковых карт. К средней ценовой категории относится одноименная карта, которая продается за 100-110 долларов (в зависимости от комплектации). В этих картах преумножены все достоинства карт предыдущего поколения: во-первых, карта стала восьмиканальной (7.1), помимо поддержки Dolby Digital EX, появился декодер DTS ES и панель настройки многоканальной акустики THX, стала возможной запись в режиме 24 бит/96 кГц через драйверы ASIO 2.0, а также заявлена поддержка технологии EAX 4. Кроме того, по утверждению разработчиков, соотношение сигнал/шум было повышено с 106 до 108 дБ. Естественно, новые карты не только не потеряли способности воспроизводить DVD-Audio, но и обзавелись новой версией комплектных утилит MediaSource2, а в настройках EAC Advanced HD появилась караоке-утилита, позволяющая в меру своих способностей убирать вокал из музыкальных записей.

Довольно сильный конкурент звуковых карт Audigy 2 ZS - карта Revolution 7.1 компании M-Audio, специализирующейся на профессиональном компьютерном звуковом оборудовании и периферии. В момент своего появления весной 2003 года Revolution 7.1 действительно устроила революцию в мире компьютерного аудио. Еще бы: целых восемь каналов (у Audigy 2 было всего семь - 6.1), запись звука 24 бит/96 кГц и воспроизведение 24 бит/192 кГц, поддержка технологий EAX 2.0, наличие коаксиального цифрового аудиовыхода. Карта построена на восьмиканальном чипе VIA Envy24HT - модернизированной версии микросхемы, использовавшейся ранее в полупрофессиональных звуковых картах, и обеспечивающей максимально нейтральное звучание. Входящие в комплект демо-версия виртуальной студии Reason 2.0 и драйверы ASIO подчеркивает ориентацию карты на любительское музицирование, поэтому в части поддержки игровых и театральных эффектов она уступает продукции Creative. Впрочем, за профессиональную карту с характеристиками Revolution 7.1 еще года два назад просили далеко не 110 долларов, за которые эту карточку можно купить в российских магазинах. Кстати, как в профессиональных картах, в этой звуковушке отсутствует MIDI-интерфейс, поэтому для создания полноценной домашней студии придется его приобретать отдельно.

Еще одна восьмиканальная карта от профессионалов звука - Terratec Aureon 7.1 Spaсe. В качестве DSP в этой карте использован все тот же VIA Envy24HT, а принципиальное отличие Space от Revolution 7.1 заключается лишь в наличии оптических цифровых входа и выхода. Игровой/MIDI порт здесь также отсутствует, а цена карты приблизительно соответствует цене Revolution 7.1. Звучание Space столь же нейтрально, а "игровые" способности - столь же скромны. С другой стороны, если вы планируете заниматься домашним творчеством, но сильно ограничены в средствах, то обе карты на Envy24HT вам вполне подойдут.

Довольно интересный вариант - Guillemot (она же Hercules) Game Theatre XP. Эта карта с внешним коммутационным модулем продается не первый год, но если раньше ее цена составляла порядка 200 долларов, то сейчас эту модель можно купить вдвое дешевле. Карта построена на чипе Crystal CS4630 и способна работать со звуком 16 бит/48 кГц, имеет оптические и коаксиальные цифровые входы и выходы, игровой порт с поддержкой MIDI-интерфейса, выходы на шестиканальную акустическую систему и на наушники. Заявлена поддержка технологии EAX 2.0. Внешний модуль в металлическом кожухе исполнен очень изящно, причем гнезда для подключения наушников и микрофона рассчитаны на 1/4-дюймовые штекеры, а не на мини-джеки, типичные для массовых устройств. Качество звучания Game Theatre XP весьма высоко, но все же уступает картам серии Audigy 2 ZS, а если учесть ограниченные по сегодняшним временам возможности в играх и просмотре видео, то рекомендовать эту модель к покупке можно лишь желающим заполучить красивый и хорошо экранированный внешний модуль.

Главные "тяжеловесы" среди мультимедийных звуковых карт - это модификации Audigy 2 ZS с отдельными коммутационными блоками: модель Platinum (170 долларов) оснащена внутренним блоком, а модель Platinum Pro (220 долларов) - внешним. По сравнению с "базовой" Audigy 2 ZS дорогие исполнения имеют расширенную функциональность: прежде всего, эти карты комплектуются блоком дистанционного управления, особенно удобным при просмотре DVD-видео, на коммутационный блок вынесены оптические и коаксиальные цифровые входы и выходы, порт FireWire, полноценные пятиштырьковые разъемы MIDI (вход и выход), микрофонный вход и выход на наушники. Наконец, на внешнем блоке Platinum Pro имеется дополнительный разъем FireWire, и только эта карта способна работать с драйверами ASIO 2.0 в режиме записи 24 бит/96 кГц. Во всем прочем эти карты не отличаются от базовой модели, которая дешевле, как минимум, на сто долларов.

Появившаяся в конце 2004 года карта Audigy 4 Pro с внешним коммутационным блоком отличается от Audigy 2 ZS Platinum Pro практически исключительно более качественными ЦАПами от полупрофессиональных карт входящей в состав Creative фирмы E-MU, а также увеличенным до 113 дБ соотношением сигнал/шум. Эта модель сейчас возглавляет линейку мультимедийных звуковых карт Creative и продается примерно за 245 долларов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.