Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Любовь до гроба

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   24.10.2003

Спам - проблема многосторонняя: свидетельствует свежее исследование. При том, что рекламные рассылки ненавидят все, эффективность их остается вполне ощутимой...

Спам, словно снег в суровую зимнюю пору, валится в почтовые ящики круглые сутки. То, что ещё несколько лет назад казалось причудой высоких технологий, сегодня стало обыденностью: электронная почта используется в качестве лопаты для выгребания денег из кошельков пользователей Сети. 30 миллиардов электронных писем отправляются ежесуточно по всему миру - и добрая половина из них может быть причислена к нежелательной корреспонденции, которую тем не менее читают и изредка даже находят полезной. Парадокс? Да, пожалуй - но таков результат последнего крупномасштабного исследования, проведённого в США известной организацией Pew Internet & American Life Project. Сопоставив данные опроса в общей сложности свыше шести тысяч человек (совершеннолетние американцы, преимущественно - постоянные сетяне), специалисты Pew надеялись обрисовать картину того, что считают спамом американские обыватели, что о нём в действительности знают и как на него реагируют. Картина получилась как минимум любопытная.

Прежде всего, согласно отчёту Pew (оригинал можно отыскать на их официальном сайте, хорошее же summary опубликовано вчера Wired), сам термин "спам" трактуется разными людьми по-разному. Одни - и их подавляющее большинство - причисляют к спаму непрошенные письма, содержащие коммерческие предложения: 92% сетян в США, получив письмо от неизвестного им человека с предложением о продаже чего-либо, назовут такое письмо спамерским. Ровно столько же пользователей отнесут к спаму послание непристойного содержания. А вот если автор отправления знаком, письмо - пусть даже и нежелательное - сочтут спамом только треть. Ещё меньше сетяне расположены называть спамом послания, не имеющие ярко выраженной коммерческой окраски: письма от религиозных фанатиков, массово рассылаемые просьбы о помощи и прочее подобное спамом обычно не считается.

Впрочем, в процентном соотношении коммерческие предложения в нежелательной почте очевидно доминируют, явно сказываясь на удобстве работы с электронной почтой и веб-приложениями вообще. Согласно данным Pew, 70% пользователей считают, что спам омрачает их виртуальную повседневность, делая работу в Интернет менее приятной: больше всего людей раздражает постоянная борьба за чистоту почтового ящика, ведущаяся чаще всего вручную (банальным поштучным удалением "левых" писем - ибо установить и настроить почтовые фильтры в состоянии не каждый).

Но нервные срывы, вызываемые необходимостью постоянно бороться с почтовыми завалами, составляют только небольшую часть общей психологической проблемы, которая рискует стать причиной смерти того, что называют "убойным приложением Сети" (пресловутое killer app) - электронной почты. При том, что e-mail используется подавляющим большинством сетян, данные, свидетельствующие об отказе от электронной почты четверти (!) пользователей из-за спама должны очень беспокоить. А именно так всё и обстоит на самом деле: для 25% компьютерных пользователей, попавших в опрос Pew, значимость электронной почты или снижена, или вообще аннулирована из-за опасений, что важное письмо может затеряться среди рекламной корреспонденции, быть случайно отсеянным почтовыми фильтрами, а то и оказаться поддельным (ведь спамеры часто используют фиктивные обратные адреса). Изменение отношения к электронной почте - очень важный момент. Из средства интимной моментальной связи, усилиями спамеров она превратилась в нечто, открытое всем ветрам и течениям. И пусть даже качество доставки почты на самом деле пострадало не так уж сильно - для обывателей важнее психологический аспект.

Но если спам воспринимается однозначно негативно, почему это явление до сих пор не исчезло? Ответ прост. Эффективность массовых рассылок пусть и низка, но всё же ощутима. Так, в США семь процентов сетян пользуются предлагаемыми в спамерских письмах услугами. Отчёт же Pew, очертив сложившуюся ситуацию, к сожалению, не приближает нас к разгадке того, каким именно должно стать универсальное решение проблемы спама. То, что уже сделали фантасты (в "Прозрачных витражах" Лукьяненко спамеров победили разрешив свободную на них охоту), в реальности неприменимо. Несомненно одно: от технических средств необходимо переходить к более масштабным законодательным. В этом смысле Штаты - хороший пример: на днях там прошёл через Сенат законопроект о создании национального списка нежелающих получать рекламную корреспонденцию. В его текущей, жёсткой форме (спамерам, решившимся побеспокоить участников этого списка, грозит штраф в несколько сотен долларов за каждое посланное сообщение) он вряд ли будет одобрен президентом, но - начало положено. В некоторых странах Европы (Италия, Англия) уже действуют законы, ограничивающие рекламные рассылки. Будем надеяться, скоро дело дойдёт и до нас.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.