Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сколько стоит “пятерка”

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   31.01.2003

Запад страдает от любопытного феномена: инфляции оценок. Все больше и больше учащихся школ и вузов получают только высший балл. Но это отнюдь не следствие внезапно повысившейся эффективности образовательного процесса. Все просто: кому они нужны - плохие оценки?..

Три года назад со мной произошёл анекдотичный случай. Устраиваясь на работу в одну крупную, выражаясь современным языком, компанию (а попросту - насквозь пропитанную семейным подрядом и блатом полугосударственную шаражку), я, после разговору с глазу на глаз со своим будущим шефом, был приглашён на ковёр к начальнику отдела кадров. Работать мне предстояло инженером-системщиком (попросту - ремонтником компьютеров и, временами, копиров), а к специалисту столь высокого полёта предъявлялось обязательное требование: наличие диплома о высшем образовании соответствующей направленности. Начальник кадровиков, напыщенная как павлин тётенька возраста под пятьдесят, скрупулёзно изучила предъявленный диплом бакалавра (благо, четыре курса я к тому моменту уже осилил), в котором значилось что-то вроде "специалиста по системам" (имеются в виду электроэнергетические - компьютеры там и рядом не стояли), и, видимо, сопоставив в уме "системы" с "системщиком", важно дала добро.

К этой истории мы вернёмся чуть позже, а пока давайте перенесёмся в Штаты, где во вторник, газетой Washington Post была опубликована прелюбопытнейшая статья, посвящённая столь же замечательному, сколь и малоизвестному в России феномену инфляции оценок. Grade inflation, как звучит в оргинале название явления, скрывает в себе предельно простую вещь. В Штатах, где, как известно, учебными заведениями используется символьная система оценки успехов учащихся (пять букв латинского алфавита - A, B, C, D и F - примерно соответствуют русским оценкам от 5 до 1), на протяжении вот уже более сорока лет наблюдается медленный, но стабильный перенос акцента с низших оценок на более высокие. Иначе говоря, не считая "D" и "F" (за регулярное получение которых, так же как за "неуд" и "единицу" в России, из учебных заведений отчисляют), "C" появляется в табелях успеваемости всё реже. Автор статьи в WP, преподающий в Университете Дюка (Duke University), приводит такую статистику: в его родном вузе, на "С" сегодня приходится лишь 10% всех выставляемых оценок. Схожая ситуация наблюдается и в других высших учебных заведениях. Но и "B" ("четвёрка") постепенно вытесняется высшей оценкой - что стало особенно заметно в 90-х годах.

Тенденция эта серьёзно изучается, ей даже посвящают сайты - и она того стоит, ибо причины, породившие grade inflation, для нас, сторонних наблюдателей, куда интересней, нежели процесс сам по себе. В самом деле, задумайтесь - что может быть предпосылкой стабильного повышения успеваемости? Версий на этот счёт множество, но основных - две. Первая, которой придерживаются руководители учебных заведений и которая с успехом скармливается прессе и родителям, оплачивающим обучение своих чад, так вот первая версия называет причиной происходящего непрерывное совершенствование методов обучения - что, естественно, выливается в более качественный учебный процесс и более высокие отметки учащихся. Но есть и другая. В условиях жестокой рыночной экономики, низкие оценки не нужны ни ученикам, ни их преподавателям. Посудите сами: шансы на то, что на выпускника, продемонстрировавшего сравнительно более низкую успеваемость, клюнет работодатель, столь же низки, сколь и его средний балл в период обучения. А преподаватель, из под руки которого выходят такие ученики, рискует прослыть неудачником - со всеми вытекающими из этого последствиями для карьеры. Отсюда и повсеместно высокий балл, который со временем становится всё выше и выше.

А как обстоят дела у нас? По счастливой случайности (которая, пожалуй, и послужила толчком к написанию этой колонки), мне сегодня предстоит принимать экзамен у одной из групп второго курса технического вуза. И я со всей ответственностью заявляю: ни мои преподаватели в период моей бытности студентом, ни мои сегодняшние друзья-аспиранты, ни я сам не подвержен влиянию факторов, которые оказывают столь большое воздействие на наших заокеанских коллег. И отнюдь не из-за наплевательского отношения к будущему студентов. На самом деле, ситуация такова, что средний балл, выводимый из табеля успеваемости выпускника, в подавляющем большинстве случаев не играет у нас совершенно никакой роли. Сегодняшним российским работодателям не интересны ни оценки, ни даже специальность, указанная в дипломе (вспомните тётеньку из отдела кадров). Российский рынок, по-видимому, ещё просто не созрел для всего этого. Впрочем, не спорю - это лишь субъективные впечатления, и я буду очень признателен, если вы поделитесь своими наблюдениями и опытом на форуме.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.