Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Теплота звука

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   24.12.2002

Бесконечная аудиофильская погоня за "мягким" и "теплым" звуком дала жизнь фантастическому электронному продукту - ламповым звуковым картам.

Компонент компьютерных систем, вот уже многие годы прочно ассоциирующийся в сознании обывателя со странным словом саундбластер, а корректно именуемый звуковой картой, за период своей эволюции обрёл поистине неисчислимое количество применений. Спектр возможностей даже простенькой "звуковухи" варьируется от аудиосопровождения игр до цифрового граммофона. Но, несмотря на множество вариаций (от самопаянных ковоксов и причудливых старинных грависов до популярных SoundBlaster и их суперсовременных потомков вроде Audigy), неизменной чертой всех звуковых карт всегда оставалась их цифровая полупроводниковая сущность. Цифра и полупроводники - не синонимы: с равным успехом транзисторы применяются и для построения аналоговых систем. Но факт остаётся фактом: аналоговых компьютерных звуковых карт история не знала. Впрочем, отсутствие на рынке чего-либо востребованного служит лишь дополнительным стимулом к тому, чтобы это построить.

Так всё произошло и с аудиокартами: вот уже полгода компания AOpen занимается тем, что потихоньку проталкивает на американский рынок аппаратные решения для персоналок, включающие в себя... электронные лампы, работающие в звуковых усилителях (самое замечательное, что лампа - российского производства: это 6922 компании SOVTEK). Прежде всего, это современная звуковая карта, продающаяся компанией пока что через реселлеров по цене около 200 долл. - и продающаяся сравнительно успешно: с августа, когда началось её распространение, продано уже пять тысяч экземпляров. То был пробный шар и в настоящее время AOpen готовится уже к массовому её выпуску: вторая версия карты, сейчас продаваемая на Тайване, дойдёт до Штатов в январе. Кроме того, компания предлагает и интегрированное решение в виде материнской платы для процессоров Pentium 4 с встроенным аудиочипом, опять же основанным на электронной лампе. Кому сегодня нужны такие устройства? AOpen ориентирует их на музыкантов и аудиофилов (см.сноску), способных оценить "мягкое" ламповое звучание. Вот только стоит ли овчинка выделки?

В самом деле, спор о том, что лучше, ламповая или транзисторная аппаратура, умрёт только вместе с полным вымиранием почитателей одного из вариантов. "Сухость" полупроводников и "мягкая теплота" ламп - всё это чрезвычайно субъективно. Общеизвестно и общепринято лишь то, что и транзисторы, и лампы искажают звук, хоть и по-своему в каждом конкретном случае. Но изюминка разбираемого нами сегодня предмета в другом. Вдумайтесь - ведь AOpen предлагает не комплексное аналоговое решение, а всего лишь отдельные компоненты для использования в цифровой системе! В этом - вся суть, в этом же и ирония ситуации. Как синтезируется звук в современной персоналке? Воссоздаётся ли он по заранее заготовленным формулам и таблицам (MODули, мпеги), генерируется ли на лету (виртуальные синтезаторы), считывается ли с компакт-диска (оцифрованная форма) - в любом случае звук обязательно проходит через цифровые трансформации, оказываясь представленным в виде набора отдельных импульсов, "дискретов". Искажения, вносимые в него на этапе оцифровки, компрессии, цифровой обработки и воспроизведения через цифро-аналоговые преобразователи уже делают его насквозь "цифровым". И никакая лампа, поставленная на выходе из всего этого комплекса, не спасёт положения. Единственное (и лучшее), что она сможет сделать - внести в звук дополнительные искажения, сделав его "более мягким и тёплым", и вызвав тем самым глупый восторг аудиофилов, не желающих вдаваться в механику процесса. Так стоит ли?...


1) Аудиофил - своего рода звуковой гурман: человек, идущий на любые жертвы ради достижения наиболее качественного, по его мнению, звучания. Часто применяется в оскорбительном смысле.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.