Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Судью на мыло

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   14.11.2002

На следующем чемпионате мира по футболу судьям, вполне возможно, будет помогать компьютерный коллега.

Футбол с точки зрения зрителя - игра, замечательная во многих отношениях. И зрелищность, и азарт, и само собой разумеющиеся при этом миллионы и миллионы поклонников. Плохо одно: всё больше обрастая различными техническими новшествами, обеспечивающими зрителей (не только те тысячи, что сидят на стадионе, но и сотни миллионов собравшихся перед телеэкранами) возможностью разглядеть игру во всех деталях, современный футбол полностью игнорирует судью. К примеру, каждый матч нынешнего чемпионата мира освещался более чем с двух десятков камер, установленных на поле. Естественно, что судья, всё техническое оснащение которого ограничивается свистком, часами, да парой помощников, был просто не в состоянии конкурировать с этой технологической мощью - упуская важные моменты и неизбежно вызывая шумные споры и нарекания болельщиков, которые, увы, повлиять на ход матча не в состоянии. Учитывая масштабы происходящего - а финальный матч нынче смотрели полтора миллиарда (!) человек - самое время задуматься о модернизации судейского оборудования.

И технические средства, способные обеспечить судью на поле теми же возможностями, которые сегодня предоставлены в распоряжение болельщиков, уже есть. Одна из таких разработок - система, созданная немецкой компанией Cairos Technologies AG. Названная CAIROS и по своей сути напоминающая GPS в миниатюре, эта задумка немецких электронщиков способна обеспечить судью информацией, позволяющей однозначно корректно расценивать происходящее на поле.

Идея, положенная в основу CAIROS, проста до неприличия: определение местоположения игроков и мяча в каждый конкретный момент времени при помощи микроволновых маяков. Точнее - маячков: крохотные радиопередатчики, габаритами сравнимые с кредитной картой, прячутся в наколенниках каждого игрока и в мяче. По периметру поля устанавливаются шесть небольших приёмников, улавливающих генерируемый каждым передатчиком (с периодичностью в несколько сотен раз в секунду) сигнал. Собранная информация немедленно передаётся на центральный компьютер, который с точностью до сантиметра определяет местоположение каждого маяка (а по сути - ног игроков и мяча) на поле. Анализируя эти данные, компьютер же выполняет и несложную проверку на возможное нарушение правил, гол или наличие какой-то другой важной ситуации. После чего пересылает результаты анализа находящемуся на поле судье (на руке у него - специальный приёмник). Впрочем, судья отнюдь не лишается своих прав, превращаясь в безмолвного проводника компьютерной воли. Несмотря на то, что задержка между возникновением опасного момента, его автоматическим определением и оповещением составляет единицы миллисекунд, последнее слово остаётся за человеком: предполагается, что только сопоставив увиденное им самим с зафиксированным машиной, судья вынесет окончательное решение.

Огромный плюс CAIROS в том, что, в отличие от телезрителей, которые, несмотря на большое количество камер на поле, вполне могут и пропустить важный момент из-за того, что игроки попросту закроют собой место событий, судья всегда получит точную информацию: тела футболистов - не помеха для радиомаяков. Но что самое замечательное, CAIROS обладает и множеством прочих, не менее интересных применений, нежели просто содействие судье. Используя в реальном времени собираемую системой информацию, можно организовать автоматическое управление телекамерами, следяющими за полем. Можно намечать места для размещения в кадре виртуальной рекламы. Можно собирать статистику об эффективности действий отдельных игроков - любопытную для зрителей и полезную для тренеров и самих футболистов. Можно с точностью до сантиметров и секунд записать ход матча, воссоздав его позже в футбольных симуляторах (и изменить его ход, переиграв важные моменты). Всё, что для этого требуется - успех первых испытаний CAIROS, которые намечены на нынешнюю зиму (систему установят на одном из стадионов в Германии), и немного везения: разработчики намерены добиться у FIFA разрешения на использование CAIROS в матчах чемпионата мира в 2006-м году.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.