Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Башня в небо

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   24.07.2002

Стратосферные автоматические самолеты - реальная альтернатива спутниковым и наземным коммуникационным системам.

Спутниковая связь - штука весьма и весьма проблемная: спутники дороги, обслуживание их практически невозможно, требуемая от клиентских станций мощность велика. Покрытие многосоткилометровых территорий зараз окупает все недостатки. Но непрекращающимся попыткам снизить затраты, удешевив связь и сделав всю систему более надёжной удивляться в таких условиях не стоит. Какие на сегодняшний день существуют альтернативы спутникам? Сотовые сети пока ещё слишком медленны, а развёртывание их требует тщательного учёта существующей структуры ландшафтов, особенно в густонаселённых и застроенных районах. Глобальные Wi-Fi сети (вспомните Project Rainbow) не позволяют покрыть территорию целиком, ограничиваясь лишь "горячими точками". Но есть и ещё одна альтернатива - в виде беспилотных летательных аппаратов, забирающихся в стратосферу и несущих на себе всё необходимое оборудование для обслуживание наземных клиентов. Не далее, как вчера американская компания SkyTower известила об успешном завершении очередных испытаний своей коммуникационной платформы под названием Pathfinder-Plus.

Для SkyTower Pathfinder-Plus (родной брат нашумевшего в прошлом году аппарата Helios) - основа всего. Это винтовой автоматический самолёт, питающийся от размещённых на верхней части фюзеляжа солнечных батарей. Стандартная для него высота работы - 21 км: выше облаков и гражданской авиации. В последние пару недель SkyTower провела целый ряд демонстрационных тестов для подтверждения возможности коммерческой эксплуатации своего аппарата в реальных условиях провайдерами беспроводных сервисов: на нём установлено приёмо-передающее оборудование для организации цифровой связи, так что, фактически, самолётик выступает в роли обычной станции сотовой связи, поднятой на необычную высоту. Набрав высоту, Pathfinder-Plus начинает описывать круги малого диаметра, благодаря чему с поверхности выглядит висящим в одной точке. Благодаря тому, что удаление до самолёта сравнительно невелико, для связи с ним нет нужды использовать специальные спутниковые телефоны - достаточно обычного 3G-аппарата (в ходе демонстрации использовалась рядовая модель от NTT DoCoMo).

SkyTower полагает, что Pathfinder-Plus способен дополнить, а в ряде случаев и вовсе заменить спутниковые и наземные коммуникационные системы, упростив и удешевив стационарный скоростной доступ к цифровым сервисам (в т.ч. и Сети) и развёртывание и эксплуатацию мобильных сервисов 3-го поколения. Общая пропускная способность каналов одного самолётика - до 15 Гбит/с, причём на клиента может отдаваться до 50 Мбит/с. Единственная техническая проблема, что стоит на пути к коммерческой эксплуатации Pathfinder-Plus - невозможность летать по ночам. Решить её способно применение топливных элементов, подзаряжаемых днём и питающих самолётик ночью (тогда он смог бы летать без посадки до полугода), однако, создаваемые SkyTower совместно с NASA топливные элементы пока существуют лишь в виде лабораторных прототипов. На технические проблемы накладываются и общие экономические - благодаря чему коммерческий запуск уже перенесён с 2003-го на 2005-й год. Впрочем, учитывая, что образована SkyTower была лишь в 2000-м и с тех пор пережила как минимум одного серьёзного конкурента (вечная память Angel Technologies), это не так уж и страшно.

Обсудите материал в форуме

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.