Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Чистый интернет

АрхивСтатьи
автор: Александр Клименков   12.07.2007

Сейчас понятия World Wide Web и интернет являются практически синонимами. Немногие помнят времена, когда большая часть информации в Сети была текстовой.

Сейчас понятия World Wide Web и интернет являются практически синонимами. И тем, кто начал пользоваться Сетью в последние годы, невдомек, зачем перед адресом писать замысловатую строку "http://". Многие ее и не пишут, а сразу набирают адрес - и все работает. Я и сам так делаю, но помню времена, когда большая часть информации в Сети была текстовой, а картинки использовались только по делу и очень умеренно. Ни о каких flash-роликах, потоковом видео, mp3-файлах тогда и слыхом не слыхивали. Даже о протоколе FTP ныне знают немногие.

Классика

Взаимодействие браузера с серверами Gopher по простоте напоминает античность. За протоколом до сих пор закреплен 70-й порт TCP. После того как клиент соединился с сервером, он посылает строку, содержащую запрос на нужный документ, либо пустую строку для получения первой страницы сайта. Сервер отвечает и закрывает соединение.

Развитие технологий идет семимильными шагами. Сейчас, при непрерывно возрастающей пропускной способности каналов связи, вроде и странно говорить о "лишней" информации, которой наводнены страницы. Любой сайт, даже перегруженный баннерами и украшенный гениальным дизайном по самую крышу, грузится меньше чем за секунду. Казалось бы, грузи себе и читай. Но не секрет, что среди этой красоты с каждым годом все труднее отыскать нужную информацию.

Маленький несчастный текст статьи на новостных и информационных сайтах теряется и ужимается до узенькой колонки под натиском многочисленных баннеров, меню, ссылок и заголовков. При созерцании всего этого безобразия меня охватывает ностальгия, начинаешь вспоминать тот старый, текстовый интернет. И понимаешь, что, с одной стороны, такая "примитивность" (по современным меркам) была продиктована скудными техническими возможностями каналов передачи информации, серверов и клиентов. Но с другой - она имела много полезных свойств, которые были утрачены или отринуты на пути стремительного прогресса технологий.

Но не все потеряно, сохранились еще на просторах интернета оазисы спокойствия и простоты, в которых можно не опасаться назойливой рекламы, надоедливого дизайна и огромных рекламных баннеров. Тихое, гладкое озеро чистой информации, не испорченной городским смогом рекламных технологий. О таких оазисах, а точнее, о том, как их сотворить для себя своими руками, и хотелось бы поговорить в этой статье.

Gopher: немного истории

Кто сейчас помнит о протоколе Gopher? Разве что кучка энтузиастов да любители истории технологий. А в свое время он был широко распространен в интернете и являлся предшественником World Wide Web. По некоторым данным, до 1995 года Gopher был самой динамично развивающейся технологией интернета. Темпы роста числа соответствующих серверов опережали темпы роста серверов всех других типов. В 1993 году в мире было более полутора тысяч gopher-серверов.

Gopher фактически являлся системой распределенного поиска и передачи документов одновременно. Причем эти возможности реализовывались не как дополнительные сервисы-надстройки, подобно современным поисковым машинам, а были встроены в систему как ее базовые функции.

Представьте себе Сеть в виде гигантского виртуального диска, содержащего каталоги и файлы (все это называлось "gopher-пространство"). Причем расположены каталоги не хаотически и названы не как попало. Текстовая система ссылок позволяет быстро и без проблем находить нужную информацию.

С помощь специальной программы Veronica непосредственно в системе Gopher осуществлялся поиск с использованием специального языка запросов, построенного на ключевых словах. Напомню, что эта система работала не только задолго до появления современных поисковых систем, но и задолго до появления самого WWW.

Содержимое каждого каталога фактически описывается текстовым файлом, в котором каждая строка - это указатель либо на файл, либо на другой каталог. Строки могут иметь всего пять атрибутов:

  • код типа строки или каталога;
  • строка описания;
  • путь к файлу в файловой системе на сервере;
  • доменное имя сервера, на котором расположен файл;
  • номер порта сервера.

Первый атрибут состоит из одного символа и определяет, является ли данная строка каталогом ("1") или файлом. Если это файл, то код определяет его формат. На серверах Gopher можно хранить текстовые файлы, zip-архивы, html-документы, изображения в различных форматах (по умолчанию поддерживается GIF) и бинарные файлы. Кроме того, файл может являться ссылкой на поисковый или запасной сервер.

По информации Википедии, в настоящее время в интернете насчитывается меньше сотни gopher-серверов. Большинство из них мертвы и не обновляются владельцами. Но кое-где еще теплится gopher-жизнь. Остались еще энтузиасты, которые поддерживают этот протокол, открывают новые серверы - скорее всего из любви к искусству, ведь технологии ушли далеко вперед. По меткому выражению автора той же статьи в Википедии: "Сегодня Gopher напоминает почти заброшенный уголок интернета - можно, например, публиковать адреса электронной почты, не беспокоясь о спаме, и публиковать любую информацию, не заботясь об объемах трафика".

Что же делать жаждущим тишины и покоя? В Internet Explorer версий 5 и 6 для Windows поддержка Gopher отключена с июня 2002-го, с выходом патча, предназначавшегося для исправления уязвимости в обработчике протокола Gopher; однако ее можно вернуть, отредактировав реестр. В IE 7 Gopher не поддерживается вообще. Кстати, не исключено, что именно IE помог забить гвоздь в крышку гроба протокола: в этом браузере Gopher выглядит ужасно. Firefox полностью поддерживает Gopher. Для Opera требуется использовать специальный прокси-сервер.

Тем, кто заинтересовался этим протоколом, советую посетить страницу в англоязычной Википедии, которая содержит исчерпывающее количество ссылок и рекомендаций по работе с Gopher в условиях современного интернета.

Собственные ленты

Существуют способы сломить упрямство владельцев сайтов с RSS, желающих заработать на рекламе и завлечь побольше посетителей. Один из них - создать свою новостную ленту. Я имею в виду не просто аггрегирование новостных лент с других сайтов, а создание ленты на основе контента сайта, на котором экспорт новостей либо не поддерживается, либо осуществляется в неудобном для вас формате.

Сервис по созданию своих rss-лент сегодня предлагают несколько сайтов (например, www.feed43.com или www.wotzwot.com/rssxl.php ). Принцип работы подобных конвертеров прост: вы задаете некий постоянный адрес страницы, откуда требуется извлечь интересующие вас новости, и с помощью указания характерных участков html-кода выделяете из этой страницы те части, которые попадут в вашу собственную ленту новостей.

Существуют и "настольные" программы, работающие по такому принципу. Причем подобным приложениям не обязательно использовать технологию RSS. Загружаем нужную страницу, по указанным правилам выделяем ссылки на новостные страницы, закачиваем эти страницы и обрабатываем их, дабы удалить мусор, не относящийся к делу. Скажу по секрету: такая программа существует и для закачки номеров бумажного журнала с сайта "Компьютерры" (с попутной очисткой и переформатированием).

Есть универсальные приложения, которые с помощью несложного гибкого конструктора программ загрузки и обработки контента позволяют загружать свежее содержимое практически с любого сайта. Одна из таких программ, которой я пользуюсь не первый год, называется HiTech Informer (W3Get). К сожалению, автор прекратил работу над нею и сайт этой программы исчез из Сети. Но при желании ее можно найти в различных софтверных хранилищах.

Браузер: урезаем лишнее

Утверждается, что самая полная поддержка Gopher реализована в текстовом браузере Lynx. Текстовые браузеры родились вместе с интернетом. На сайте "Компьютерры" о них уже писалось. Эти программы существуют и поныне, причем неплохо себя чувствуют. Кстати, главная страница сайта Lynx является образцово-показательным примером текстового дизайна.

Просмотр Сети в текстовых браузерах - это еще один способ избавиться от рекламы и лишних элементов страниц. Рекламные технологии ушли далеко вперед, и подавляющая часть онлайновой рекламы является графической. По понятным причинам в окно текстового браузера она не попадет. Таким образом, одно из главных преимуществ рекламы превращается в ее слабое место. Правда, при этом отфильтруется и полезное содержимое графических файлов - фотографии, иллюстрации, диаграммы. На одних сайтах они носят дополнительный, необязательный характер, на других без них не обойтись. Кроме того, на многих сайтах навигация тоже реализована при помощи графических элементов. При этом дизайнеры забывают давать комментарии к картинкам в html-коде. То есть при просмотре таких сайтов с помощью текстового браузера навигация будет фактически недоступной. Это, разумеется, большие неудобства, однако они присущи только отдельным сайтам.

Конечно, есть еще одна возможность избавиться от назойливых картинок - отключить их. Практически любой "графический" браузер позволяет выполнить эту операцию. Более того, современные браузеры (в частности, Opera) позволяют назначать просматриваемым страницам свои собственные стили CSS. С помощью подобных инструментов вы можете до неузнаваемости изменить стиль страницы и вместо жутких цветов оформления, рожденных дизайнером в творческих муках, наслаждаться черным текстом на белом фоне.

Если не хочется отключать все картинки, можно избавиться только от баннеров. В Сети полно программ, позволяющих фильтровать рекламные блоки и заменять их пустыми белыми квадратами (чтобы дизайн страницы не расползался по швам). Но подобная мера не избавит вас от графических изысков сайта. Кроме того, идеальных фильтров не существует. Конечно, большая часть рекламы будет отфильтрована (в том числе, кстати, и текстовая), но немного все-таки просочится через кордоны.

Не стоит забывать также и о специальных страницах для печати, которые есть на многих сайтах. Однако в большинстве случаев на такие страницы невозможно попасть, минуя перегруженную "полную" версию материала. Кроме того, подобные страницы составляют лишь небольшую часть сайта: получить главную страницу в версии для печати вам вряд ли удастся.

RSS: сделай сам

Сейчас об RSS знают практически все - большинство крупных сайтов поддерживают экспорт своих новостей в этот формат. Он стремительно завоевывает популярность: RSS-ридеров на любом софтверном сайте навалом. Онлайн-аггрегаторов, которые позволяют на специальной виртуальной странице собирать новости с разных сайтов, тоже хоть отбавляй. Казалось бы, вот оно торжество незамутненной информации: есть только заголовки и тексты новостей. Но, как всегда, одна мелочь портит всю картину: большинство сайтов экспортируют не всю новость, а лишь ее анонс. А за полной статьей - пожалуйте на сайт по ссылочке. А там на тебя снова наваливаются горы рекламы и графики. После строгого, почти идеального RSS - обилие лишней информации на сайте давит вдвойне (см. врезку).

Наиболее посещаемые gopher-ресурсы в зонах .com, .net и .info

Представленный ниже перечень взят с сайта сообщества - Floodgap, существующего уже восемь лет. На сайте коммьюнити имеется веб-интерфейс для просмотра контента gopher-ресурсов, а также поиска необходимой информации (в том числе на самом известном gopher-поисковике Veronika-2).

  • http://gopher.sm5sxl.net Владелец ресурса - вновь представитель скандинавского телекома (на сей раз шведского) Матс Петерсон. Подоборка текстов по языкам программирования, написанный автором софт, игры и т. д.
  • home.jumpjet.info Подборка ссылок, в том числе на интересные gopher-ресурсы. Рзаработчик сайта - большой поклонник "альтернативного" текстового интернета.
  • http://gopher.floodgap.com, http://gopher.std.com Ресурс бостонского провайдера, представители которого утверждают, что первыми в мире начали оказывать услуги общественного доступа в интернет (в 1989 году). Собрание текстов, оцифрованных в рамках проекта The Online Book Initiative. Аналогичная библиотека попадалась и на других gopher-ресурсах.
  • http://gopher.meulie.net Часть авторского проекта Эверта Меюля, главного инженера норвежской компании Witelcom.
  • http://gopher.well.com Ресурс одного из первых интернет-сообществ - WELL (Whole Earth ‘Lectronic Link, или WELL), созданного в 1985 году двумя энтузиастами. Сейчас объединяет около 4 тысяч пользователей.
  • go.nickshanks.com Gopher-версия домашней страницы Mac-программиста Николаса Шэнкса из Великобритании. Подборка научной литературы, софта и шрифтов.
  • hactar.net Научно-технический блог. Из немногочисленных английских слов удалось выяснить лишь то, что автор - противник копирайта и IE.
  • bbs.synchro.net, goffer.dyn-o-saur.com Еще один ресурс gopher-энтузиастов. Последнее обновление - ноябрь 2006-го, что совсем неплохо.

Вообще, RSS повсеместно позиционируется именно как новостной формат. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в большинстве случаев в ленту новостей попадают не полные тексты статей, а лишь их анонсы. Ознакомился с последними новостями и открыл те страницы на сайте, которые тебе интересны. Однако при пользовании технологией RSS у меня часто возникает непреодолимое желание получать новости целиком в том же простом формате, что и сама rss-лента. Более того, существует ряд сайтов, настолько мне интересных, что я с удовольствием читал бы их подряд - статья за статьей. И тут мне очень пригодилась бы лента, содержащая полные тексты статей - закачал и читай спокойно. Справедливости ради замечу, что некоторые сайты так и поступают. Но, к сожалению, далеко на все.

PDA: только нужное

PDA

Найти PDA-версии сайтов нетрудно. Самый простой способ: попробовать в адресной строке браузера вместо "www" перед доменным именем сайта набрать "pda". Если это не поможет, имеет смысл поискать в меню сайта те же три буквы "pda". Иногда владельцы сайтов именуют упрощенную версию "мобильной". Часто в названиях или адресах подобных страниц фигурирует слово "Palm".

Повсеместное распространение мобильных устройств, имеющих доступ к интернету, заставило авторов многих сайтов пересмотреть свое отношение к формату представления информации. Чтобы понять муки владельца карманного компьютера или продвинутого сотового телефона, попробуйте побродить по Сети, свернув окно браузера до размера 240x320 пикселов (стандартное разрешение QVGA). Попытайтесь посетить, например, новостные ресурсы или погодные сайты. На экране поместится лишь малая часть страницы, которая с большой вероятностью не будет содержать ничего полезного. Чтобы добраться до нужного текста, придется, проклиная все на свете, двигать линейки скроллинга не только по вертикали, но и по горизонтали.

Авторы сайтов прекрасно это понимают: скрепя сердце они создают уменьшенные версии своих огромных неповоротливых монстров, выкидывая все, что только можно, и оставляя лишь полезное и нужное пользователю. Открою вам страшный секрет Полишинеля: эти версии доступны для просмотра любому желающему не только через устройства, для которых они создавались, но и через окно обычного браузера на настольном компьютере. Причем они будут полностью свободны от рекламы и всего лишнего - чистая, сверкающая информация и ничего более. В качестве примера можно привести PDA-версию портала РБК, где вместо нагромождения flash-баннеров и менюшек взору предстают аккуратный логотип сайта, текущие курсы валют (двумя строками), погода (одной строкой) и ссылки на статьи по разделам. Откройте любую статью - и вы увидите горизонтальное текстовое меню по разделам, аккуратную маленькую картинку, текст статьи и всё. Еще более простая страница в виде ленты новостей, содержащая только ссылки на последние новости, находится по адресу www.rbc.ru/pilot/news. В ней картинки не используются вообще.

PDA-версии существуют у многих сайтов. Есть такая версия, например, у почтового сервера Mail.RU. Если вам требуется всего-навсего посмотреть почту или быстро отправить письмо - лучшего решения не найти. Вместо нагромождения информации, не имеющей никакого отношения к почте, вы увидите только то, что нужно. Уже первая страница подкупает своей простотой: на ней расположены логотип сайта, окошки для ввода логина и пароля и кнопка "Вход".

Кстати, минимализм в дизайне страниц можно наблюдать не только в pda-версиях сайтов. Некоторые дизайнеры делают аскетичную версию и в рамках обычного www-интерфейса. Многим, например, знакома упрощенная до предела страница поиска Яндекса www.ya.ru. Казалось бы, куда уж проще. Но мало кто знает о существовании еще одной страницы, www.yandex.ru/white.html. На ней вы увидите только белый фон и мигающий курсор. Вводите текст запроса и нажимайте Enter. Возможно, кто-то со мной не согласится, но это лучший дизайн для поискового сайта, который мне доводилось видеть.

Есть немало сайтов, целиком выполненных в аскетичном дизайне, начиная с главной страницы. Классический пример - Библиотека Мошкова. Она как глоток свежего воздуха после душных, замкнутых пространств других сайтов. Немудрено, что существуют даже целые каталоги сайтов, которые отличаются простым, легким дизайном, не перегружены рекламой и элементами интерфейса.

Еще недавно казалось, что рекламный баннер, вылезающий при загрузке страницы и загораживающий половину экрана, - это что-то невозможное и возмутительное. Сейчас это в порядке вещей. Диким рекламным правилам подчиняется почти все на сайтах: начиная от дизайна и кончая навигацией. Меню располагаются не так, как удобнее, а так, чтобы пользователи посетили как можно больше страниц. Исходная цель существования сайтов - предоставление информации - постепенно заменяется другой - зарабатыванием денег.

Контенту отводится вспомогательная роль - привлечение пользователей. Реклама не такое уж плохое дело, но только до тех пор, пока она не становится назойливой. Конечно, не стоит возмущаться тем, что авторы и владельцы хорошего полезного сайта стремятся заработать себе на жизнь. Однако когда пользователь приходит в Сеть за информацией и не может отыскать ее за яркими картинками, это, на мой взгляд, неправильно. Вот и оживает ностальгия по текстовому интернету начала 90-х годов. А потому радует, что еще есть способы превратить современный интернет в источник чистой, незамутненной информации - аналог того далекого спокойного интернета прошлого века.

- Из журнала "Компьютерра"

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.