Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Реклама с открытым кодом

АрхивСтатьи
автор : Иван Деменьшин   26.09.2006

Никто не любит смотреть рекламу по телевизору. Зато пользователи интернета её не только смотрят - её скачивают и даже участвуют в её создании. Довольны все: и рекламщики, и зрители.

Что бы ни говорили прогрессивные специалисты по брендингу, телереклама, несмотря на нашествие современных альтернативных способов впаривания общественности свой продукт, остается наиболее мощным двигателем торговли.

Причин к тому предостаточно - от масштаба охватываемой аудитории до наглядности видеорекламы как таковой. Чтобы передать публике месседж чуть более сложный, чем "пойди и купи прямо сейчас", остальные виды рекламы вынуждают своих создателей быть куда изобретательнее: рекламный плакат - это всего лишь одна картинка, в минутном видеоролике таких картинок уместится почти полторы тысячи. Плюс звуковое сопровождение. То, что наглядно показывает видеореклама, бывает попросту невозможно впихнуть в один плакат, баннер, или звуковой ролик на радио.

А потому практически все масштабные рекламные кампании, за исключением, пожалуй, тех, что рекламируют продукты, чья аудитория заведомо чаще пользуется и больше доверяет интернету, чем телевидению, проводятся с задействованием ТВ.

Самое масштабное исключение - видеореклама Apple, распространяемая компанией на собственном сайте. Но это - разговор отдельный - данные ролики сделаны на редкость качественно, на уровне фестивальной рекламы, получающей престижные призы, но не демонстрируемой по ТВ, по крайней мере, регулярно и в прайм тайм.

Такого рода реклама интересна в первую очередь либо уже лояльным по отношению к бренду покупателям, либо воспринимается как развлекательное видео и не дает того же эффекта, как яркий, навязчивый ролик, который вы видите с десяток раз за пару часов, проведенные вечером у ящика.

Огромный в относительном выражении КПД телерекламы складывается по сути дела из трех компонентов. Первый и самый важный - массовость аудитории. Второй - наглядность формата как такового. И третий - степень доверия источнику. Телевидение, несмотря на определенную склонность к оболваниванию населения, тем не менее, пользуется относительно большим доверием.

Хотя бы потому, что зрители осознают, что телевещание намного затратней, чем любые другие медиа, а значит, и воспринимается как самый серьезный и основной источник информации - написать статью или записать радиопередачу можно о чем угодно, эти жанры не дают такого эффекта присутствия, как озвученный цветной видеоряд. То, что и видеоряд с легкостью поддается коррекции, учитывается далеко не всеми любителями зомбоящиков.

Если присмотреться, то все условия для появления нового жанра - распространяемой через сеть видеорекламы уже есть. Либо это вот-вот случится - в зависимости от распространенности широкополосных подключений в той или иной местности. И что самое ценное, аудитория такой рекламы и аудитория телерекламы будут существенно различаться - масса постоянных жителей Сети небезосновательно относится к телевидению с некоторым пренебрежением.

Чтобы обеспечить массовый доступ к своему рекламному видео, достаточно выложить его, к примеру, на YourTube. Это обеспечит передачу видеоконтента конечному пользователю. Еще одну составляющую телерекламы - массовость - можно обпеспечить традиционным для интернета способом - размещением на посещаемых сайтах баннеров или ссылок на свой видеоконтент. В последнем пункте есть одно преимущество перед телеконтентом - в отличие от последнего, ссылки на ролики, выложенные в сеть, можно размещать гораздо более адресно.

Примером такого подхода служит новая рекламная кампания, начатая Yahoo. Конечно, услугами YourTube в этом случае удалось пренебречь, благо у Yahoo есть свой аналогичный проект, но затея близка - ряд рекламных роликов размещены в видеоблоге, и любой желающий может пополнить их коллекцию собственным роликом. В итоге получается своего рода open-source реклама. Рекламодатель получает бесплатные ролики, а их создатели - возможность засветиться в большом проекте.

Основной плюс подобного подхода к рекламе - его доступность. Размещение нескольких ссылок в посещаемых потенциально заинтересованной аудиторией местах стоит несравнимо дешевле телерекламы, а размещение самого ролика и вовсе бесплатно. Да и снять видео для распространения через интернет не в пример проще и дешевле, чем для показа по ТВ.

В ряде случаев для такой съемки достаточно просто установить веб-камеру в нужном месте. Так поступили рекламщики, работавшие с американским сериалом "Weeds". Сюжет фильма напоминает кино "Спасите Грейс" - американская домохозяйка, оставшись без мужа, но с детьми и долгами, зарбатывает на жизнь торговлей марихуаной. В качестве рекламы были использованы билборды с прикрепленными к ним пакетами с гигантскими бутербродами и муляжами соцветий конопли.

Рядом с билбордами поставили веб-камеры, зафиксировавшие несколько попыток местных жителей спереть муляжи марихуаны из пакета (на сэндвичи почему-то никто не позарился). Полученные видеоролики, включая сцену появления полиции, арестовывающей конопляных жуликов, выложены на YourTube с вмонтированным в них рекламным текстом: "Наши шишки украдены, помогите нам их вернуть".

Эффект от размещения ссылки на подобное видео на посещаемых тематических ресурсах будет куда выше, чем эффект от показа обычного рекламного ролика по ТВ.

Словом, если телереклама в прайм тайм на федеральных каналах и остается безусловным фаворитом, то с более локальными рекламными нишами на телевидении ролики, вовремя и правильно выложенные в видеоблогах вполне могут конкурировать.

К последним упомяутое рекламное агентство не имеет ровным счетом никакого отношения, но это и не важно - в ролике просто показаны люди, взбудораженные большим заказом и думающие, как его выполнить. Ни один представитель Subway в процессе съемок не пострадал - в ролике использован лишь логотип компании.

Насколько пострадала репутация Subway, сказать сложно - в любом случае к авторам креатива не придраться - в размещенном частным порядком материале в принципе можно снять все, что угодно, вплоть до прямой антирекламы. А вот агентство, затеявшее эту историю, получило совершенно очевидную выгоду - их название на слуху, а видеоролик уже посмотрело почти 100 тысяч человек.

Получится ли у рекламодателей завоевать нишу, пока используемую в основном интернет-ориентированными компаниями, пока не ясно - все зависит от реакции публики на подобную рекламу. Но появление нового рекламного жанра как такового уже стало фактом.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.