Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Жизнь 2.0

АрхивСтатьи
автор : Иван Деменьшин   22.06.2006

Журналист "Компьютерры-Онлайн" делает первые шаги в виртуальном мире Second Life.

На что именно будет похож трехмерный интернет, пока остается, в основном, темой для споров между специалистами в смежных с этой проблемой областях. Но ознакомиться с некоторым версиями новой реальности можно уже сейчас.

Виртуальные сетевые миры пока что можно посчитать по пальцам одной руки (сами понимаете, что речь идёт не об играх), а если сравнить их по количеству обитателей, то и вовсе остаешься без выбора - более-менее густо населен лишь один из них - мир Second Life.

Потому и близкое знакомство с интерфейсами, распространение коих - дело ближайшего будущего, мы начали с этой платформы. Назвать SL игрой язык, если честно, не поворачивается, причем не потому, что пользуются этой штукой серьезные взрослые дяденьки и тетеньки, а потому, что само слово "игра", применительно к компьютерным приложениям, себя давно, окончательно и бесповоротно скомпроментировало. Разумеется, никто не запрещает играть в SL, но с тем же успехом в SL можно жить, работать и отдыхать.

Еще одно серьезнейшее отличие от игр в классическом понимании этого слова проявляется в целевой аудитории. Поскольку мир SL не подразумевает никакого общего игрового процесса, объединяющего игроков, участникам приходится находить общие культурные компоненты самостоятельно.

Если в реальном мире люди, которым не о чем поговорить, практически всегда могут найти общий язык, заговорив о погоде, то в предложенной Linden Labs его альтернативе такой универсальной темой может послужить практически все, что угодно.

Часть пользователей оказываются в SL по профессиональному интересу, кто-то ищет нишу для самореализации, кто-то просто хочет пообщаться, а кто-то пришел с целой компанией, уже знакомой по какому-либо блогу, форуму, или группе пользователей из любого другого онлайн-сообщества.

Трехмерные окружения - штука достаточно новая, чтобы привлекать в основном людей, так или иначе связанных с этой темой. Видимо по этой причине достаточно заметная доля людей, ведущих двойную жизнь, принимает самое непосредственное участие в создании новых объектов и скриптов.

Всего в SL на данный момент около 135 тысяч пользователей, выходивших в онлайн хотя бы раз за два месяца. За 30 дней в SL совершаются торговые операции на 6-7 миллионов долларов. При этом из всех экономически активных пользователей покупают 75%, а продают, соответственно, 25%, то есть активность, как экономическая, так и творческая (все, что продается, должен кто-то нарисовать) - налицо.

Впрочем, кроме дизайна трехмерных объектов в SL есть, чем заняться. Список возможных профессий, демонстрируемый во время регистрации, занимает почти целую страницу, и это лишь те занятия, которые способны принести деньги.

Можно заниматься любого рода дизайном - в мире, где предмет, имеющий любую функцию, может обладать любой формой, потребность в дизайне превосходит всякое вероятие. Есть возможность "оживлять" созданные объекты, включая аватары с помощью скриптов.

Можно создавать художественные трехмерные объекты, или устраивать выставки обычных картин. Можно просто смотреть на происходящее вокруг и получать удовольствие от наблюдаемого - скучно не будет. Ну а если и будет скучно, но уходить почему-то все же не захочется можно стать волонтером, обучающим азам поведения новичков, убирающим брошенные недоделанными объекты и так далее - подобные службы знакомы нам и по реальному миру. И желающие находятся, что неудивительно - 35% активных пользователей тратят на SL больше времени, чем на работу или основное занятие.

Если есть желание вкладывать деньги, можно стать феодалом и, арендовав большое количество земли, пересдавать ее конечным пользователям, или заняться бизнесом - возможностей для этого предостаточно, благо, переплетение тамошней экономики с реальной еще не слишком тесно и многие ниши свободны. Как показывает пример наиболее успешных местных феодалов, подойдя к делу с размахом, можно заработать на спекуляции виртуальными землями и недвижимостью более сотни тысяч долларов в год.

Интерфейс альтернативной реальности незатейлив. По ощущениям управление персонажем напоминает хорошо устаревший FPS с непривычно миролюбивой обстановкой. Первые полчаса рефлексы, привыкшие совершенно однозначно реагировать на любое шевеление за спиной в игре, никак не желают распознавать появляющихся из воздуха или пролетающих мимо людей, как простых прохожих - в 3D action простые прохожие не выживают.

Впрочем, на управлении движением сходство с игрушками заканчивается. Для управления персонажем предусмотрен набор контекстных меню, содержащих полный набор действий со всеми окружающими предметами и людьми.

Все, что рассматривается как объект, можно попытаться взять, использовать по назначению, выяснить, кто и когда создал объект, копировать или редактировать его, если создатель оставил такую возможность.

Не является исключением и собственная внешность. Даже не создавая уникальных предметов одежды, можно изменить внешность практически любым образом. Если же пользователь способен сам нарисовать себе внешность или купить ее - ничто не мешает ему реализовать свою давнюю мечту и наконец начать использовать свои любимые шлем римского гладиатора и рептильный чешуйчатый хвост в качестве повседневной одежды - здесь никто не станет смотреть на это косо.

Те, кому достаточно человеческого тела, могут пользоваться встроенным редактором, создавать предметы одежды внешними средствами, пытаться надевать на себя предметы, для этого изначально не предназначенные, или просто покупать одежду у продавцов в игре или на специальном сайте.

Вход в SL чем-то напоминает процедуры, связанные с иммиграцией: каждый новый пользователь перед тем, как войти в новую для себя реальность, некоторое время проводит в специально отведенной для новичков зоне, где можно ознакомиться с управлением, научиться летать, пользоваться транспортом и вообще освоиться.

Находиться в адаптационной зоне можно сколь угодно долго, но однажды покинув ее, вернуться будет уже нельзя.

Тут предусмотрены специальные места для редактирования внешнего вида - большая часть пользователей начинает думать о своем облике сразу по попадании в SL. Со стороны зрелище довольно занятное - на небольшой площадке неподвижно стоит с полдесятка людей с постоянно меняющейся внешностью.

Редактор, предлагаемый резидентам SL, позволяет создавать ряд базовых трехмерных элементов - примов, видоизменение и соединение которых образует каждый предмет в этом мире. Готовый объект можно переместить с свой инвентарь, равно как и любой скрипт, созданный для этого объекта.

Оставлять неиспользованные примы валяться в месте, где вас настигло вдохновение, не принято - судя по количеству баннеров, уведомляющих об этом новичков, это представляет некоторую проблему.

Вообще правила человеческого общежития, принятые SL, довольно демократичны. Помимо общепринятых пунктов, которые можно встретить в правилах практически любого сетевого сообщества, беглый просмотр "законодательства" выявил совершенно чудесный пункт: "No Policies, no Policing" - "Без политики и полиции".

Чуть дальше - нечто вроде картодрома с минималистичными машинками, предназначенными для обучения тех, кто ни разу в жизни не сидел за рулем виртуального транспортного средства. Неподалеку от картинга стоит демонстрационный образец дома, который можно построить на куске территории, если не жалко денег на аренду последней.

Перемещаться между обучающими площадками, равно как и по всей территории мира SL можно пешком, на машине (или, к примеру бульдозере - что больше понравится), по воздуху - летать можно и просто-таки необходимо, падение с любой высоты не приводит ни к каким негативным последствиям для вашего цифрового организма.

Для самых дальних путешествий и самых ленивых путешественников есть телепорты. Любое место можно внести в "закладки" и телепортироваться туда в любой момент.

По всей территории размещены логотипы SL с совершенно кэрроловской надписью "Сlick me", обучающие площадки весьма шизофренично декорированы такими к примеру объектами, как скульптурная композиция в виде овец, держащих огромный глобус, стоя друг у друга на плечах.

Организаторы позаботились и о досуге новичков - в одном из уголков острова есть танцплощадка, на которой можно понаблюдать за своим аватаром, выделывающим коленца, предусмотренные одним из десятка представленных танцевальных скриптов.

Да и все местечко в целом навевает мысли о высокотехнологичном предбаннике страны чудес, рассчитанном на круглосуточный массовый поток Алис. Причем, судя по статитике, заканчиваться Алисы не собираются.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.