Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Такие разные спутники

АрхивБлог Александра Трухачева, MIO Technology
автор : Александр Трухачев   19.11.2008

Александр Трухачев, директор российского представительства MIO Technology, завел свой блог на "КТ-Онлайн", чтобы рассказать об особенностях рынка потребительской электроники в России. Но для начала - о GPS и ГЛОНАСС.

Здравствуй, дорогой друг!

Это мой первый пост в блоге "Компьютерры", и ты наверняка ждешь от меня рассуждений на тему спутниковой навигации, российского рынка гаджетов и тому подобного. Так и будет, иначе какой же я представитель навигационного бренда?

Сегодня я хотел бы поразмышлять на тему альтернативных систем спутниковой навигации.

На сегодняшний день весь мир (за ничтожным исключением) пользуется американской системой GPS. Соответственно, все (опять же, за редким исключением) производители навигационного оборудования устанавливают в свои продукты приемники именно этой системы. Рынок GPS только США в 2008 году превысит 3,5 миллиарда долларов. Приемники GPS встраиваются в телефоны, автомобили, фотоаппараты и много куда еще. Можно смело сказать, что спутниковая навигация прочно вошла как в частную, так и в общественную жизнь. Устройства с GPS дешевы, в первую очередь, за счет массовости производства. Пользоваться ими удобно – программы отточены, баги пойманы.

Так зачем же Россия, Европа и Арабский восток пытаются построить что-то свое? Попробуем разобраться.

Как известно, поддержание функционирования системы GPS осуществляется правительством США, так как изначально GPS (или Navstar) была исключительно собственностью американских военных и создавалась для их нужд. Наведение ракет, определение местоположения техники и прочие невеселые игрушки. Теоретически, если им, американским военным, вздумается, они могут легко отключить систему GPS для использования гражданскими лицами или резко снизить точность определения положения. Полный коллапс и хаос обеспечен будет не только гражданским самолетам (в них используется GPS-навигация), но и военным самолетам других стран. Управление войсками будет также усложнено. Не говоря уже о гражданском населении, чьи навигаторы и телефоны резко перестанут показывать положение на карте.

Действительно, для таких случаев у каждой из стран должна быть своя система, которую не смогут вывести из себя коварные враги. Ну, или у тех стран, которые собираются в обозримом будущем воевать с Америкой.

Вот тут мы и подошли к интересному моменту. Кроме системы ГЛОНАСС, к которой я собираюсь вернуться позже, о разработке системы Galileo объявили Европейские страны, такие как Германия, Великобритания, Италия и другие. Вот ведь странно, страны-члены НАТО не исключают возможности ухудшения отношений с Америкой – тоже членом НАТО. Или уже тогда, в 2003 году, прозорливые ученые предугадали мировой финансовый кризис, который может ослабить правительство США настолько, что оно не сможет удерживать на орбите 29 спутников?.. Или очередной виток исторического противостояния – Старый Свет против Нового?

Как бы то ни было, европейская практичность все же обеспечила будущей Европейской системе совместимость с GPS. Те же приемники, и, следовательно, низкие начальные вложения в развитие клиентских устройств. Соответственно планировалась повышенная точность позиционирования благодаря возможности получения сигналов от спутников обеих систем. Гражданским счастье, военным страховка от отключения. Жаль, что кризис вмешается, или уже вмешался в планы Galileo. 3,4 миллиарда долларов, выбитые из налогоплательщиков, вряд ли будут собраны в срок.

А вот ГЛОНАСС – принципиально отличается от GPS. Стартовавшая в разгар холодной войны, система создавалась в пику американцам и была заморожена в связи с отсутствием финансирования. Возрождена снова в 2001 году, когда отношения с Америкой у нас, казалось, были самые распрекрасные. А в конце этого года власти обещают вывести на орбиту недостающие спутники и запустить полноценное функционирование. Все бы отлично, но возникает вопрос поддержки индустрией. Конечно, можно заказывать на азиатских фабриках мелкие серии микросхем, но их стоимость превысила бы все разумные пределы. Армия у нас не такая богатая, как американская, надо экономить. На помощь призывается население, хотя я не могу припомнить случая, когда российская армия делилась действующими технологиями с широкими массами. Патриотические чувства, подогреваемые пиаром от первых лиц государства, конечно, помогли продать первую тысячу устройств очень быстро. Однако, этого мало для снижения цены приемников ГЛОНАСС. Устройства получаются большими и дорогими.

В ход идет привычное российское решение – запретить. Пока слухи говорят о запрете на использование не-ГЛОНАСС оборудования государственными службами. Но меня не удивит и запрет на поставки гражданских приемников, или введение непростой процедуры сертификации оборудования.

К чему я это все? А к тому, что особый российский путь может сыграть с ГЛОНАСС злую шутку. Производители ресиверов не торопятся выпускать соответствующие модули. Мировые лидеры по производству навигационного оборудования (да и наша компания Mio) тоже не торопятся порадовать рынок новыми ГЛОНАСС-моделями. Да, конечно, российский рынок – самый большой в Европе. Да, административный ресурс способен творить чудеса. Да, конечно, поддержка правительств Индии, Венесуэлы и Кубы добавит популярности этой системе. Но слишком уж непредсказуемы эти страны, слишком велики риски и непонятны перспективы. Все же больший смысл, на мой взгляд, был бы договориться с американцами о совместимости двух систем и получать преимущества от сотрудничества вместо преодоления собственноручно созданных сложностей. Тогда добавление ГЛОНАСС-функциональности в навигаторы было бы делом простым и дешевым. И вместо использования уникальных ресиверов, производители ставили бы универсальные.

И было бы всем счастье! Может, конечно, и будет. Только, боюсь, нескоро.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.