Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Модуляция в Thor

АрхивNota Bene
автор : Юрий Ильин   24.12.2007

Постинг Юрия Ильина в музыкальный блог Nota Bene при "Компьютерре-Онлайн".

Волею Тора-громовержца, в ближайших двух постах с описанием синтезатора Thor, входящего в пакет Reason, Ваш покорный слуга расквитается.

Осталось, можно сказать, немного: во-первых, секция автоматизации (Modulation Bus Routing), во вторых - секция секвенсора. Thor убедительно изображает вещь в себе, - то есть настоящий серьёзный синтезатор(tm), так что секвенсор у него свой (аллилуйя!).

Итак, автоматизация, а точнее, маршрутизация модуляции (господи, сколько корявых латинских окончаний, и все нужные!).

Thor позволяет поставить в постоянную или динамическую зависимость друг от друга практически все параметры синтезатора. Смотрим в самый низ, видим слева что-то вроде таблицы в семь строк и о пяти столбцах: Source->, Amount, ->Dest, Amount, Scale, а также кнопка Clr (сброс всех параметров в строке). Source, Dest и Scale снабжены выпадающими меню, откуда можно выбирать параметры под регуляцию, в ячейках Amount - только численные значения (по умолчанию - ноль).

Если объяснять всё "на пальцах", то всё выглядит довольно просто: Source определяет источник управляющего сигнала (будь то осциллятор, LFO, огибающие или что-то ещё из обширного выбора в выпадающей менюшке); Dest (Destination) определяет, какой параметр будет претерпевать оскорбление действием считаться управляемым; значение Amount между Source и Dest определяет степень воздействия на Dest (примерно также, как ручка ENV на фильтрах определяет их зависимость от соответствующей огибающей).

Параметр Scale определяет, какой параметр будет дополнительно регулировать модуляцию параметра Dest; в сущности, он воздействует на левый показатель Amount, притом, что ему самому можно указать степень интенсивности.

Ну и пример понагляднее. Выбираем в Source параметр LFO1. Указываем ему Amount 100. Выбираем в Dest OSC1 (первый осциллятор). Ой, что это? - Субменю? - да, и в нём выбираем Pitch (высоту тона). Нажимаем любую ноту, - слышим самое нахальное вибрато с колоссальной амплитудой. Её можно отрегулировать, уменьшив значение LFO, но гораздо проще просто задать значение Amount поменьше, снизив его интенсивность.

Вибрато можно оставить постоянным, но для того и существует параметр Scale, чтобы добавить динамики. Вуаля, - указываем либо колесо Modulation (Performance -> Mod Wheel), либо, например, педаль экспрессии, если она есть. Можно даже педаль Sustain - и вообще любой параметр из тех, что присутствуют в меню (а их много).

Заряжаем её значение Amount на 100%: в этом случае нулевое значение параметра Scale будет соответствовать нулевому значению интенсивности модуляции, - иначе говоря, когда педаль или колесо модуляции находятся на нуле, никакого вибрато нет. Ура, получилось.

Один и тот же параметр можно использовать в разной степени для модуляции сразу нескольких других параметров, с разными Scale-управляющими для каждого из них: ничем не возбраняется заполнить все ячейки Source или Dest или Scale одними и теми же значениями, дабы лёгким движением руки превратить джинс... пардон, исказить звук до неузнаваемости.

Для простоты жизни, кроме левой секции Modulation Bus Routing, есть ещё две справа, которые отличаются только тем, что в первой один параметр Source позволяет регулировать в разной степени сразу два параметра Destination (при поддержке одного Scale), а вторая позволяет задать сразу два разных Scale для одной пары Source->Dest.

Ну, и вот вещественные доказательства: грязноватый, "колокольный" тембр, отдающий заезженной плёнкой, сваянный в Thor примерно минут за пять ненапряжной возни:

Два несинхронизированных между собой парных FM-осциллятора 1:3 (ручка FM на значении 24) и 2:1 (ручка FM на значении 85).

Фильтры:

1. Low Pass, частота (Freq): 2,09 кГц, резонанс нулевой, режим работы 24 Type II, обрабатывает оба осциллятора;

2. Formant Filter, X: 89, Y: 75, Env: 59, обрабатывает только первый осциллятор.
 
Сигнал на усилитель идёт от обоих фильтров, все прочие параметры оставлены по умолчанию, включены Chorus и Delay.

NB: вот пошли хитрости с автоматизацией.
1. Source: Filter 1, Amount: -32 (обратная фаза),  Dest: Osc1Ptch (высота тона первого осциллятора), Amount: -100, Scale (следим за руками!): Osc2.

Иначе говоря, модуляция первого осциллятора управляется колебаниями второго осциллятора (напомним, речь идёт об FM-парах).

2. Source: Filter 2, Amount: -32, Dest: Osc2Ptch, Amount: -100, Scale: Osc1.

Voila! Получили то, что... что получили. Привет злостным любителям Ambient и Industrial.

Хотелось бы отметить, что огибающие Ваш покорный слуга сейчас вообще не трогал, - а совсем незначительные их изменения позволяют сильно поменять звук, как в плане окраски, так и динамики. Но это я оставляю попробовать сделать читателям: здесь можно забрать архив .zip, содержащий отдельно патч к Thor и .RNS-файл для загрузки в Reason.

Дерзайте-с!

В следующем постинге - про секвенсор.


P.s. С Рождеством всех, кому это актуально сегодня.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.