Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Данайские перспективы

АрхивNota Bene
автор : Юрий Ильин   15.10.2007

Постинг Юрия Ильина в музыкальный блог Nota Bene на "Компьютерре-Онлайн".

Ars Technica на днях опубликовала статью, рассказывающую о довольно прискорбной - для лейблов - ситуации: несколько именитых проектов, в числе которых Nine Inch Nails, Radiohead, Jamiroquai и Oasis, бродят нынче "без ошейников" - без контрактов со звукозаписывающими компаниями. Radiohead, например, своим фанатам целый альбом подарили, по сути дела. Прочие тоже почему-то не торопятся заключать новых договоров, - и звукозаписывающая индустрия в печали.

Кто-то такому обрадуется: лейблы, конечно, сейчас не очень популярны в народах - да и понятно, почему: пиратство уронило продажи CD, звукозаписывающие конторы с перепугу запрыгнули в танк под названием RIAA и ощетинились юридическими штыками. Кое-кого уже даже на них нанизали...

Критиковать их лишний раз не хочется, и без того доброхотов хватает. Интересно другое.

Основная функция лейблов состоит, по идее, в том, чтобы "управлять интересом аудитории", пробивать информационный шум, привлекая внимание к тем исполнителям, которые того заслуживают. Отдача - продажи аудиозаписей на твёрдых носителях - составляла главный источник дохода для этих самых компаний.

Поскольку в результате мерилом "заслуженности", с точки зрения лейблов, вполне закономерным образом стала способность исполнителей зарабатывать быстрые деньги в большом количестве, к раскрутке стали подходить утилитарно. И коммерческая музыка превратилась в продукцию конвейерного характера, утратив признаки искусства, да и сами издатели музыкальных записей стали относиться своим креатурам как к товару на продажу, причём, желательно, быструю.

А раз музыкальный проект и всё производимое им оказывается не более чем минутной развлекушкой; если это товар, который подаётся и продаётся как массовая продукция, если он выглядит и ощущается дёшево, если за каждой коммерчески удачной "новой моделью" (новым музыкальным коллективом, выплывшим на поверхность массового интереса) следует немедленная "атака клонов", то о каком "немом благоговении" со стороны аудитории может идти речь? Зачем за этот товар платить, когда он не ощущается как нечто в широком смысле ценное и если его (вроде как) вполне можно получить задаром, - в виде mp3?

Возможно, если коммерческое продвижение музыки действительно "просядет" окончательно, то и сама музыка перестанет быть сугубо коммерческим ширпотребом - её популяризация тоже станет формой искусства. Но это также значит, что недавних сверхприбылей ни у кого не будет; как не будет и особо крупных "звёзд" - ни поддельных, удерживающих на себе внимание через скандалы в светских хрониках, ни настоящих, с несколькими поколениями поклонников, как у Beatles, Pink Floyd, Rolling Stones и т.д. "Информационный ветер" Сети будет препятствовать формированию какого-либо узконаправленного и устойчивого "конуса внимания".

Второй возможный вариант, - это дальнейшее обесценивание и снижение качества музыкального материала, - так что главным критерием оценки станет возможность использования мелодии в качестве рингтона.

В обоих случаях что-то заработать на музыке что-то можно будет только одним способом: выступая с концертами. Много на концертах не заработаешь (жить только этим не получится, покуда каждое выступление не будет собирать набитый под завязку клуб размером с московскую "Точку", а лучше - Б1), поэтому ряды профессиональных музыкантов поредеют, уступив место в лучшем случае тем, кто, несмотря на основую работу, готов тратить силы и средства на занятия музыкой, а в худшем - сугубым дилетантам с низкокачественным материалом, на фоне которых выигрышно будут смотреться и те, кто просто играет чуть получше остальных.

Ну, а над ними в недоступных высотах будут парить те профессионалы - во всех смыслах этого слова - которые успели раскрутиться "традиционным способом", и теперь могут себе позволить выкладывать новый альбом в Сеть, предлагая фанатам самим назначить за него цену, - скорее всего, затем, чтобы показать представителям заинтересованных в них лейблов, кто именно и под чью именно дудку будет в дальнейшем плясать...

Хороши возможные перспективы?

NB: Дальнейшее чтение к сведению - А. Горохов, "Кризис звукоиндустрии".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.