Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Последний звонок

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   02.02.2005

Основанная изобретателем телефона, ставшая родиной величайших изобретений эпохи информационных технологий компания AT&T прекращает свое существование. Через полтора года о былом величии будет напоминать лишь оставленная в знак уважения торговая марка.

Бывают просто сделки. Бывают сделки крупные. И бывают - исторические. Именно такая, исторического значения и невообразимых для отдельного человечка масштабов сделка планируется в эти дни за океаном: пара американских телекоммуникационных гигантов рассматривает возможность слияния. Семьдесят миллиардов долларов ежегодного оборота, десятки тысяч рабочих мест, десятки подразделений - всё это здесь есть, но размеры вовлекаемых в движение материальных и финансовых ресурсов не единственное и не главное. Если слияние состоится, небосвод мирового бизнеса покинет одно из самых ярких и старых светил, прожившее на нём аж последние сто двадцать лет! Встречайте: SBC Communications сделала предложение на 16 миллиардов долларов корпорации AT&T.

Техническая часть сделки звучит достаточно скучно, хотя, конечно, и впечатляет. SBC, обслуживающая более 50 миллионов телефонных пользователей в США выступает покупателем AT&T, на которую завязаны примерно 30 миллионов клиентов. Помимо собственно телефонии и та, и другая компания занимаются параллельными цифровыми сервисами, но порознь ни одна из них не дотягивает до звания крупнейшей в общей для них области. Объединённые бизнесы смогут потеснить с первого места сегодняшнего лидера, Verizon Communications, однако для положительного решения вопроса о приобретении одного гиганта другим одного лишь формального соглашения мало. SBC и AT&T предстоит пройти сквозь необычно длинные даже для компаний таких масштабов бюрократические процедуры, начиная от одобрения сделки акционерами той и другой стороны, через утверждение её государственными регулятивными органами, до утверждения властями 26 штатов. По самым скромным прикидкам на это потребуется 17 месяцев.

Forbes, Bloomberg, New York Times скупы на эмоции, но за сухими строчками деловых отчётов скрыто самое интересное. В случае, если запланированное слияние пройдёт успешно, летом 2006 года прекратит своё существование компания, которой обязаны многим не только США, но и весь мир. История American Telephone and Telegraph Corporation уходит корнями в конец XIX века, к изобретению телефона, который и стал основой её благополучия на следующие более чем сто лет. В 1877 году Александр Грэхем Белл, получив патент на своё изобретение, создаёт с партнёрами Bell Telephone Company, а спустя восемь лет фантастического успеха они же учреждают AT&T, которой предстояло взять на себя обработку дальних телефонных переговоров по стране. Впоследствии именно AT&T, благодаря решительным, подчас граничившим с наглостью действиям руководства ставшая центром тяжести империи Белла и фактической телефонной монополией США, была прозвана Мамашей Белл (Ma Bell). Это положение вещей сохранялось на протяжении большей части XX века, приведя к неприличному разрастанию компании (к 80-ым годам в ней было больше двух десятков подразделений) и в конце концов к её насильственному дроблению на части. Впрочем, за это же время AT&T подарила миру немало революционных новинок - частью собственных, частью выращенных из купленных на стороне идей: из стен подразделений AT&T (в частности, основанной в 1925 году Bell Laboratories) вышли первый коммерческий триод и транзистор, операционная система UNIX и язык программирования C, здесь были придуманы радиоастрономия и фотоэлемент, здесь эксплуатировался первый коммерческий спутник связи.

Уважительно величаемая западной прессой "американской иконой" AT&T, возможно, дожила бы в первозданном виде и до наших дней, если бы не случившийся в 80-ых бум персональных компьютеров. Намереваясь занять на зарождающемся рынке тёплое место, гигантская монополия, над которой уже занесло антитрастовый меч Министерство юстиции, согласилась на расчленение - в обмен на право выйти на рынок компьютерной техники. Несколько компаний, появившихся на свет в результате этого разделения, прозвали "детками Белла" (Baby Bells). Среди них были уже знакомые вам Verizon Communications и SBC.

Новый владелец AT&T обещает, что брэнд не будет забыт: SBC продолжит использовать торговую марку AT&T. Но не забыты и правила игры, которые предложили сто двадцать лет назад Белл с партнёрами. Те из аналитиков, что рискуют сейчас заглядывать в будущее, утверждают, что слияние SBC и AT&T спровоцирует аналогичные сделки и среди конкурирующих компаний. Первая на очереди - Verizon, которая может заполучить Sprint. А там, глядишь, всё вернётся на круги своя - и Мамаша Белл вновь распахнёт двери под старым именем.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.