Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Электрография или Подарок от Карлсона, который жил в Нью-Йорке и Огайо

Архив
автор : Петр Булгаков   10.06.2003

По большому счету, все копиры одинаковы. А по еще большему счету, все они разные. Поскольку различаются они и формой, и размерами, и много еще чем.

Копир — он и копир и есть. Подошел, вложил лист под крышку, нажал на кнопку, схватил еще тепленькую копию, побежал дальше по делам — тут и ребенок справится. Хотя если заглянуть под крышку чуть глубже, за стекло и пластмассовые переборки, и в копире можно найти много интересного.

Немного истории

Ксерокопирование или электрографию изобрел адвокат. Звали его Честер Карлсон, занимался он делами по сохранению авторских прав, а все свободное время отдавал изобретательству. И, видно, так ему надоели права авторов, что решил он изобрести аппарат, который эти самые права на корню уничтожает — делает несчетное количество копий. Первый оттиск Честер Карлсон получил в своей домашней лаборатории в Нью-Йорке 22 октября 1938 года. А затем последовал долгий «поиск удачи» — Карлсону пришлось обивать пороги самых разных заведений, чтобы доказать, что его изобретение совершенно необходимо для бизнеса. Но изобретателя встречали с интересом, а провожали с отказом — «ваше изобретение гениально, но непрактично; слишком громоздко и сильно пачкает листы; человек с задачей копирования справляется лучше».

Изобретатели, конечно, народ крепкий — не у каждого найдутся силы «искать правду» много лет подряд. Но удача нашлась! И улыбнулась Карлсону в 1944 году, когда он вышел на порог института Battelle Memorial, что в штате Огайо. Местные специалисты предложили ему усовершенствовать технологию и даже нашли точное название процесса — «электрофотография». После чего из рук Battelle Memorial лицензия на дальнейшую разработку и производство копировальных аппаратов приобрела фирма Haloid Company. Тогда и было решено, что слово «электрофотография» слишком научное и, скорее всего, отпугнет потребителя. Помощь в поиске более удачного слова оказал местный профессор-филолог. Он придумал термин «ксерография» — от греческих слов «сухой» и «писание». А уже сам изобретатель — Карлсон — додумался сократить слово до простого «ксерокс». В итоге филологическо-конструкторских изысканий в 1948 году ксерография и ксероксы появились на рынке. Первый копир назвали просто — Model A. А после выпуска первой полностью автоматической модели Xerox 914 (в 1961 году) компания Haloid сменила название на всем известную Xerox Corporation.

Есть и другая версия появления первого копира. В 1948 году немецкий изобретатель доктор Эйсбейн, не подозревающий о том, что Честер Карлсон несколько опередил его, основал фирму по выпуску копировального аппарата собственной конструкции. Сегодня эта фирма стала одним из ведущих производителей копиров — Develop Corp. Первенство Карлсона эта фирма так и не признала, поскольку получила 16 патентов на изобретение доктора Эйсбейна. Сегодня аппараты Develop выпускаются по лицензии в 39 странах мира.

Вглубь копира

История, конечно, вещь хорошая, но одной ею сыт не будешь, особенно если решил приобрести копировальный аппарат. По большому счету, все они одинаковы — полоска света пробегает по листу оригинала, отражается и попадает на фоточувствительный барабан. Барабан от света заряжается — чем больше света, тем больше заряд1. Чем больше заряд, тем больше к поверхности барабана прилипнет тонера (он переносится на поверхность барабана с помощью дополнительного магнитного порошка — девелопера). А дальше остается перенести тонер на бумагу и закрепить, что и делается в нагревательном блоке — под воздействием тепла и небольшого давления тонер плавится и намертво прилипает к бумажному листу. Все просто!

А по еще большему счету, все копиры разные. Поскольку различаются они и формой, и размерами, и много еще чем. В последнее время, как положено, появились цифровые аппараты (очень похожие на большие лазерные принтеры), а также цветные копиры. Но последние стоят очень дорого!

Не будем залезать в технику глубже, чем в историю. Все эти технологии интересны лишь слегка, гораздо интереснее понять, на что копировальный аппарат способен, сколько придется платить за каждую копию и на какое количество копий можно рассчитывать каждый месяц. Все эти цифры непременно даются в описании девайса — и цена картриджей, и ресурс картриджей, и рекомендуемая нагрузка. Кроме того, очень интересно, с какой скоростью работает копир.

Например, младшая модель, которую сегодня представляет Xerox — XC 355 — выдает 3 копии в минуту, а тонер-картриджа хватает на 2000 листов. А старшая модель — Xerox 5900 — это уже 120 копий в минуту, замена тонера после отпечатки 82 000 копий, девелопера — после 500 000, барабана хватает на 200 000 листов, а сетки фюьзера (печки или вышеупомянутого нагревательного блока) — на 700 000 листов. Кроме того, в Xerox 5900 можно загрузить 20 000 скрепок, поскольку он не только копирует, но еще и сортирует листы и скрепляет. Короче, этакий многоствольный пулемет, заменяющий армию конторских работников со степлерами наперевес. Есть не просит, но весит аж 775 кг. И это без интерпозера2!

Почувствовали разницу? Это крайности, конечно. Первая модель пригодится, если копировать приходится иногда, т.е. очень редко. А вторая, сами понимаете, кто может на нее польститься. Как минимум, первопечатник XXI века, выпускающий подпольные издания Незнанского и Марининой малыми тиражами. Интереснее всего золотая середина, для среднего класса, который, по последним отчетам Правительства перед Думой, у нас появился, чтобы поддержать рухнувшую экономику б/у СССР.

Итак, повторяем и дополняем. Для большинства «средних» моделей очень интересно знать:
 время прогрева (единицы или десяток с небольшим секунд);
 время появления первой копии (то же самое);
 скорость копирования (от единиц до сотни листов в минуту);
 ресурс тонер-картриджа (от тысяч до сотен тысяч листов);
 ресурс девелопера (то же самое);
 ресурс барабана (от десятков тысяч до сотен тысяч листов);
 максимальный и минимальный формат оригинала;
 максимальный и минимальный формат копии;
 емкость входного лотка (кассеты);
 емкость выходного лотка.

И плюс к этому, конечно, разрешение печати. Аналоговые модели, как правило, обеспечивают разрешение на уровне 300 dpi. Цифровые, разумеется, намного больше, поскольку это не просто копиры, а сканеры, скрещенные с принтерами. Т.е. для них 600 dpi — это так, начальный уровень. И еще они умеют общаться с компьютерами — специально для них сканируют и печатают. А наиболее продвинутые снабжаются сетевыми адаптерами для полноценной жизни в локальной сети.


1  (назад)Поэтому сигнал перед зарядом барабана надо инвертировать, иначе получится «негатив».
2  (назад)  Ей-богу, сам не знаю, что это такое — с особо крупными копирами никогда не приходилось работать.

Фенечки

Все это и чайнику понятно. Но, кроме основных характеристик, очень важны дополнительные. Действительно важны.
Например, масштабирование в заданных пользователем пределах или автомасштабирование, когда на стекло кладется почтовая марка, а на выходе получается та же «марка», но напечатанная в формате А3. Или фоторежим для передачи не просто черно-белых документов, но и черно-белых фотографий, с передачей всех оттенков серого цвета. Кстати, раньше этот режим встречался только у больших копиров, а сегодня появился и у средних.

Или наличие/отсутствие автоматического переключателя кассет с бумагой. Если такой переключатель есть, копир продолжает работать, даже когда бумага в одной из кассет закончилась. Или присутствие счетчика копий, который не теряет данные при отключении копира. Внезапном, конечно, — едва ли кто будет специально обрывать процесс. Но если Чубайс произвел очередное веерное отключение, счетчик запомнит, сколько копий было сделано, и как только долги за электричество погасят, копир продолжит работу на прерванной точке, отпечатает ровно столько листов, сколько было заказано полгода назад.

Очень хорошо, если копир умеет автоматически контролировать плотность изображения. Причем независимо от срока работы аппарата и износа его расходных элементов. Т.е. девайс сам отслеживает, насколько он потрепан жизнью и вносит соответствующую коррекцию в параметры печати (в некоторых моделях Minolta для этого на фотобарабан наносится специальная метка — заряд, определяющий черный цвет или серый полутон, по этой метке параметры копирования и подстраиваются).

Или есть такая классная вещь, как запоминание программ действия — что-то вроде макросов. Например, «сделать 10 простых копий, 20 с повышенным контрастом и 30 в масштабе 50%». Очень удобно!

Если аппарат настолько мощный, что с его помощью можно разорить работодателя (например, уборщица ночью печатает прокламации или фальшивые бюллетени для выборов губернатора), можно ввести парольную защиту. Тогда к процессу копирования будут допущены только избранные, причем для каждого будет вестись учет и контроль — сколько и когда сделано копий. А зачем — с этим босс быстро разберется.

И, наконец, не самая «последняя» характеристика — так называемая экологичность. Ведь копиры не просто работают, они еще и воздух портят. Озоном! И электроэнергию потребляют, как утюги. Киловаттами! Поэтому невредно наличие сертификата «Голубой Ангел» или другого, подтверждающего, что производитель максимально позаботился о здоровье и кошельке пользователя. Вообще, мощные копиры просто обязаны засыпать крепким, энергосберегающим сном, когда ими никто долго не пользуется.

Надежность

Это, безусловно, едва ли не самая важная характеристика. Только очень сложно сказать, продукция какой фирмы обладает самой высокой надежностью — все они, как говорится, постарались. Единственное доказательство есть у фирмы Konica — копир, простреленный танковым снарядом во время штурма Белого Дома в 1993 году. И до сих пор работающий!

Но надежность определяется не только поломкой самого аппарата. Не менее важно, чтобы аппарат не зажевывал бумагу слишком часто. И очень аккуратно ее захватывал. Для последнего вводят функции вроде «тройного захвата» (технология Copy Paper Take-Up Retry в копирах Develop). В случае первой неудачной попытки захватить лист, копир дважды автоматически повторяет попытку. И только если и это не помогает, на дисплее загорается индикатор «бумага замялась».

 Кстати, на частоту замятия влияет конструкция — чем меньший путь проходит бумага и чем реже она изгибается, тем меньше вероятность зажевывания листа. Обычно копиры делают по принципу «ракушки» или «раскладушки», то есть они раскрываются аккурат посередине, обнажая внутренности и все, что в них застряло. Компания Mita пошла своим оригинальным путем — она поменяла местами лоток для ручной подачи (он обычно располагается по центру, а пользуются им очень редко) и лоток автоматической подачи (обычно входная кассета располагается у дна копира). В итоге при извлечении из кассеты бумага не изгибается вообще, и путь ее прохождения бумаги стал гораздо короче. А замятия, соответственно, происходят настолько редко, что принтеры Mita перестали делать раскрывающимися посередине.

Цвет

Без цвета сегодня сложно. Империалисты всех стран придумали, что мир — цветной. И надо сказать, немало преуспели, хотя, понятное дело, все это достигается потогонной системой и нещадной эксплуатацией рабочего класса. А поскольку в России буржуям всячески подражают, получается, что и для нас цветные копиры — это как бы луч света в совершенно темном царстве. И (бывает же счастье!) уже не безумно дорогой луч.
Все связано с тем, что размножить цветную картинку — это либо слишком долго, либо слишком дорого. Цены аналоговых цветных копиров до сих пор являются информацией «Top Secret» — даже старожилы рынка ее не помнят или не хотят помнить. Но с появлением цифровых технологий все стало проще — вспомним, что для копирования достаточно скрестить сканер и принтер. Цветной сканер сегодня стоит 15 копеек в базарный день, а монохромные вымерли как класс. Пересчитать цветовое поле RGB (у сканера) в CMYK (для печати) — дело плевое. А все сложности были связаны с цветной печатью, которая до недавнего прошлого и забирала все деньги потребителей, жаждущих цвета на документах.

Но, слава Федору Кузьмичу3, цена лазерных цветных принтеров снижается (уже появились девайсы дешевле $1000, хотя «в среднем по больнице» все еще выше $2000), и цена цветных копиров, соответственно, тоже. И связано это не с большим прорывом, а с хитрым ходом.

Здесь тоже все просто — для получения цветной лазерной печати надо либо делать 4 прохода (каждый раз наносить один из цветов CMYK — Cyan, Magenta, Yellow, Black4), либо ставить 4 лазера — по одному на каждый цвет. Что, согласитесь, гусарство чистой воды.

Но сколько маститые производители ни бились, а ничего оригинального не выдумали. И пришлось им взять технологию хорошей, но относительно маленькой компании Oki. И вместо лазеров использовать линейки светодиодов. Поставить четыре такие линейки гораздо проще, чем четыре лазера, хотя разрешение выше 600 dpi становится практически недостижимо. Но для большинства задач копирования больше и не надо.

Зато «копи в цвете» из сказки стало былью. Не думаю, что появление относительно дешевых цветных хоть как-то подвинет рынок монохромных, но у тех, кому цвет позарез нужен (например, в туристических фирмах это вещь совершенно необходимая), жизнь потихоньку налаживается.


3  (назад)  Персонаж романа Татьяны Толстой «Кысь».
4  (назад)  Голубой, пурпурный, желтый, черный — основные цвета печатающих устройств.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.