Архивы: по дате | по разделам | по авторам

История аутсайдера

Архив
автор : Александр Мачуговский   05.11.2003

Рассказывая об "альтернативных" платформах и возникших вокруг них сообществах, нельзя не упомянуть об отечественной разработке — компьютере БК-0010.

 

Рассказывая об «альтернативных» платформах и возникших вокруг них сообществах, нельзя не упомянуть об отечественной разработке — компьютере БК-0010. Практически все, происходящее вокруг этой платформы, отличалось некой самобытностью или странностью. Похоже, концепция «мы пойдем другим путем» была заложена в БК изначально.

В период популярности БК на глаза периодически попадались занятные цифры, даты и факты (источники которых сейчас уже трудно вспомнить). Например, утверждалось, что БК-0010 — первый в мире полностью 16-разрядный домашний компьютер. Первые БК’шки продавались в магазинах «Электроника» всем желающим всего за 650 рублей. Кроме того, на базе БК создавались компьютерные классы в школах, домах пионеров и кружках юных техников. Стоимость других отечественных ЭВМ («Агат» — аналога Apple II и ЕС-1840 — аналога IBM XT) была неподъемной для многих образовательных учреждений, а тем более для простого покупателя. Так в середине 80-х БК-0010 вошла в дома и школы.

Еще одна уникальная особенность БК-0010 — практически полное отсутствие ПО. Несколько нехитрых игр, интерпретатор Фокала (чуть позже его заменил Бейсик) да набор тестов — вот практически и все. Других программ просто не было и, видимо, производить их в ту пятилетку никто не планировал. Зато к компьютеру прилагалась весьма пухлая документация — как по командам Бейсика, так и по машинным кодам. Покупатель у нас в то время был неизбалованный, да и вообще народ мы увлекающийся: продали нам компьютер без программ (и без монитора, кстати) — и то счастье, будем сами ковыряться: сначала с подключением к телевизору, а затем и с документацией по машинным кодам. Таким образом, на безрыбье довольно быстро появились «самопальные» игры и даже системные программы: отладчики, ассемблеры-дизассемблеры, графические и музыкальные редакторы и т. д.

БК изнутри
 
Первое упоминание о БК-0010 относится к 1983 году (дата составления руководства пользователя). Разрабатывали компьютер в подмосковном Зеленограде (НПО «Научный Центр»), а производили на заводе «Экситон» в Павловском Посаде. В продаже БК-0010 появились в январе 1985 года.
Центральный процессор К1801ВМ1 имел два исполнения: в керамическом и пластмассовом корпусе. Работал он на частоте 3 МГц и действительно являлся аналогом процессоров PDP-11, правда, в урезанном виде: отсутствовали команды умножения и деления. БК-0010 имел 16 Кбайт видеопамяти и мог использовать их в двух режимах: цветном (4 цвета, разрешение 256 на 256 пикселов) или черно-белом (два цвета, разрешение 512 на 256). Оперативная память общего назначения тоже имела объем 16 Кбайт. В ПЗУ 16 Кбайт занимал BIOS и еще 16 — Фокал или Бейсик. По внешнему разъему можно было подключиться напрямую к шине (промышленного стандарта QBus) — это давало возможность, к примеру, поставить блок дополнительного ОЗУ (вместо ПЗУ с Бейсиком) или сетевую карту. В качестве внешнего накопителя использовался обычный кассетный магнитофон. Устройством отображения мог служить как монитор, так и телевизор.
Программировать на БК-шном ассемблере было удобно и приятно: линейная память,
16-битные команды и адреса, все восемь регистров процессора равноправны (не существовало разделения на индексные регистры, аккумулятор и т.п.). Архитектуру БК-0010 всячески хвалили. Керамический процессор удавалось разогнать до 8 МГц и подключить вместо Бейсика быструю (статическую) память. Но всю радость от разгона портила медленная динамическая видеопамять: она не успевала регенерироваться, и компьютер начисто лишался возможности отображать что-либо на экране. Поэтому практический предел составлял 5 МГц.
Дополнительные устройства к БК-0010 появились довольно быстро: такие энтузиасты, как Вадим Новак, разработали блоки расширения БК и наладили их полусерийное производство. Особенно удачной разработкой был небольшой блок, сочетающий в себе контроллер дисковода, винчестера и несколько 16-килобайтных страниц дополнительной памяти. Под это «железо» был написан софт, в том числе несколько мощных операционных систем, текстовых редакторов и т. д. — все это выводило БК-0010 на новый уровень.
Следующей серийной моделью стала БК-0011, она имела уже 128 Кбайт ОЗУ. Также в БК-0011 увеличили видеопамять: теперь она состояла из двух переключаемых страниц. Частоту процессора подняли до 4 МГц. Новая модель быстро набрала популярность, под нее написали продвинутую DOS и модернизировали старые системы. Но для подключения винчестера и дисковода по-прежнему требовался дополнительный контроллер.
Помимо винчестеров и дисководов, к обоим моделям без труда подключали другие внешние устройства: от принтеров и модемов до мыши и пистолета от игровой приставки Dendy. Внутрь БК-шки обычно ставили только музыкальный сопроцессор AY-3-8912 (как на ZX Spectrum и Yamaha MSX). Правда, особо талантливые умудрялись втиснуть в БК’шную клавиатуру винчестер (двухдюймовый) с контроллером.

Особо трудолюбивые первопроходцы быстро заслужили уважение пользователей БК: таким авторам, как Владимир Савин, осчастливленные пользователи пели дифирамбы за каждую новую игру. И неудивительно — когда казалось, что возможности БК уже исчерпаны, следующая игра поражала еще лучшей графикой, динамикой, сюжетом и геймплеем. Затем энтузиасты более чем удачно портировали на БК лучшие игры того времени с других платформ (Digger, Bolder Dash, Arkanoid, Sopwith и т. д.). Фактически, начался бум игрописания. Всевозможные BIL Сorp., SW Сorp., RDA Сorp. и прочие вымышленные «корпорации», каждая из одного человека, завоевали не меньшее уважение среди пользователей БК, чем Ocean, Electronic Arts, Virgin и Activision у владельцев ZX Spectrum. Но «народным компьютером» в итоге стала не БК’шка, а ZX Spectrum — и это было неизбежно. За пять-шесть лет экспериментов на БК энтузиасты создали игровые и системные программы высокого уровня, но время уже ушло. Если бы такой уровень был достигнут сразу — к моменту выхода первой модели БК, — все, возможно, сложилось бы иначе...

Однако были в этом аутсайдерстве и свои положительные стороны. Если для PC, Спектрума и других коммерчески успешных платформ игры тогда создавали серьезные и жадные до наживы большие компании, которые мало кто считал зазорным обмануть (нелегально скопировать игру, взломать защиту, распространить взломанную копию и т. д.), то на БК все было иначе. Игры писали «свои» — ребята в возрасте 14–18 лет, со многими из которых можно было запросто встретиться в «Московском Клубе Пользователей БК». Само собой, писали не за деньги. Игр появлялось действительно много, создавать их считалось весьма уважаемым делом, которое даже превратилось в своего рода состязание: чья игра переплюнет все остальные, кому достанутся восторги БК-сообщества.

Конечно, без коммерции тоже не обошлось. С приходом перестройки появилось множество игровых клубов (один из самых крупных располагался на первом этаже центрального «Детского Мира» в Москве). Владельцы таких клубов старались первыми раздобыть новейшие игры и даже платили за эту привилегию авторам. Затем в игровых клубах стали продаваться кассеты с играми (новинки шли по баснословной цене, между прочим). Но за авторов можно было только порадоваться: их альтруизм, наконец, вознаграждался. Рынок же предъявлял свои требования, и на игры начали ставить разнообразные защиты от копирования. Однако снимать такую защиту считалось делом зазорным, а раздавать взломанную игру — и вовсе подлостью: никто не хотел участвовать в обдираловке коллег. Удивительнейший пример общественной сознательности!

В начале 90-х программисты из Самары всерьез взялись за новую по тем временам БК-0011М и подключили к ней музыкальный сопроцессор AY-3-8912. Они же написали новую операционную систему — CSI-DOS.

А для БК-0010 самым простым и дешевым способом улучшить звук был Covox. Это простейший цифрово-аналоговый преобразователь из пятнадцати резисторов, который подключался к принтерному порту. Схемы Covox’a пришли с PC (где он получил популярность примерно в 1989 году), спаять такую приставку мог каждый.

В 1992–93-х годах демосцена набрала обороты на платформе PC, и информация об этом явлении начала просачиваться в БК-сообщество. По аналогии с легендарным PC’шным Scream Tracker на БК был создан редактор цифровой музыки (Strogino Sound Tracker). К редактору прилагались инструменты и мелодии — переработки одноголосой музыки из известных игр. В новом виде мелодии звучали впечатляюще, и редактор быстро стал популярным. Музыканты получили новое поле деятельности и источник вдохновения. Зашевелились и программисты, ведь к редактору прилагалась маленькая программа-проигрыватель с исходными кодами, что давало возможность использовать новый музыкальный формат в играх и демках. Так и на БК возникла демосцена.

Последним массовым всплеском активности БК-творчества можно считать 1997 год. Другие сферы (разработка игр, системных программ, «железа») даже на тот момент давно уже плавно сходили на нет, и отклонений от этой тенденции не наблюдалось. Однако в памяти многих БК-0010 остается первым шагом в мир программирования, системного проектирования, компьютерных игр, а для кого-то — даже шагом в мир искусства. Нет причин вспоминать о БК с пренебрежением, он был действительно интересным компьютером. Даже отсутствие ПО сыграло позитивную роль: на БК выросло целое поколение талантливых программистов.

Происхождение БК

Происхождение процессора ВМ1 окутано тайной. С одной стороны, он слишком похож на DEC’овский LSI-11 из семейства PDP-11, что наводит на мысль о заимствовании. С другой стороны, ВМ1 — однокристальный процессор, в то время как LSI-11 — большая и сложная плата. Рассказывают, что изначально ВМ1 был полностью уникальной разработкой со своей архитектурой и системой команд. Но указанием сверху «самодеятельность» была остановлена, решено было взять курс на PDP. Тогда готовый процессор срочно перекроили — изменили микрокод, процедуру обмена данных по шине и т. д. В результате уникальная разработка повторила печальную судьбу «Минска» и «БЭСМа».
На смену ВМ1 пришел ВМ2, но он отличался по выводам от предшественника. Поэтому на базе ВМ2 был сконструирован новый двухпроцессорный (!) компьютер — УКНЦ. Цена на него была слишком высокой, а софта, как и в случае с БК, практически не существовало.
Следующим компьютером с ВМ2 стал «НЕОН» (ПК-11/16) — довольно мощная машина  с многоцветным дисплеем высокого разрешения, 4 Мбайт ОЗУ, аппаратной поддержкой оконного интерфейса и т. д. Но даже при уникальных возможностях и высокой производительности у компьютера не было шансов: ПО по-прежнему отсутствовало.
В то же время, процессоры всей серии ВМ1-ВМ4 успешно применялись в промышленных микрокомпьютерах ДВК — под них ПО создавалось в избытке серьезными институтами.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.