Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Лаборатории тактических медиа: парни, парни, это в наших силах…

Архив
автор: Олег Киреев   01.10.2003

Фестиваль next5minutes, о котором мы уже писали ("КТ" #498, с. 50–51), был задуман в начале 90-х, когда некоммерческий Интернет победоносно шагал по планете, а Линус Торвальдс только-только открыл континент с известным теперь каждому названием.

Фестиваль next5minutes, о котором мы уже писали («КТ» #498, с. 50–51), был задуман в начале 90-х, когда некоммерческий Интернет победоносно шагал по планете, а Линус Торвальдс только-только открыл континент с известным теперь каждому названием.

За это десятилетие состоялось три таких фестиваля. Последний, в 98-м, был самым громким. Он собрал более тысячи участников. Волонтеры независимой сети и адвокаты «цифровых прав человека» праздновали подъем европейских социальных движений, делились опытом медиа-кампаний и жонглировали звучными понятиями «low-tech» («How low can you go?»), «art of campaigning», «net.resistance», «tactical media», «public interface».

Прошли девяностые, наступил милленниум, в Америке прогремели взрывы, и теперь глобальная CNN’изация расползается по планете. Активисты «сетевого Амстердама», разочаровавшись в своих ожиданиях, объявили о его крушении. Но вот опять потребовалось вспоминать старое. Прежде всего потому, что в сложившихся условиях опыт создания альтернативной информации остается тем единственным, на что активисты могут уверенно опираться — и не только западноевропейские или американские, но и активисты стран «третьего мира», только сейчас переживающих «интернетизацию». В сентябре прошлого года в Амстердаме открылся, в сентябре этого там же закроется1, а пока — шествует по планете в виде местных «Лабораторий тактических медиа» (ЛТМ) новый, четвертый фестиваль next5minutes (www.n5m. org, www.n5m4.org). В июне он дошел до Москвы. О нем — наша история.

Амстердам, Нью-Йорк, Берлин

Темы разнообразные — от художественных акций вторжения в городское пространство до современного самиздата, от антиглобалистских порталов IndyMedia до streaming media, пиратских радио и прочих интерактивных сетей. Не были обойдены вниманием и традиционные темы иммигрантов и киберфеминизма. Конечно же, не без революционной технологии наших дней — Wi-Fi. Ну и, как полагается, дозированное количество теории, связанной в основном с обсуждением идей современных властителей дум — Наоми Клейн (Naomi Klein), Майкла Хардта (Michael Hardt), Тони Негри (Tony Negri).

Обо всем этом шла речь на амстердамском next5minutes4, продолжавшемся с 12 по 22 сентября 2002 г. Фестиваль начался дискуссией «Террор и медиа» в медиа-центре De Balie (финальная часть пройдет также в центрах медиа и культуры De Waag, Montevideo, Paradiso). Кроме того, был оборудован центр Imagine Identity and Culture (Imagine IC) в Бийлмере — самом нищем районе города, где живут африканские и азиатские иммигранты. Прямо на улице расположилась передвижная студия пиратского радио и работали диджеи, чтобы привлечь внимание обитателей гетто и заинтересовать их деятельностью Лаборатории: отношения с широкой публикой складываются непросто, что характерно практически для любых акций современных медиа-активистов.

Организаторы декабрьской Лаборатория в Нью-Йорке, проведенной Отделением медиа-культуры и истории местного университета (www.nyu.edu), ясно выражали свое отношение к медиа и террору, присоединяясь ко всем антивоенным демонстрациям, которые происходили в городе. Прямым следствием проведения Лаборатории стало появление в Сети «Виртуального учебника» (Virtual Casebook, www.nyu.edu/fas/projects/ vcb/case_9_11FLASHcontent.html) по взаимоотношениям между тактическими медиа и большой политикой. Этот жанр получил название «критическая педагогика». Прошли также презентации проекта Reconstruction report (reconstructionreport.org), разоблачающего спекуляции американских политиков на реконструкции Манхэттена после взрывов 11 сентября, и проекта «Публичный архив Гаагского суда над Слободаном Милошевичем» (hague.bard.edu). Закончилось мероприятие дискуссией с показательным названием «Америка и ее другие», и нетрудно догадаться, что говорили выступающие об Америке (а ведь это было еще до войны в Ираке…).

Небольшая Лаборатория прошла и в Берлине, на февральской выставке transmediale. Описывать работы и идеи художников смысла нет. Мы только процитируем куратора Андреаса Брекманна (Andreas Broeckmann): «Искусство редко предлагает точные политические стратегии, в лучшем случае оно способно дать совершенно внезапные, не утилитарные, вдохновляющие опыты, которые позволят увидеть мир в новом свете».

Берлин как культурная столица тоже может считаться глобалистским центром, однако медиа-художников мы не будем причислять к глобалистам. Направление действия глобализации таково: «центр» транслирует себя в «периферию» — ценности, установки, моды, ну и, конечно, свое производство и образ жизни. От этого не свободно и культурно-политическое пространство, ведь обычно провинциалы первыми стараются зазубрить все «модное». Медиа-повестка дня тоже создается в европейских столицах, однако мы попытаемся показать, что информационная сцена выработала более приемлемую модель взаимодействия — культурный обмен вместо культурного экспорта. Периферия, например в лице Лабораторий тактических медиа Рио и Дели, уверенно обрабатывает столичные идеи и транслирует их обратно в новом, измененном виде.

Сидней, Сингапур

Австралия — пример децентрализации медиа-культуры. Географически удаленная и потому спокойная, она оказалась на нервных окончаниях online-движений. К тому же туда на рубеже веков, провозгласив конец «сетевого Амстердама», навсегда уехал его стареющий гуру, знаменитый Герт Ловинк (Geert Lovink). В сентябре в Сиднее была проведена важная Лаборатория тактических медиа, которая называлась Borderpanic (www. borderpanic.org), на тему «Художник как общественный агент». Между прочим, немецкая кампания в поддержку иммигрантов Kein Mensch ist illegal («Никто не нелегален») активно действует и в Мельбурне, поскольку всю тихую Австралию сотрясают волны ксенофобии, а чиновники так же, как в Европе, часто отказывают во въездных визах. Дополнением к презентациям, дискуссиям и выставкам стал конкурс политических открыток.

Ситуация в Сингапуре еще более показательна. В современных азиатских мегаполисах технологические и культурные противоречия видны еще резче, чем в европейских столицах. В начале января на «бананово-лимонном» острове провели, ни много ни мало, «Лабораторию тактических медиа по матричным2 технологиям», и организована она была совместными усилиями американских (коллектив subRosa) и сингапурских киберфеминисток (среди последних есть и русский философ Ирина Аристархова). Лаборатория исследовала биоинформатику — то, как она «создает новые коллективные общественные, интеллектуальные и политические тела и как внедряется в тело и клетки женщины». Сверхтехнологизированный Сингапур, по словам организаторов, готовится стать южноазиатской испытательной площадкой для биотехнологических экспериментов, и его критически мыслящие граждане не в восторге от такой перспективы. Программа мероприятия включала посещение медицинских лабораторий клонирования, лекции по «искусству, активизму и биотехнологиям» и двухдневный семинар с участием студентов в Колледже Лассаль под названием «Культуры-клоны». Главным результатом — новым для всех других Лабораторий — стала первая попытка создать сеть с участием не только активистов и художников, но и ученых — которым, похоже, такое внимание очень польстило.


1 (назад) Находящийся там сейчас Олег Киреев обещал поделиться впечатлениями. — Л.Л.-М.
2 (назад) Речь, конечно, о «Матрице». — Л.Л.-М.

Сан-Паулу, Дели

Зарплата рабочего в США в десятки раз выше, чем, например, в Малайзии. Примерно так же обстоит дело с безопасностью труда и социальными гарантиями. Наоми Клейн в бестселлере «No logo» подробно описывает процесс «перераспределения производства» транснациональными корпорациями в странах-метрополиях и в третьем мире. С информационным обеспечением ничуть не лучше. В Индии телефонные сети находятся в таком катастрофическом состоянии, что установка dial-up-соединения может занять несколько часов, а чтобы облегчить получение новостей, в больших городах уличные телефоны предоставляют сводки элементарной информации — о погоде, курсе валют и т. п. Вот в таких обстоятельствах работают активисты, и, кажется, революционные теории, которыми на Западе забавляются модники, в странах третьего мира становятся светом надежды. А почему еще, вы думали, только там и происходят революции?

Бразилия (вместе с Аргентиной) входит в «горячую зону» Латинской Америки. У нее президент-социалист, в нескольких регионах у власти социалистическая (PT) и еще более радикальные партии, потому в Порту-Аллегри уже который год проходит Мировой Социальный форум. Первые политические кибер-проекты начали появляться вслед за местным IndyMedia. К апрелю 2003 года организаторы ЛТМ (www.midiatatica.org) смогли подобрать впечатляющую команду участников, работающих с видеоактивизмом, уличными театрами, рэйвом, психогеографией, ситуационистскими практиками, агитпропом, политколлажем и, наконец, простым и грубым хакингом.

ЛТМ открылась публичной дискуссией между Ричардом Барбруком (Richard Barbrook) и Джоном Перри Барлоу (John Perry Barlow), которых местные газеты назвали соответственно киберкоммунистом3 и киберлибералом. Лаборатория действовала в течение четырех дней и собирала сотни зрителей, вещала на частотах пиратского радио и в прямой сетевой трансляции, взрывалась рэйвами и street-parties. Как пишет Рикардо Росас (Ricardo Rosas), «мы наделали шума. Мы впервые вывели критическую теорию и активизм на поп-сцену». А что до этого большой политике? Так или иначе, за последние годы на окраинах бразильских городов оборудованы бесплатные, работающие на Linux Интернет-кафе Telecentros, а в середине июня поступило сообщение о решении бразильского правительства перевести на Linux 80% компьютерного парка госучреждений и принадлежащих государству кампаний.

Другая страна из откровенно третьего мира — Индия. Южноазиатская Лаборатория прошла в ноябре в делийском медиа-центре Sarai (www.sarai.net), который финансово поддерживают активисты из De Waag (пример современного интернационализма). Индийцы всегда отличались необычайным уважением к чужим идеям. Сегодня одной из таких идей стала информационная революция. Несколько групп рассказывали об усилиях по построению коммуникационных сетей, например, в крестьянских областях Непала и Ориссы, а иранский коллега Араш Зейни (Arash Zeini) продемонстрировал интерфейс KDE, переведенный на фарси, что стало одной из сенсаций.

Здесь, конечно, не так много рэйва, как в Бразилии. Почти нет шумных артистических провокаций. Участники неторопливы и серьезны, они любят пофилософствовать. Прадип Саха (Pradip Saha), редактор журнала Down to Earth, вкратце рассказал об использовании юмора и провокационных шуток, как элемента эффективной стратегии коммуникации между активистами. Обсуждения, следовавшие за презентациями, были сконцентрированы на необходимости создания активного и дискурсивного сообщества артистов, практиков и других людей, способных отказаться от синдрома «реагирования на события» — который, как кажется, характеризует бо,льшую часть артистически-практического активизма, — с тем, чтобы перейти к более выдержанным формам взаимодействия между художниками и обществом, черпающим энергию из повседневных форм общения и сопротивления. Организованные вокруг определенного события, политические протесты часто принимают только «демонстрационный» характер и приводят к выстраиванию иерархий, где люди, «отправляющие послание», противопоставляются людям, пассивно «получающим послание» (из репортажа Моники Нарула (Monica Narula)).

Наш марш-бросок по медиа-ландшафту третьего мира будет неполным, если мы забудем о Ближнем Востоке. Там не прошло ни одной Лаборатории, но в Амстердаме все равно будет представлен по крайней мере один значительный проект — иорданское Интернет-радио Ammannet (www.ammannet.net), детище палестинца Дауда Куттаба (Daoud Kuttab). Куттаб сумел договориться с местными радиостанциями, чтобы те, получив сетевой сигнал, передавали его на своих частотах. Во время войны в Ираке центр De Balie организовал сайт Infowarroom, для которого Ammannet был главным источником альтернативной информации.

Клюй, Дубровник, Москва

Я наблюдаю за многочисленными международными инициативами, и нравы в наших местах кажутся мне особенно загадочными. Везде люди что-то делают, заботятся о своем социальном здоровье, а у нас все как будто замерзло.

В редакторском листе next5minutes недавно прошла дискуссия под названием «пост-соросовская эра» — это про нас, оказывается. Коммунизма нет уже давно, а теперь нет и Сороса. Единственными художниками на наших просторах остаются, как выразился венгерский участник рассылки, «казино-капиталисты».

Румынскую ЛТМ в ноябре, в городке Клюй, делала Джоан Ричардсон (Joanne Richardson). Как она пишет, «в конце 70-х, в девять лет, я уехала из Румынии с родителями, после множества незаконных обысков, арестов и голодовок протеста. Через двадцать лет я вернулась, потому что слышала, там произошла революция. Я ищу, но никак не могу ее найти». Темами ЛТМ были заявлены «Картография свободных медиа в посткоммунистической Европе» и другие проблемы «переходного периода». Главным событием должно было стать открытие пиратского Frequency Free Radio, созданного при помощи амстердамского гостя Дерека Холцера (Derek Holzer). После пары часов вещания (в основном музыки) Джоан начала получать анонимные звонки, не оставлявшие сомнений в том, что Лабораторией заинтересовались. Радио скоро закрыли, а звонки продолжились. Это был ясный ответ на все вопросы о «переходном периоде».

На грустном восточноевропейском фоне бывшая Югославия всегда выглядела прилично, особенно в смысле медиа-сцены. Центр Сороса в столице Македонии Скопье, под руководством неутомимого Мелентия Пандиловского, проводил множество конференций и фестивалей, белградский проект Kuda.org устраивал мощные и провоцирующие медиа-акции, в Любляне проходил знаменитый фестиваль современного искусства Manifesta, а во время сербских бомбардировок весь медиа-мир с помощью листа Syndicate поддерживал югославских товарищей и радио B92. Югославия не могла остаться без Лаборатории тактических медиа, которая и состоялась в марте. Однако за последние несколько лет, похоже, все изменилось. Организаторы (Зелико Блас) сделали акцент на «самом стильном», а именно — беспроводных технологиях, streaming media и интранете. Сколько бы ни было прогрессивных людей в столице, исторической городок Дубровник не собрал много желающих участвовать в ЛТМ. Продвинутые технологии не работали. За несколько дней работы прошло несколько лекций (по нелицензионному софту), презентаций, видеопоказов, а также краткое знакомство с технологией камер наблюдения.

В Москве мы решили устроить хотя бы небольшую Лабораторию, которая стала бы первым знакомством с инфоактивизмом. Однодневная ЛТМ прошла 26 июня в Клубе на Брестской в рамках МедиаФорума XXV Московского кинофестиваля, организаторами стали центр MediaArtLab и я, Олег Киреев. Со-модератором был гость из Амстердама, один из основателей next5minutes Дэвид Гарсиа (David Garcia). Дмитрий Модель рассказал о новом проекте IndyVideo (www.indyvideo.by.ru), посвященном социальным акциям и их документации, и о том, как видео-активисты избегают медиа-манипулирования, пользуясь идеями «Манифеста «Догмы» для документального кино» Ларса фон Триера и его сотрудников; Никита Раскатов представил только что запущенный сайт новостей и политической экспертизы Anarchist.ru; Борис Куприянов представил книжный магазин «Фаланстер» (Большой Козихинский пер., д. 10), тесно связанный с «тактическим книгоиздательством»; Сергей Сальников рассказал о своем фестивале «Стык» (www.styk.nm.ru), который уже не первый год показывает по декабрям в Доме Ханжонкова «сверхлюбительское кино»; а о российских IndyMedia (www. russia.indymedia.org) говорил один из редакторов сайта Михаил Цовма.

Хочется, чтобы на конференции Pro & Contra, которую MediaArtLab собирается сделать в ноябре, было больше посетителей и участников. Чтобы пиратские радио в Москве росли, как грибы после дождя, чтобы в каждом Интернет-кафе заседали линуксоиды, чтобы активисты революционного рэйва и street-parties вели оперативные сетевые репортажи по мобильным телефонам, а активисты Wi-Fi устраивали стихийные автономные зоны беспроводного доступа. Хочется, чтобы какой-нибудь березовский по ошибке вложил средства в независимое интерактивное телевидение или кто-нибудь случайно установил на крышах домов многоканальные телепередатчики на ультранизких частотах (был такой проект в Москве начала 90-х). А пока — смотрите предвыборные ролики вперемешку с рекламой кока-колы, дорогие телезрители.


3 (назад) Статья Барбрука «Киберкоммунизм…» была частично опубликована в «КТ» #350 в 2000 году. — Л.Л.-М.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.