Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Приключения DVD в России

Архив
автор : Алена Кухарева   11.03.2002

Меня снабдили ценными указаниями и попросили быть осторожной. Смешно: кому помешает женщина, даже с диктофоном в сумочке, когда на арене бойцы другой весовой категории, чей азарт превосходит самые оптимистичные посылы репортера? С другой стороны, предостережения уместны: рынок новый, правила игры еще не сложились, всякое может случиться… Итак, речь пойдет о DVD и о том, какие метаморфозы претерпевает эта технологическая новинка, окунувшись в наши российские реалии.

Меня снабдили ценными указаниями и попросили быть осторожной. Смешно: кому помешает женщина, даже с диктофоном в сумочке, когда на арене бойцы другой весовой категории, чей азарт превосходит самые оптимистичные посылы репортера? С другой стороны, предостережения уместны: рынок новый, правила игры еще не сложились, всякое может случиться…

Итак, речь пойдет о DVD и о том, какие метаморфозы претерпевает эта технологическая новинка, окунувшись в наши российские реалии.

Броня крепка…

В конце 1995 года, после длительного противостояния различных форматов цифровой записи и хранения информации на компакт-диске DVD-консорциум (ныне - DVD Forum), в который вошли десять мировых лидеров в области видеотехнологий, утвердил в качестве стандарта формат DVD. Разработанный при непосредственном участии голливудских студий, он идеально удовлетворял требованиям индустрии домашнего видео и открывал ей новые технические и коммерческие возможности. Спецификация DVD-диска (внешне не отличающегося от CD) включала: более двух часов высококачественного MPEG2-видео с многоканальным «объемным» звуком; до восьми языков звукового сопровождения; субтитры на 32 языках; интерактивное разветвленное меню с произвольным доступом к различным главам и вариантам отображения; возможность задания и пользовательского выбора до девяти углов зрения (camera angles) на показываемый объект; цифровую и аналоговую защиту от копирования.

С 1997 года, когда продажи DVD-дисков начались по всей Америке (в Европе - годом позже), популярность DVD стала расти в геометрической прогрессии. Так, по данным компании Ernst & Young, за первый квартал прошлого года было продано около 70 миллионов DVD-дисков с записями музыки и фильмов, а с момента принятия формата - более 380 миллионов (объем продаж DVD-плейеров составил соответственно 2,4 и 16,5 млн. штук). Причем западная киноиндустрия устроилась весьма неплохо: с одного и того же фильма она снимает сливки трижды, пуская его с интервалом в 3-6 месяцев в кинопрокат, видеопрокат и тиражируя на дисках.

Естественно, при таком положении дел киноиздатели не могли не озаботиться защитой дисков от копирования, а для надежности вооружились двумя способами: аналоговым (Analogue Protection System фирмы Macrovision) и цифровым (Content Scrambling System).

Зонирование

Однако средствами защиты диска от копирования дело не ограничилось. Как уже было сказано, новые фильмы сперва идут в кинотеатрах и лишь несколько месяцев спустя выпускаются на дисках. Но поскольку в разных регионах это происходит в разное время: допустим, в Штатах премьера прошла, и на рынке появились видеокопии, а в Европе прокат только начинается, - то и доход от показа фильма в европейских странах существенно ниже, поскольку рынок уже наводнен видеодисками. Чтобы этого не допустить и в каждом регионе получать максимальную прибыль, было придумано так называемое зональное кодирование. Весь мир условно поделили на шесть зон (1-я зона - Северная Америка, 2-я - Европа с Японией; Россия, Африка и прочие территории, где надзор за соблюдением копирайта поставлен из рук вон плохо, попали в 5-ю зону) и каждой из них присвоили соответствующий код. Причем кодируются и диски, и проигрыватели. Только при совпадении кодов проигрыватель может воспроизводить установленный в него диск. Так медиаиндустрия попыталась взять ситуацию под контроль.

«Слом» цифровой защиты CSS, преследование взломщиков со стороны Американской ассоциации производителей кинофильмов (MPAA), громкий судебный процесс над норвежцем Йоном Йохансеном, написавшим код взлома DeCSS… Произошедшие далее события опять возвращают нас к теме противоречий DMCA, сути понятия цифровой интеллектуальной собственности и проблем Автора, Посредника и Потребителя в сложившейся ситуации, поскольку второй, прикрываясь первым, постоянно твердит о так называемой «недополученной» прибыли, а последний наблюдает явные ограничения его прав. Скорее, эта ситуация из серии неразрешенных общественных противоречий, одно из которых стало причиной судебного разбирательства в отношении Дмитрия Склярова и компании «Элкомсофт». «Отторжение» зонального кодирования имеет несколько иные мотивы.

Во-первых, для ряда фирм, изготавливающих продукты экстра-класса, региональное кодирование невыгодно ни с какой стороны. Зачастую они официально выпускают мультизонные проигрыватели. В России покупателей Hi-Fi DVD-аппаратуры - единицы, так же как и салонов, торгующих ею. Некоторые производители продукции массового спроса тоже не считают третьи страны перспективным рынком и чаще ограничиваются выпуском аппаратов либо 1-й и 2-й зон, либо мультизонных. Модели Toshiba SD210, Panasonic RV20, Pioneer 535, Pioneer 636, Pioneer 340, Goldstar 3351, Goldstar 3200, Samsung 511, Samsung 811, JVC 521 - это официальные мультизонные плейеры.

Вторая причина непопулярности зонирования - скромный выбор фильмов на DVD в «непервых» зонах, а в некоторых случаях и высокая цена на такие диски (иногда на 20% выше, чем у диска 1-й зоны). Яркий пример: в мае 2001 года Австралия на государственном уровне заявила о незаконности системы зон, используемой в проигрывателях DVD. Австралийская Комиссия защиты конкуренции и прав потребителей полагает, что эта система мешает развитию местного рынка DVD. А вот что пишет о региональном кодировании газета «London’s Daily Telegraph»: «Эта практика позволяет продавать один и тот же диск в разных странах по разной цене. Сеть британских супермаркетов Tesco стала продавать мультизонные плейеры, чтобы обойти существующий контроль цен».

В-третьих… Цитирую слова одного торговца видеотехникой: «Суперкассовые фильмы вроде «Матрицы», «Гладиатора», «Патриота» сначала привозятся в Россию на дисках 1-й зоны, здесь к ним быстро делают перевод на мини-диске (с известным «носовым» голосом). И они моментально расходятся, тем более что многим русская дорожка не нужна - они знают английский язык. На свежий фильм люди готовы потратить больше, чем на попавший в страну официально, с кодом 5-й зоны, но сильно запоздавший».

DVD-приводы

По данным одного из Интернет-опросов, без малого половина респондентов (49%) смотрит фильмы только на компьютерах с DVD-приводом. Связано это с тем, что компьютеровладельцам для просмотра фильмов требуется помимо акустической системы только DVD-привод, который гораздо дешевле плейера и не нуждается в ресивере (устройство, которое преобразует цифровой звуковой сигнал в линейный аналоговый, усиливает и распределяет его по звуковым каналам). Цена привода DVD-ROM постепенно приближается к цене привода CD-ROM и составляет в среднем 60-80 долларов. Кроме того, DVD-приводы совместимы с CD, что еще больше способствует распространению стандарта DVD. Среди фирм, выпускающих DVD-приводы, наряду с Hitachi, Pioneer, Panasonic, Sony, Toshiba и другими крупными производителями видеоэлектроники, есть и представители рынка компьютерных компонентов - ASUSTeK, Acer, Creative Labs. Впрочем, по некоторым данным, приводы собственной разработки делают только Sony, Hitachi и Toshiba, остальные же частично пользуются их технологиями, а то и вовсе ограничиваются изготовлением корпусов и наклеиванием фирменных ярлыков.

Требование региональной защиты относится ко всем устройствам, воспроизводящим DVD-диски, в том числе и компьютерным DVD-приводам. Программные средства, позволяющие проигрывать видео, также должны поддерживать эту защиту. Устройство сравнивает прошитый в нем код с кодом диска и, если они совпадают, проигрывает диск. Чтобы добиться от привода способности играть диски любой зоны, меняют код у программного декодера, отвечающего за воспроизведение DVD-изображения. Для этого есть множество утилит (включая официальную DVD Genie), позволяющих настраивать скрытые параметры программных DVD-декодеров. В основе утилит могут лежать различные принципы, но цель у них одна: диск должен воспринимать декодер как «свой», одного с ним региона. К примеру, популярная DVD Region Killer перехватывает запросы программы-плейера к DVD-приводу и подменяет ответы привода. То есть, когда регионы привода и диска совпадают, а код плейера отличается (привод «принимает» диск, а плейер - нет), Killer заменяет ответ привода таким, который будет «принят» плейером.

Впрочем, раскодирования декодера недостаточно. Необходимо также поменять firmware (программное обеспечение, которое зашивается в привод при изготовлении и управляет его работой) на аналогичное, но с отключенной процедурой проверки кода. Сделать это сложнее.

Как правило, в руки потребителю попадает привод типа RPC2, позволяющий изменять код региона не более пяти раз, после чего эта процедура блокируется. Так устроены все современные приводы, соответствующие стандарту DVD, в котором оговорены эти ограничения. Приводы, выпускавшиеся ранее, не имели региональной защиты и назывались RPC1. Так же по аналогии стали называть и прошивки, удаляющие защиту с приводов RPC2 и превращающие их в RPC1. И хотя в Сети регулярно появляются RPC1-прошивки для различных моделей (такие списки, к примеру, ведутся на сайтах www.firmware.fr.st, www.ddigest.com), не факт, что вам удастся легко найти прошивку, соответствующую вашему приводу.

Мало того, ее может не быть вовсе. В этом случае у вас два выхода: либо ждать появления таковой, либо купить модель, для которой прошивка уже написана. Третий вариант - поиск специалиста по изготовлению firmware для приводов, другими словами, программиста - исключен, поскольку его услуги могут обойтись в стоимость приличного автомобиля. Кстати, есть и другая сложность. Если вы начнете устанавливать не «тот» патч или что-то не заладится в процессе правильной прошивки, вы рискуете остаться с неработоспособным приводом.

Впрочем, если «подойти к взлому творчески», можно найти нетривиальное решение в ситуации, когда к приводу нет ни прошивки RPC1, ни «сломанной» прошивки RPC2. Так, год назад один сотрудник «Компьютерры» задался целью сделать мультизонным привод малоизвестной компании QSI. Предположив, что QSI может использовать в своих изделиях «начинку» от какой-нибудь известной модели, он вскрыл привод и обнаружил, что большинство электронных схем изготовлено Hitachi. Рискуя испортить привод, наш Кулибин испробовал программы, предназначенные для взлома похожих моделей Hitachi. Одна из них сработала. С тех пор, как только в счетчике попыток смены зонального кода остается «0», он снова возвращается на «5».

Пройдусь по Абрикосовой…

Ситуация в России, связанная с рынком DVD, исполнена столь тайного смысла, что начинаешь предполагать самое разное. Узнать масштабы рынка, как и масштабы бизнеса отдельно взятой компании, почти нереально. Впрочем, это касается российской коммерции вообще, поскольку борьба «за неуплату налогов» продолжает быть актуальной. Закрытость информации об объемах официальных поставок DVD-аппаратуры в Россию не удивляет: рынок весьма скромный, и война за его доли происходит ежеминутно. На фоне отсутствия информации может возникнуть вопрос: а есть ли рынок вообще?

«Данных о продаже аппаратуры получить невозможно, производители и продавцы по определенным причинам упорно скрывают точные цифры. Остается лишь догадываться», - говорит Роман Лебедев, генеральный директор ассоциации DVD Alliance Russia, учредившей журнал «Эра DVD». Но потом все же уточняет: «По некоторым сведениям, в Москве продается от 2000 до 4000 DVD-проигрывателей в месяц, включая региональные поставки». А заместитель директора торгового центра «М.Видео» Дмитрий Шацкий, не приводя конкретных цифр, сказал, что сегодня каждый четвертый покупатель видеотехники интересуется именно DVD. И добавил, что, на его взгляд, отечественный рынок DVD-аппаратуры за последнее время очень вырос.

По словам продакт-менеджера аудио и видео российского представительства Samsung Владимира Дурбажева, ситуация с продажами DVD-проигрывателей начинает «потихоньку меняться». И все-таки: «DVD-проигрыватели берут не очень активно, потому что диски дороги, цены хоть и падают, но недостаточно быстро, прокат не развит… Но к DVD начинают присматриваться. У нас, например, сейчас бестселлером продаж стал «переходный» продукт - DVD-проигрыватель и VHS-магнитофон в одном корпусе».

Что касается производства дисков в России, официальные показатели существенно отличаются от оценок масштабов этого рынка с учетом объемов пиратской продукции. По словам Сергея Кузнецова, заместителя директора единственного официально 1 действующего в России завода по производству дисков DVD Repli Master, на сегодня их линия выпускает до 150 тысяч дисков в месяц. По его же данным, объем пиратской DVD-продукции, изготавливающейся в России, превышает эту цифру в 2-2,5 раза. Понятно, что ни та, ни другая цифра не сравнится с 25 миллионами ежемесячных мировых продаж. Причина не только в скромных доходах среднего россиянина, но и в психологии покупателя: разница между ценой лицензионной кассеты и DVD-диска в России составляет не меньше $10-15, при стоимости диска около $20-30. А на Западе VHS стоит те же 30 долларов, что и DVD.

Российский видеорынок состоялся в том числе и благодаря низким ценам на пиратские кассеты, из-за чего легальные производители были вынуждены подкорректировать свою ценовую политику. Не исключено, что подобная судьба ждет и DVD-диски. Пока же оценки экспертов не идут дальше ожиданий «плавного роста» DVD-рынка.

Своя игра

«Три года назад проблема мультизонности стояла в России очень остро. И даже год назад она была актуальной: люди специально заказывали западные фильмы на дисках 1-й зоны. Но постепенно острота проблемы стала исчезать. Ассортимент дисков для 5-й зоны постоянно расширяется. Если год назад он составлял примерно 500 фильмов, то в этом году уже 700-800. Сейчас мало кто покупает диски 1-й зоны. Продавцы начали убеждать покупателей, что способность плейера воспроизводить диски 1-й зоны уже не принципиальна», - говорит Игорь Финогеев, руководитель отдела маркетинга видео и DVD представительства Sony в России. Но прав он только отчасти.

Действительно, уточняет другой источник, в нашей 5-й зоне вышло на сегодня около 700 фильмов. Отмечается даже скачок, произошедший около пяти месяцев назад, когда активизировались российские производители дисков DVD. С тех пор прирост в количестве фильмов для 5-й зоны составляет 50-60 штук ежемесячно против прежних 30-35. (Прогресс особенно впечатляет, если знаешь, что на Amazon.com представлено 23 тысячи наименований фильмов на DVD и VHS.) Кстати, выпуск картин, давно ставших классическими (например, «Крестный отец», «Однажды в Америке»), или видеоконцертов популярнейших групп (Scorpions, Kiss и др.) для 5-й зоны остается под большим вопросом. Иногда после выхода первого тиража права на фильм не удается продлить. Так произошло с «Меж ангелом и бесом», первая партия которого в 3000 штук разлетелась быстро.

Неприятный парадокс, в частности, для Sony в том, что популярность дисков 1-й зоны в первую очередь негативно отражается на самой корпорации. Ведь Sony не только поставщик DVD-плейеров, она еще владеет кинокомпанией Columbia Tristar. По словам Ольги Нечаевой, координатора Sony Pictures Entertainment в России, рынок дисков 1-й зоны отбирает у них 50% продаж. Кстати, опрос, проведенный в прошлом году на сайте www.video.ru, показал, что большинство владельцев домашних кинотеатров предпочитают покупать диски разных зон или мультизонные (см. врезку «Интернет-исследование dvd-рынка в России»).

Выбирая DVD-плейер, люди в первую очередь интересуются его мультизонностью, - признаются торговцы DVD-аппаратурой. - И если вы хотите что-то продать, этого нельзя не учитывать. Представитель одного из крупнейших торговых видеоцентров, беседуя с нами, был искренен (правда, попросил не называть его имени): «Плейер любого производителя приводится в состояние мультизонного путем взлома, а чаще - нажатием трех кнопок на пульте. Если плейер невозможно сделать мультизонным, он просто не появится в России. «Взламывают» плейеры обычно в сервис-центрах, включая авторизованные центры Sony. Эта операция стоит около 30 долларов. В крайнем случае, любой продавец подскажет вам, где это можно сделать, а то и предложит свои услуги. Мы продаем мультизонные плейеры неофициально, хотя производители не особо следят за этим. Кинокомпании - вот те следят, но ни о каких разборках я не слышал».

Мультизонные DVD-проигрыватели продают и в «М.Видео», и в «Техносиле», и в «Партии», и тем более на «Горбушке» 2. И хотя в Sony утверждают, что «расшитый» проигрыватель автоматически лишается гарантийного обслуживания, на практике действует другая схема. Если вы по какой-то причине купили модель 5-й зоны, то всегда сможете договориться с мастером сервис-центра о ее «расшивке» с сохранением бесплатного ремонта.

«Там и взлома как такового не требуется, - говорит Павел Рыженков, ассистент менеджера по маркетингу компании Pioneer в России. - Авторизованные центры, например «М.Видео» (официальный дилер Sony. - А.К.), просто перепаивают кое-какие элементы, содержащие код зоны, делая плейеры мультизонными и в таком виде поставляя их в магазин. Все страны, кроме России, законопослушны, и всем понятно, что немультизонные проигрыватели здесь продаваться не будут, поэтому и закрывают на это глаза. Может быть, DVD-консорциум и начнет разбирательство по факту обращения фирмы: вот, дескать, наши интересы ущемлены. Но ни одна фирма этого делать не будет».

Своеобразность ситуации для Sony в том, что ей нужно и аппараты продавать - то есть учитывать желания потребителя, и от своих фильмов получать максимальный доход - а значит, сохранять региональное кодирование. Игорь Финогеев, поначалу отказывавшийся от комментариев, позже все-таки сказал: «Производители DVD-плейеров, естественно, заинтересованы в мультизонности, покуда она будет сохраняться. Руководство корпорации Sony в курсе того, что творится в России и с дисками, и с плейерами, но ничего не предпринимает. На российский рынок мы поставляем только 5-ю зону. Остальное, в том числе мультизонность, - проблемы дилеров. Кстати, с августа прошлого года стали выпускать диски с особенной технологией защиты, которая сама определяет, что плейер мультизонный, и не воспроизводит изображение» 3.


1 (обратно к тексту) - C начала декабря прошлого года заводом получены и установлены SID CODE IFPI RF95, IFPI LBR 07. Это коды, которые устанавливаются на зеркалах, четко показывают, на каком заводе была произведена продукция. Также за их установку компании-родоначальники DVD-формата получают выплаты (лицензионные «роялти»). Заводы, которые это не делают в принципе, нарушают их права.
2 (обратно к тексту) - На «Горбушке», как показывает практика, надо быть осторожным, покупая «расшитый» DVD-плейер. Например, в минувшем декабре Евгению Козловскому дважды доставался «мультизонный» аппарат, показывавший диски только 5-й зоны. И лишь на третий раз наш главред вытащил джокера.
3 (обратно к тексту) - На «Горбушке» одно решение этой проблемы уже нашли. Для прохождения теста на соответствие зон диска и плеера советуют использовать «правильный» (т.е. с соответствующей зоной) диск. После того, как вставленный вами диск инициализировался и на экране появился текст с неким «профилактическим» предупреждением ФБР, у вас в запасе будет несколько секунд идущей заставки, во время которых надо успеть быстро поменять диск в дисководе (не прибегая к кнопке stop, сразу нажать на eject). Как говорят очевидцы, нужный эффект достигается, и ваш диск плеером воспринимается как «родной».
По законам джунглей

На самом деле, никакого закона ни продавцы мультизонной аппаратуры, ни продавцы дисков 1-й зоны, ни, разумеется, клиенты не нарушают. Ольга Нечаева поясняет: «Мы не можем предъявить претензий к продавцам дисков 1-й зоны или мультизонных аппаратов - нет у нас такого права. И поэтому мы не можем изменить ситуацию, связанную с распространенностью мультизонных плейеров: дилеры сами их «чипуют». В Европе, кстати, и во всем мире происходит то же самое».

Действительно. Александр Слуцкий, начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации Управления «Р» г. Москвы подтверждает, что во взломе зонального кода нет ничего противозаконного. Во всяком случае, ни одного дела по заявлению правообладателя, чьи интересы ущемлены, заведено не было. Как он говорит: «Ни к статье 146 («о незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоении авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб…»), ни к статье 272 («о неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе… если это деяние повлекло… модификацию информации») в данном случае апеллировать нельзя».

На «Горбушке» диски 1-й зоны продают немногие. На вопрос, почему их так мало, вам, не вдаваясь в подробности, скорее всего ответят, что их продажа запрещена. Однако продавец либо не знает истинного положения дел, либо просто лукавит. Те, кто торгует 1-й зоной, считают себя чуть ли не преступниками, отказываются говорить на эту тему, а при виде фотокамеры ведут себя агрессивно. (Буквально на днях, за попытку сделать снимок торгового лотка на «Горбушке» мгновенно подбежавшие охранники едва не выдворили меня в компании с Евгением Козловским из торгового центра.)

Один из продавцов, тем не менее, поделился с нами следующим: «То, что предписывает закон, здесь учитывается в последнюю очередь. В 1-й зоне фильм появляется в ноябре, а в 5-й только в апреле. Поэтому, когда вышел «Патриот» 1-й зоны, в первый же день продаж у меня ушло 25 дисков (это много). Естественно, это не нравится тем, кто готовит эти диски для продажи в России. Случаются разборки. Мериться половыми органами с этими людьми мне, например, не хочется. Приходится «отстегивать» некую сумму. Зачем мне все это надо? А затем, что русские диски раскупаются плохо. И DVD в 1-й зоне выпущено 6000 штук, включая кино, музыку, спортивные программы и порно, а в 5-й - 700».

Киноиндустрия, как заинтересованная сторона, занимается пропагандой регионального кодирования DVD, переходящей порой в агрессивные формы, а продавцы аппаратуры предпочитают помалкивать о своих правах (которые позволяют им продавать все, что не запрещает закон), ожидая дальнейшего хода событий. С другой стороны, по словам Романа Лебедева (DVD Alliance), «ограничения по зонам остались практически только на высокобюджетные фильмы. В музыкальных произведениях на DVD таких ограничений почти нет. Некоторые западные компании продают нашим уже отпечатанные диски, а наши только печатают обложку со своим логотипом. Эти диски производятся мультизонными. В отличие от зарубежных, российские правообладатели рекомендуют производителям дисков делать авторинг для всех зон. Это связано с тем, что на Западе очень хорошо покупают старые советские фильмы».

Видео для развлечения

Собственно, в том, что Sony сохраняет нейтралитет в 5-й зоне, нет ничего зазорного. Рынок здесь обладает удивительным свойством самоорганизации, включающей некую «произвольную» стадию, в которой каждый делает что вздумается, очевидно, с целью заработать средства на бизнес «с человеческим лицом». И влиять на это иногда бессмысленно.

«Самый веселый выпуск, который я видел на DVD, - «Старые песни о главном-2», - делится впечатлениями Дмитрий, продавец DVD-техники на Пражском рынке. - Он достоин приза за самый худший звук и самую худшую картинку! Качество изображения раз в десять хуже, чем на видео. Снимали, видимо, с пленки, и задержка звука была секунды две-три».

На самом деле, процесс покупки диска 5-й зоны или мультизонного носит почти сакральный характер, поскольку ничего кроме интуиции здесь не поможет. Отличить фирменный диск от нелегального по внешним признакам бывает невозможно, тем более если производитель сего и цену укажет близкую к $25-28. Не исключено, что вам достанется диск сомнительного происхождения. На нем, к примеру, может не оказаться меню и возможности интерактивного монтажа («Люди в черном», правообладатель «Видеосервис»); или 60-минутного куска, составляющего добрую треть в оригинале («Терминатор-2», правообладатель Twister); могут быть обрезаны края в широкоформатной картине («Калигула», Video DVD) и т. д. Вряд ли компании, обладающие правами на эти фильмы на территории России, обрадуются, что под их маркой выходит не лучшего качества продукт.

Очевидных причин такого «вольного» качества дисков может быть две: а) продукт «пиратский» (причем фильм мог быть попросту «снят» с исходника, минуя стадию мастеринга, когда формируется содержание диска и его основные параметры, либо - что еще хуже - перед вами DVD-копия с VHS-ленты); б) официальные производители поскупились на расходы, нужные для сохранения качества фильма, к примеру, на спецаппаратуру для концертной записи. Или вместо двухслойного диска запустили однослойный (первый дороже второго на 50 центов, что в трехтысячном тираже экономит как минимум 1,5 тыс. долларов), в результате чего фильм стал заметно короче.

Хорошо осведомленный о стиле работы пиратских студий, торговец Дмитрий утверждает, что обычно они обладают высококачественной и дорогой аппаратурой: «Плохое качество их дисков, скорее, из-за того, что люди хотят получить прибыль при наименьших затратах. Не тратя времени на отладку многоканального звука, ремастеринг, шлифовку и дубляж, они стремятся побыстрее выбросить товар на рынок. Обычно тиражирование нового диска занимает сутки-двое».

Продавцы более критичны к качеству фильмов, считает Дмитрий, у которого обширные знакомства среди торговцев «левыми» дисками: «Сначала берут один диск, смотрят, оценивают, довольно часто «разворачивают», поскольку бывает много брака, особенно в партиях, которые идут из Китая, с Украины по 5-10 долларов за диск. Взять хотя бы «Звездные войны. Эпизод-1» - снимали прямо с экрана, какое уж там качество… Но ведь клиенты не дураки, хоть и покупают по такой цене».

Незадолго до выхода на киноэкраны долгожданного «Властелина колец» в продаже появились копии фильма в формате VHS и DiVX, а спустя неделю-полторы после премьеры - и диски DVD. 90 шансов из 100 за то, что на диске ленточная копия, тем более что официальный релиз поступит в продажу лишь осенью.

В бой идут одни старики

5 февраля нашу страну посетил Джон Бонет, вице-президент по безопасности MPA (международной организации, представляющей права крупнейших кинокомпаний мира). В ходе визита его сопровождали представители РАПО, одним из учредителей которой является МРА. Бонет побывал на трех заводах - Repli Master, Roff Technologies и «Русобит-софт». В основном его интересовали возможности заводов с точки зрения обеспечения мер безопасности и защиты от пиратства. И внешним впечатлением он остался доволен (с заводами была договоренность о предстоящем визите). 18 марта в Москву прибудут еще двое вице-президентов МРА. По некоторым сведениям, их приезд связан с планами двух кинокомпаний разместить крупный заказ на одном из российских заводов. Возможный объем заказа - 0,5 млн. DVD-дисков ежемесячно.

Если это так, то конкурентами в получении этого заказа фактически могут оказаться три вышеупомянутых завода (и рекомендации Джона Бонета в таком случае будут учитываться в первую очередь). Причем два из них - Roff (находится в Одинцово под Москвой) и «Русобит-софт» (Москва), по словам Константина Земченкова, директора РАПО, все еще не работают официально: на Roff наладка оборудования завершена, осталось установить коды на зеркалах; на «Русобите» процесс наладки, продолжающийся уже несколько месяцев, до сих пор не закончен, что весьма странно. Как рассказал нам заместитель директора Repli Master Сергей Кузнецов, оборудование для выпуска DVD-дисков устанавливается быстро. Специалистам, которых приглашают из-за границы, хватает двух недель, чтобы запустить линию. По словам Кузнецова, инженер, производивший в августе наладку производственной линии на Repli Master, упоминал об аналогичной процедуре, проделанной им неделей раньше на заводе «Русобит».

Точных данных о том, сколько заводов на территории России изготавливают DVD, нет. Директор РАПО назвал пять: три вышеупомянутых плюс Disk Art (Москва) и Golden group (Зеленоград). Первый должен был получить лицензию в феврале, но помешали некоторые формальности. О втором информации очень мало. У РАПО имеются также сведения о том, что в России действуют еще несколько заводов, которые себя пока никак не афишируют. «Это чудовищно - одна линия может выпускать до 400 тысяч дисков в месяц. Пять заводов - до 2 миллионов дисков в месяц. А реальные заказы в России пока не превышают 100-120 тысяч. Но линии же не могут стоять - на что будет расходоваться их мощность? Вполне возможно, что на левую продукцию, пиратскую, потенциально опасную для Европы и других регионов», - говорит Константин Земченков.

Сегодня официально в России производят DVD-диски для 5-й зоны или мультизонные 13 фирм. Тираж около 2 тысяч дисков для одного фильма под силу поднять только крупной компании, мелкие делают по 500-1000 штук, особенно если не уверены, что фильм будет пользоваться спросом. Часто можно слышать весьма скептическую оценку рынка: тиражи не расходятся, покупателей мало. Большинство фирм, работающих в этом секторе, пока просто пытаются застолбить место на будущее.

Однако черный рынок DVD-дисков ширится, и правообладатели за этим пристально следят. По словам Ольги Нечаевой (Sony Pictures), еще два года назад рынок был в состоянии правового вакуума: «Нет правообладателя - некому и в суд подать на производителей-нелегалов. Наши первые фильмы в России появились в 1998 году. Мы были здесь единственными из мэйджоров (семь крупнейших кинокомпаний мира, включая Warner, Disney, 20 Century Fox, Paramount и др). Пока других «пиратили», мы не чувствовали ущерба и жили спокойно. Но сейчас ситуация изменилась. Крупные компании стали представлять в России свои права. И проблема пиратства стала общей».

Почин благородный, но пыл не велик, как говорится. «Сложно с этим бороться: можно пару раз сделать показательное расследование, но постоянно отслеживать видеопиратство в России невозможно, - говорит Дмитрий, продавец видеотехники. - Одних прикроют, возникают новые. Даже солидные фирмы при наличии собственных спецслужб перестают бороться с пиратами, хотя и страдают от недополученной прибыли».

Надежды на появление рынка дешевых дисков подогревают потребительский интерес к DVD. И хотя в последнее время поток пиратских дисков резко возрос, планка ниже 500 рублей опускается редко. На «Горбушке» сегодня можно найти фильмы по цене от 500 до 900 рублей. Бывает и меньше, хотя явно пиратские цены - 300-350 рублей - с большей вероятностью можно встретить в Интернете. На сайте вроде pchelk.wallst.ru/dvd.htm, например, «Властелина колец» предлагают за 12 долларов. Некоторые продавцы рекламируют свой товар с помощью спама. Так, «Компьютерра» оказалась включена в одну такую рассылку, инициатор которой предлагал мультизонные диски по 350 рублей с бесплатной доставкой по Москве. «Выбор более 400 фильмов включая новинки: «Властелин колец», «Одиннадцать друзей Оушена» и др., много мультфильмов («Шрек», «Атлантида»…) и музыки».

Некоторые специалисты полагают, что пиратство способно сыграть роль катализатора для развития рынка. «Пираты нам помогают - они продвигают рынок», - говорит Сергей Кузнецов. Что поделать - сильны традиции отечественного видеорынка. Так что напрасно DVD-форум поместил Россию в одну зону с Африкой. Вряд ли Африка способна тягаться с нами в пиратстве, не говоря уж о балете.

Cпособы защиты от копирования
«Честное использование» вне закона?
Как «исправить» firmware
Интернет-исследование dvd-рынка в россии
Из интервью вице-президента MPA по безопасности Джона Бонета

Способы защиты от копирования

Analogue Protection System (APS)

Чтобы понять, как действует система Macrovision, нужно немного знать о функционировании схем АРУ (автоматическая регулировка усиления) в видеомагнитофонах VHS. АРУ регулирует амплитуду записываемого видеосигнала (яркость), измеряя разницу напряжения между нижним уровнем строчного синхроимпульса и задней площадкой строчного импульса гашения. Система Macrovision добавляет в несколько строк сигнала в начале кадра фальшивые строчные синхроимпульсы со следующими за ними фальшивыми же задними площадками гашения, уровень которых чрезвычайно высок - примерно на 15% выше уровня белого. Видеомагнитофон считает, что ему на вход подается сигнал с чрезмерно высокой амплитудой и устанавливает минимальное усиление. Это приводит к тому, что реальная записанная картинка получается очень темной. Для исключения возможности просто поднять вручную уровень сигнала и получить приемлемую картинку уровень площадок гашения у фальшивых синхроимпульсов изменяется от кадра к кадру по некоторому простому закону.

Схема обхода такой защиты реализуется достаточно легко. Во-первых, необходимо выделить собственно синхроимпульсы, для чего можно собрать специальную схему на основе аналоговых компараторов и дискретной логики, но проще использовать специализированный детектор синхроимпульса, например, LM1881. С помощью одновибратора, запускаемого от кадрового синхроимпульса, выделяются строки, в которых система Macrovision размещает свои фальшивые импульсы. Второй одновибратор, запускаемый от сигнала «вспышки» цветовых поднесущих, выделяет в этих строках заднюю часть площадки гашения.

С помощью электронного ключа в момент совпадения сигнала обоих одновибраторов в видеосигнал вставляется реальный уровень черного, запоминаемый во время «вспышки» цветовых поднесущих простейшей схемой выборки/хранения. Некоторые старые модели видеомагнитофонов VHS, не полностью соответствующие спецификации разработчика этого стандарта - компании JVC - могут не реагировать на подобную систему защиты в случае, когда в них, к примеру, вовсе нет схемы АРУ. Устаревшие модели телевизоров могут неправильно реагировать на подобный видеосигнал, что проявляется в нестабильности верхней части изображения или в появлении полос на экране.

Сокращенный перевод фрагмента статьи
MacroVision FAQ, приведенной на сайте
www.repairfaq.org/filipg/LINK/F_MacroVision2.html

Криптанализ CSS (Content Scrambling System)

CSS (Contents Scrambling System) - это система шифрования, используемая при распространении фильмов на DVD. Ее основной целью заявлено предотвращение неавторизованного копирования содержимого диска посредством шифрования файлов и сохранения ключей в оборудовании.

В этой статье мы описываем CSS и показываем, что, даже если удастся надежно спрятать ключи в оборудовании, данные останутся незащищенными от неавторизованного копирования. Шифры настолько слабы, что контент может быть дешифрован и без ключей.

В каждом DVD-плейере содержится набор ключей, называемых ключами плейера. Плейер пытается расшифровать контент каждого нового диска набором своих ключей.

Каждый диск, в свою очередь, содержит блок данных с ключами, называемыми ключами диска, организованный следующим образом:

  • пятибайтный хэш расшифрованного ключа диска (hash)

  • ключ диска, зашифрованный ключом плейера 1 (dk1)

  • ключ диска, зашифрованный ключом плейера 2 (dk2)

    ...

  • ключ диска, зашифрованный ключом плейера 409 (dk409)

Предположим, что в наш плейер зашит ключ, имеющий номер 213. Тогда он выполняет следующее вычисление:

Kd = DA (dk213, Kp213).

Чтобы убедиться, что вычислен правильный ключ диска, он сравнивается с хэшем:

Kd = DA (hash, Kd)

Если равенство не выполняется, делается новая попытка со следующим ключом плейера.

Из этой проверки вытекает очевидная слабость защиты: ключ диска может быть найден без знания ключа плейера простым перебором всех 240 возможных Kd. Трудоемкость атаки может быть снижена до перебора 225 вариантов, что позволяет реализовать ее «на лету».

Другая очевидная атака заключается в том, что, зная один действительный ключ плейера, можно с помощью подобного перебора найти остальные ключи плейеров. Это можно сделать в фоновом режиме, используя в качестве отправной точки ключ, добытый предыдущим методом. Чтобы расшифровать содержимое диска, можно использовать ключ заголовка tk, расшифрованный с помощью найденного и проверенного ключа диска:

Kt = DB (tk, Kd)

Каждый сектор данных может быть зашифрован ключом, который вычисляется гаммированием Kt на указанных байтах из первых 128 незашифрованных байт 2048-байтного сектора. Расшифровка выполняется с помощью потокового шифра CSS. Шифр CSS был разработан для ключа длиной в 40 бит, чтобы удовлетворять ограничению правительства США на экспорт средств шифрования, и вследствие этого легко может быть взломан методом грубой силы (что, собственно, и являлось целью экспортных ограничений).Более того, даже эти 40 бит не используются должным образом, так как шифр подвержен атакам с гораздо меньшей вычислительной сложностью. CSS вряд ли можно назвать серьезным шифром - только что продемонстрировано, что его стойкость ниже номинальной длины ключа.

Если надежности этого шифра стремились достичь путем сокрытия его алгоритма в секрете, то это еще одно свидетельство того, что запутать - еще не значит защитить.

Сокращенный перевод статьи
Frank A. Stevenson. Cryptanalysis of Contents Scrambling System,
полный оригинальный текст см.:
www.xs4all.nl/~johanw/dvd/css

«Честное использование» вне закона?

Значение возни вокруг DMCA и пр. трудно понять без анализа ограничений на реализацию исключительных прав, предусмотренных законодательством об авторском праве (в англоязычной литературе используется термин «fair use» - честное использование). В частности, в российском Законе «Об авторском праве и смежных правах» эти ограничения (ст. 18-26) сконфигурированы так:

  • в отношении правомерно обнародованных литературных и прочих произведений (исключая компьютерные программы, БД, нотные тексты и книги целиком) допускается воспроизведение исключительно в личных целях без согласия автора и выплаты вознаграждения;

  • в отношении аудиовизуальных материалов и звукозаписей допускается воспроизведение исключительно в личных целях без согласия автора, но с выплатой (посредством института коллективного управления имущественными правами авторов) вознаграждения;

  • в определенных ситуациях (замещение утраченных единиц хранения библиотеками, копирование опубликованных статей по запросу частных лиц и пр.) также допускается свободное воспроизведение без согласия автора и выплаты вознаграждения.

Значение института fair use заключается не в том, что авторы получат вознаграждение по альтернативным каналам 1, а в том, что он намечает путь к ограничению злоупотреблений локальной монополией, возникающей при концентрации «имущественных» прав в руках отрасли.

Поскольку рациональный индивидуальный потребитель, вооруженный правами fair use, купит экземпляр, выпущенный медиа-отраслью, только в случае, если его цена меньше издержек «самодеятельного» копирования (включающих не только цену носителя и амортизацию оборудования, но и затраты на поиск того, кто предоставит свой экземпляр для копирования), отрасль как бы подталкивается к тому, чтобы предоставлять реальные услуги (передавать покупателям часть экономии на масштабе, достигаемой при промышленном тиражировании носителей, развивать и насыщать розничную сеть продаж экземплярами произведений широкого ассортимента и т. п.).

Очевидно, что институт fair use, при всем несовершенстве его конкретных реализаций в той или иной правовой системе, это - наряду с ограничением на срок действия «имущественных» прав и исчерпанием прав на экземпляры произведений, правомерно пущенных в оборот - лучшее, что придумало человечество для создания рыночной ситуации в обороте произведений, подпадающих под авторское право.

Не менее очевидно, что в медиа-отрасли это нравится отнюдь не всем, очень для многих просто скупать исключительные «имущественные» права и эмитировать неисключительные представляется более выгодной «бизнес-моделью» (в том же смысле, в каком любая финансовая «пирамида» выгоднее реального бизнеса).

Деятельное сопротивление реализации и развитию института fair use в XX веке шло в основном по двум линиям:

  • пропаганды идеологии «интеллектуальной собственности», фантастическим образом смешивающей институт собственности (оптимизирующий распределение и стимулирующий воспроизводство ограниченных ресурсов) и институт исключительных прав (направленный на вознаграждение и стимулирование творцов ресурсов изобильных);

  • лоббирования законодательств в направлении ограничения прав на fair use.

В последние десятилетия к ним добавилась и третья:

  • попытки воспрепятствовать реализации этих прав организационно-техническими методами.

Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда медиа-отрасль безнаказанно возводит технические препятствия на пути реализации прав, не только традиционно признаваемых за ее аудиторией, но и специально охраняемых законом. «Шифрование» и «зонирование» DVD-контента - один из примеров, так называемые электронные книги (e-books) - другой. Более того, государственные институты все чаще используются отраслью для преследования тех, кто пытается эти права отстаивать 2.

Сейчас на наших глазах в США, где медиа-отрасль наиболее сильна, две ветви власти (законодательная и исполнительная) уже прогнулись под тяжестью ее лоббирования (я имею в виду прежде всего их использование для политических преследований авторов и распространителей DeCSS и Advanced e-Book Reader), и мы с интересом ждем реакции со стороны третьей.

При всех различиях упомянутых случаев суть их одна: запугать исследователей и программистов, а последней мишенью становятся именно права на «честное использование» произведений 3.

Менее понятна вялость и явная неохота, с которой рассматриваются дела о распространении приемов «защиты контента» (кажется, до сих пор только в Австралии в отношении DVD Forum и его участников начато антимонопольное разбирательство).

И уж совсем не понятно молчание - и это в лучшем случае (к травле одного из авторов DeCSS Йоханссена присоединилось и его «родное» норвежское правительство) - остальных государств, которые безучастно взирают на нарушения и охраняемых законом прав национальной аудитории, и авторских прав своих граждан, и на угрозы академическим свободам и свободе слова.

Инструменты защиты последних, впрочем, существует. Это и гражданско-правовое преследование нарушителей 4, и, теоретически, даже уголовное, поскольку функции «защиты от копирования» напрямую подпадают под определение отличительных особенностей «вредоносных программ» («несанкционированное блокирование информации» из ст. 237 УК) 5. Вот только рвения со стороны правоохранительных органов в этом направлении не наблюдается.

Конструктивным выходом, возможно, было бы, во-первых, законодательно определить условия, при которых «защита контента», мешающая реализации прав «добросовестного использования», академической свободы и свободы конкуренции, может быть признана незаконной. Более радикальным решением была бы прямая зависимость охраны «имущественных» прав на произведения от соблюдения правообладателями законных прав пользователей при определении формы распространения произведений, защищающая отдельные правомочия от «пиратского» захвата независимо от того, какие правомочия и кем захватываются.

Максим Отставнов, [ maksim@otstavnov.com ]


1 (обратно к тексту) - В большинстве случаев не получат, поскольку предусмотренный законом механизм «коллективного управления имущественными правами» практически гарантирует, что такое «управление» сведется к поборам и вознаграждению тех, кто «успел к кормушке». Интересующихся отсылаем к разделу IV ЗоАП, и российская ситуация в этом вопросе отнюдь не уникальна.
2 (обратно к тексту) - Тем, кто интересуется подробностями, можно порекомендовать раздел «DVD-DeCSS» ресурса cryptome.org/cryptout.htm.
3 (обратно к тексту) - Шарлатанская «защита от копирования» не оказывает, да и не может оказать, никакого существенного влияния на пиратов, необходимость противостоять которым и выдвигается перед непросвещенной публикой в качестве повода для ее внедрения. Кстати, и DeCSS, и AeBR, и многие другие разработки показали, что нейтрализация «защиты» стоит на порядки дешевле, чем ее внедрение. Для пирата соответствующие издержки просто незаметны на фоне производственных расходов и рисков ведения регулярной противозаконной деятельности.
4 (обратно к тексту) - В России уже появляются прецеденты признания «защиты контента» незаконной коммерческой практикой, хотя говорить о них еще рано.
5 (обратно к тексту) - Интересно, что в отношении оборудования такой нормы нет.

Как «исправить» firmware

Процесс «коррекции» firmware в общем случае аналогичен применяемому для любых других программ. Микропрограмма считывается из привода либо посредством специальной утилиты, либо программатором с извлечением микросхемы памяти. Полученный код реассемблируется, затем в нем нужно найти место, где осуществляется проверка совпадения зоны диска и привода. Найти соответствующий участок программы не слишком легко, но некоторые признаки могут помочь это сделать, например, определенная последовательность команд или обращения к некоторым адресам. Далее условие или команды проверки (обычно это XOR с последующим условным переходом по равенству результата нулю) изменяются таким образом, чтобы переход всегда осуществлялся в сторону ветви, продолжающей нормальное воспроизведение диска. Исправленная микропрограмма снова записывается во флэш-память контроллера привода с помощью соответствующих средств, либо пишется программа для PC, выполняющая за один раз операции считывания, исправления и обратной записи микропрограммы. Несмотря на внешнюю простоту, для такой работы требуются навыки работы с микроконтроллерами и специализированное программное обеспечение (эмуляторы, дизассемблеры, отладчики), к тому же не всегда можно легко найти документацию по устройству и системе команд примененного в приводе микроконтроллера.

Описанный вариант не делает привод RPC1 приводом RPC2 1: на запросы устройство все равно отзывается как RPC1. Впрочем, с этой проверкой можно бороться уже программными средствами путем перехвата запросов от программы-плеера к приводу и подмены ответов, такую технологию реализует, например, программа DVD Region Killer.

Еще один вариант - полная замена микропрограммы - применяется, когда устройство выпускается в модификациях как RPC1, так и RPC2. В данном случае обычно достаточно просто перезаписать микропрограмму RPC2 в устройство RPC1.

Сергей Леонов, [ sleo@computerra.ru ]


1 (обратно к тексту) - О приводах RPC1 и RPC2 подробнее говорится в разделе «DVD-приводы».

Интернет-исследование dvd-рынка в россии

Особенность опроса в том, что он проводился на сайте, посвященном видео. А значит, круг респондентов ограничен теми, кто постоянно пользуются Интернетом и ищут информацию по видео и кино, то есть он недостаточно репрезентативен. Предлагаем вам статистику ответов на наиболее интересные вопросы.

Итак, опрошено 1513 человек.

Возраст?

до 18 лет (8%);
от 19 до 24 лет - 31, 2%;
от 25 до 35 лет - 47,5%;
от 35 до 54 лет - 13,1%.

Пол?

Мужчин - 93,6%;
Женщин - 6,4%.

На чем вы проигрываете DVD-диски?

на компьютере - 49,8%;
на DVD-плейере - 34,5%;
использую и то и другое - 15,7%.

Предпочитаемая марка DVD-плейеров?

Pioneer - 21,8%;
Sony - 16,0%;
Panasonic - 12,3%;
Toshiba - 7,1%;
Philips - 5,4%;
Другие - 37,4%.

Какие диски вы обычно покупаете?

мультизонные - 85,5%;
только 5-й зоны - 8,9%;
только 1-й зоны - 5,2%.

Сколько у вас дисков?

меньше 5 - 56, 6%;
от 5 до 10 - 20%;
от 10 до 15 - 8,9%;
больше 15 - 14,3%.

Где покупаете диски?

в специализированных магазинах - 50,1%;
на рынке - 28,4%;
в Интернете - 21,4%.

Данные предоставлены Sony Pictures

Из интервью вице-президента MPA по безопасности Джона Бонета

Как вы оцениваете деятельность РАПО?

- Сначала пиратская продукция ввозилась в Россию из Азии, но сейчас есть доказательства, что ее начали печатать внутри страны. В России официально 1 работают три завода по тиражированию DVD. Каждый из них способен выпускать до 400 тысяч дисков ежемесячно. Я посетил их все, и они вполне легальны, по крайней мере, внешне. Но наша служба разведки сообщает, что есть и другие заводы, которые производят именно пиратскую продукцию.

Кроме того, рынок насыщен еще более дешевыми пиратскими дисками с русским авторингом, импортированными из Китая. Ситуация на Украине гораздо хуже. Я был там и видел огромное количество продукции, которая, на первый взгляд, произведена в России и продается на шпинделе, без упаковки, по 6 гривен за штуку.

Мы понимаем, как трудно приходится РАПО. Видеопиратство - это преступление. Без вмешательства властей противостоять ему практически невозможно. Мне хотелось бы, чтобы правительство серьезно подошло к этой проблеме, вредящей не только финансовому положению компаний-производителей, но и экономике России. РАПО надеется на содействие властей и политиков, но во многих вопросах наталкивается на противодействие.

Какие шаги будут предприняты для борьбы с пиратством?

- Нам понадобилось несколько лет, чтобы разработать систему мер по борьбе с пиратами VHS. DVD - это новая отрасль. И РАПО совместно с MPA и компаниями, занимающимися мультимедийной продукцией и софтом, сосредоточили усилия на разработке технологий, которые помогут остановить пиратов. Проводятся регулярные рейды, и нет сомнений, что мы найдем места незаконного производства. Уже сейчас с помощью экспертов мы можем определить, на каком заводе и какой матрицей был изготовлен конкретный экземпляр пиратской продукции.

Довольны ли вы результатами визита?

- Россия - регион, который я курирую. Моя задача состояла в том, чтобы помочь РАПО оценить возможности местных DVD-заводов с точки зрения мер безопасности, а не технических мощностей. Я видел прекрасные системы безопасности, но контролировать каждого сотрудника очень сложно. Главное, что заводы дали согласие на то, чтобы сотрудники РАПО имели круглосуточный доступ на их территорию. Мне кажется, проблема в тех заводах, на которых я не был.

Предоставлено редакцией журнала «Total DVD»


1 (обратно к тексту) - Из трех заводов, где побывал Дж.Бонет - Repli Master, «Русобит-софт» и Roff Technologies - два последних все еще не работают официально, как сообщил нам директор РАПО К.Земченков.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.