Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Черно-белый компьютер

Архив
автор : Александр Яковлев   21.10.2000

В статье рассказывается об интерактивном синтезаторе Yamaha PSR-630. © «Компьютерра»

Gnes'у, моему единомышленнику, посвящается...


Наверное, я немного язычник. Не говоря уж о деревьях, реке, море и солнце, я склонен одухотворять и человеческие творения, машины. Например, автобусы "Икарус". Большие, желтые, осторожные, они мне представляются разумными существами - добрыми, чуточку грустными и благородными.


...Приглушенно-спокойным желтым светом горит широкий дисплей. Ровные ряды клавиш чуть поблескивают в полутьме. Безмятежно светится зеленый огонек дисковода. И сигнальные светодиоды-светлячки мерцают красным созвездием.

Регуляторы громкости на максимуме - но ни звука из мощных динамиков, устремивших к небу чаши своих рупоров. Внутри - по проводам, печатным дорожкам, полупроводникам - несутся мириады электронов. Мерно отсчитывает импульсы точный кварцевый резонатор. Техника послушно ждет команды человека.

Взмах руки, легкое касание клавиш. Ожили мембраны громкоговорителей. Мягкий звук, словно приближаясь издали, нарастает плавно и грозно... Пауза - и воздух взорвался ураганным аккордом. Fortissimo оркестра, в котором слилось все - и гулкий рокот литавр, и шумная барабанная дробь, и звенящее тремоло тарелок, и монументальный бас органа, и слаженный хор духовых, - тревожным увеличенным трезвучием властно зовет за собой...

...Это не концертный зал, не рубка звукооператора. Это и не студия звукозаписи, а всего-навсего - моя комната, где у окна стоит интерактивный синтезатор Yamaha PSR-630. Прошу любить и жаловать.

А любить есть за что... но давайте не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку.

Это занятные инструменты - интерактивные синтезаторы. Их еще называют домашними. Музыканты презрительно именуют их самоиграйками... но держат у себя дома, возят на далекие гастроли или даже непосредственно зарабатывают деньги - в клубах, ресторанах, на свадьбах. Любители гордо говорят: полупрофессиональные синтезаторы. А ближе всего они к урезанным рабочим станциям аранжировщика.

Кроме клавиатуры и тон-генератора (обычный набор синтезатора профессионального) в обязательном арсенале интерактивного инструмента - обширная библиотека стилей автоаккомпанемента. Марши, танго, джазы, регтаймы, вальсы, техно, рэп, пасадобль - для любой песни можно подобрать стиль. А дальше все очень просто. Задаешь темп, включаешь "интро" и "синхростарт" - и берешь аккорд. И зазвучит целый ансамбль. Умная машина распознает гармонию и раздает нотки бас-гитаре, роялю, струнным... Электронные барабаны (по звуку совсем как настоящие) четко отбивают ритм. Пой и подыгрывай себе или просто играй - правая часть клавиатуры выделена для солирующего инструмента. Дошел до припева - включил сбивку с автоматическим переходом на вариацию. И вот вступили новые инструменты, иначе зазвучал ансамбль. Нажата еще кнопка - кода, умолкли ударные, только скрипки на фоне затихающего баса поют светлым мажорным трезвучием.

Сто стилей автоаккомпанемента зашито в ПЗУ "Ямахи". Но сотней библиотека не ограничена - вставляешь в дисковод трехдюймовую дискету и загружаешь новые стили. А с помощью встроенного редактора можно создать свои. Шесть инструментов и две ударные установки выделены для каждого стиля. У каждого - две вариации. Вдобавок можно независимо друг от друга включать и выключать партии сопровождения и таким образом разнообразить аккомпанемент. А синтезатор понимает даже обращения трезвучий: если взять "соль-ми-до", в басу будет звучать именно соль, а не до, как на многих дешевых моделях. Так что можно играть и кадансовые аккорды.

Иногда надо сыграть подряд много песен. У каждой - свой стиль, свой темп, свои инструменты. Каждый раз задавать все заново - долго. Для этого предусмотрены 32 банка регистрационной памяти с четырьмя блоками. Нажатием одной из четырех кнопок моментально вызываются запомненные заранее многочисленные настройки. А банк перед этим выбирается из меню. Все банки со всеми настройками можно записать на диск - и хранить целую библиотеку настроек.

Сбивок - переходов между частями - всего четыре, а надо разнообразить исполнение. Для этого есть 40 банков по четыре фразы. Нажал кнопку - и добавил барабанную дробь, или арпеджио арфы, или глиссандо рояля, или веселый зов фанфар. Причем нужную тональность и темп исполнения определит сам синтезатор, ориентируясь на заданную в левой руке гармонию. Можно записывать и свои фразы.

Полноразмерная клавиатура - ровно пять октав (61 клавиша). Невзвешенная пружинная механика на этом синтезаторе удивительно отзывчиво и чутко реагирует на усилие: играя pianissimo, не боишься, что какая-то из нот вырвется грубо, громко, а до fortissimo запас велик, и чтобы его извлечь, нужно всерьез бить по клавишам. Так что выразительное исполнение дается нетрудно.

Удобное ребристое колесо сдвига высоты тона имеет регулировку: от одного до двенадцати полутонов в каждую сторону. Особенно хороши эти двенадцать полутонов с синтезаторными басами и гитарным овердрайвом: двухоктавное портаменто здорово впечатляет. А саксофон вмиг оживает, стоит сыграть с помощью этого колеса залигованный форшлаг.

Для выбора любых параметров помимо обычной цифровой клавиатуры и кнопок "+" и "-" есть очень удобное безупорное колесо. Этот универсальный регулятор чудесно подходит для плавного изменения темпа.

Встроенный секвенсор позволит вам записать до шестнадцати инструментальных дорожек. Запись ведется прямо на диск, так что длиной произведение практически не ограничено, чуть раздражает лишь медленная работа дисковода после записи каждого трека. Редактор позволяет переписывать отдельные такты: жаль только, что нельзя вырезать, копировать и вставлять. Записывать можно как с нуля, так и используя готовые стили автоаккомпанементов. На диск песни записываются как MIDI-файлы, а формат диска совпадает с форматом MS-DOS. Поскольку в инструкции этого не сказано, я провел два дня в Интернете в поисках утилиты для чтения ямаховских дискет на компьютере. Лишь потом догадался вставить диск в компьютер и просмотреть обычным "Диско командиром": оказывается, читается.

Благодаря наличию дисковода, "Ямаха" превращается в великолепный MIDI-проигрыватель: можно накачать из Сети MIDI-файлов, а потом устроить в компании концерт-караоке, выключая дублирующие голос партии, если они есть.

Названия файлов вводятся с помощью цифровой клавиатуры ровно так же, как на сотовом телефоне набирается текст сообщения. Только вот буквы под кнопками почему-то не нарисованы.

На большом дисплее одновременно отображаются: название и порядковый номер инструмента, наименование и номер стиля аккомпанемента, темп, номер такта, текущая доля такта, число транспозиции, типы включенных эффектов, номер активного банка регистрационной памяти, активность и уровень звучания каждой партии сопровождения, текущая гармония, громкость сопровождения и другие параметры. Однако расположены и нарисованы они так, что обилие информации не мешает ее восприятию.

Для исполнения музыки в альтернативных строях предусмотрено редактирование высоты каждой из двенадцати нот. Если не хватает мастерства играть основную партию аккордами, можно включить автогармонизацию, - и в соответствии с выбранным типом и заданной в левой руке гармонией к основному голосу будут добавлены терции, квинты, сексты, обогащая звучание.

К синтезатору можно подключить две педали: продолженного звучания (sustain, "правая") и громкости. Причем каждой можно назначить одну из бесчисленных функций: пуск/останов аккомпанемента, "интро", кода, переход к вариации, переключение банка регистрационной памяти, "живое" задание темпа (постучать ногой по педали!), пауза, изменение окраски звука, состенуто, задержка баса (bass hold) и другие... Последняя из упомянутых - очень удобная функция, применение которой добавляет выразительности аккомпанементу. Допустим, тональность ля минор. Задали первую гармонию, нажали педаль, не отпускаем. Берем субдоминантное трезвучие - "ре-фа-ля", а в басу звучит "ля". Доминанта, - а в басу "ля" органным пунктом, как бы сохраняющим общее настроение, подчеркивающим мимолетность неосновных гармоний. Следующая фраза, отпустили педаль, взяли вновь субдоминанту, - и бас вырвался на свободу, ожила, тронулась композиция - и так до тех пор, пока вновь не нажмем педаль...

Многочисленны разъемы на тыльной панели синтезатора. Правый и левый каналы выведены раздельно; одна из розеток (типа джек) предназначена для использования с монофонической системой, и туда подается смешанный сигнал из обоих каналов, если вторая розетка не задействована. Кроме 5-штырьковых разъемов MIDI in и out есть интерфейс для непосредственного подключения к компьютерному последовательному порту - RS-232 (PC) или RS-422 (Macintosh). Разъем для наушников - все тот же "большой" джек - выведен на переднюю панель.

Синтезатор благодаря мощному встроенному усилителю (2х6 Вт) и, особенно, дисководу, отличается прожорливостью: заявленный потребляемый ток составляет два ампера. По крайней мере, я немедленно после покупки сжег одноамперный блок питания (жалко было отдавать 30 долларов за фирменный ямаховский) и купил трехамперный советский - за 10. Синтезатор может работать и от батарей (6 штук типа "D" - самых больших, круглых), но садятся они быстро - их рекомендуется использовать лишь как источник энергии для ОЗУ.

Высокая отдача по басам собственной акустики обусловлена наличием двух портов фазоинверторов, сквозь которые видна утрамбованная вата. Если поднести руку к черному устью и извлечь звук басового барабана, в пальцы ударит мощный поток воздуха. Встроенных акустических систем (два двенадцатисантиметровых динамика) с лихвой хватает на большую комнату.

О качестве сэмплов и звучания вообще я много писать не буду. В предыдущих статьях на музыкальные темы я уделил этому достаточно места. Напомню только, что благодаря технологии слоев (layers) тембры, скажем, рояля и барабанов при сильном и слабом нажатии клавиши - отличаются значительно. Звук мощный, убедительный, богатый, прохладный, яркий и очень музыкальный.

Напоследок "голые" цифры. 680 голосов (480 XG, 200 "панельных"), 10 ударных установок, среди которых 2 стандартные, камерная (room), роковая, электронная, аналоговая, танцевальная, джазовая, "метелочная" (brush) и классическая, 2 набора спецэффектов, 32-нотная полифония, эффект-процессор (13 типов реверберации, 12 - хоруса, 46 DSP), 4 мегабайта памяти, 34 типа опознаваемых аккордов.

Прошлой зимой я этот синтезатор купил на Митинском рынке за смешные (пару лет назад он в музыкальных магазинах стоил 1000 долларов) деньги: 530 баксов. В 10, как я уже говорил, обошелся советский блок питания, в 20 - советская же подставка, в 30 - фирменная ямаховская "правая" педаль; левую я пока не удосужился приобрести. Еще замечательно стыкуется с инструментом (если не использовать отдельную стереосистему) сабвуфер Yamaha YST-MSW10. Подаренный почему-то Козловским мне (вместе с колонками). Теперь, если их разлучить, они будут скучать...

...Еще ночная Москва, пять утра. Мчится по кольцу "Волга", за рулем неутомимый Gnes, на заднем сиденье сладко сплю я, а в багажнике лежит "Ямаха". Мы возвращаемся домой с вечеринки, и просыпающиеся "Икарусы" приветливо моргают нам желтыми поворотниками.

Обсудить материал можно в форуме.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.