Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Отставнов vs. Костоев: "алгебра совести" на практике

Архив
автор : Михаил Ваннах   23.11.1999

Предыстория конфликта, который я хочу разобрать в этой колонке, прекрасно известна постоянным читателям "Компьютерры".


В #319, а еще раньше - в электронной версии "Терры" Максим Отставнов высказал свое мнение о ранее опубликованном предложении фирмы Microsoft и примкнувшего к ней Business Software Alliance "настучать" на начальников, пользующихся нелицензионным программным обеспечением, по прилагаемому телефону. Также Отставнов пытался выяснить отношения по этому поводу с Гамидом Костоевым, менеджером по маркетингу Microsoft Moscow. Костоев от беседы "уклонился", как оценил его поведение Отставнов.

История эта показалась мне интересной тем, что на ее примере можно проиллюстрировать суть работ известного философа, эмигранта из России и гражданина США Владимира Александровича Лефевра. Кстати, Максим Отставнов в одной из своих колонок ссылался на его работы.

Мировую известность Владимиру Лефевру принесла книга "Алгебра совести" (Lefebvre V. A. Algebra of consience. Dordrecht-Holland, 1982). Посвящена эта работа проблеме рефлективности человеческого сознания, казалось бы, очень специальной. Но читали "Алгебру совести" очень многие. В США она стала научным бестселлером. Эмигранты, и не только советские, покупали и изучали ее, совершенно не имея лишних денег и лишнего времени. Почему?

Оказывается, проблемы рефлексии, направленности человеческого сознания на самого себя, проблемы "структуры души", проблемы соотношения "сознание-тело", кроме собственно научного и методологического значения, актуального для философов, психологов, священников и педагогов, имеют некоторые следствия, очень важные для осознания природы взаимоотношений людей в различных социумах и различных культурах.

Рассмотрим работы Лефевра в сверхсжатом изложении. Ранее было известно два подхода к моделированию ментальной деятельности человека: дискурсивные рассуждения, базирующиеся на формальной логике, и реакции с самонастройкой, лежащие в основе бихевиоризма. Владимир Лефевр же создал третье, революционное направление, обосновав существование в человеческом мышлении рефлексивных структур. Кратко их суть может быть описана примерно так.

Пусть есть человек как субъект познания. У него в "мозгу" содержится некоторая модель мира. Человек, если глядеть на него "со стороны", представляет собой сочетание и его самого, и его представления о мире. Но в представление человека о мире входит и представление человека о нем самом. Так возникает рефлексия как имманентное свойство сознания, так возникают рефлексивные структуры...

Структуры рефлексии можно рассматривать до бесконечности. Но, ограничив область рассмотрения вторым уровнем, Лефевр получил много очень важных для практики выводов. К примеру, Лефевром была рассмотрена известная евангельская притча о фарисее и мытаре: "всякий возвышающий сам себя сам унижен будет и унижающий себя возвысится" (Лк. 18:9-14).

Но к теме этой колонки прямое отношение имеет другое открытие Лефевра. Открытие различий между рефлективными структурами, порождающих различные стереотипы поведения, принятые в разных культурах.

В любой этической системе нормальный человек старается поступать так, как он ведет себя в своем собственном представлении, повышая тем самым собственный статус в своих собственных глазах. Но вот структуры рефлексии, определяющие этические системы, бывают разными. Разными на уровне логики, заложенной в основу рефлексии. В одних структурах соединение вещей, имеющих "позитивную" и "негативную" оценку, оценивается как "позитивное", а разъединение, как "негативное". В других - совсем наоборот...

Первые структуры допускают возможность совершения, пользуясь выражением поэта Наума Коржавина, "зла во имя добра", а вторые структуры такую возможность отрицают.

Вторые структуры стремятся к компромиссу, а первые порождают конфликт. Так, в исследованиях, проводимых в США Викториной Лефевр и Владимиром Лефевром, было выяснено, что эмигранты из СССР склонны считать правомерным подсказывание другу на экзамене, лжесвидетельство на суде для спасения невиновного, наказание преступника строже, чем это предусмотрено законом. Ну а "настоящие американцы" такие возможности в большинстве своем отвергают. В американской культуре высока готовность идти на компромисс, пытаться избежать конфликта даже с риском для себя... Бывшая советская культура учила людей прямо противоположному. И не только советская. Аналогичные структуры поведения присущи и выходцам из других стран третьего мира...

И именно поэтому иммигранты читали книгу Лефевра, пытаясь разобраться в том, как устроен мир, в котором они теперь живут. Как люди в этом мире относятся к своей совести, и почему этот мир так уютен и благоустроен...

Позже Владимир Лефевр развил свои идеи в Lefebvre V. The Fundamental Structures of Human Reflexion. The Structure of Human Reflexion. The Reflexional Psyhology of Vladimir Lefebvre. Peter Lang Publishing, 1990 и других работах. С ними очень интересно ознакомиться всем, кого занимает проблема функционирования такой вычислительной системы, как человеческий разум.

Нам же остается проанализировать "алгебру конфликта" между Отставновым и Костоевым. Что здесь есть "зло", а что "добро"?

"Зло", безусловно, подстрекательство к доносам в условиях современной России. Я постоянно осуществляю свое пастырское служение в "домах скорби" и знаю, что такое наша "правовая" система, не понаслышке... Так что BSA следует быть куда осторожнее, перенося понятия западных стран на здешнюю почву. Слишком уж много невинных перемолото здесь жерновами кровавых мельниц...

Microsoft, конечно же, права в том, что для коммерческих организаций абсолютно неправомерно использование "пиратского" программного обеспечения. Кражу нельзя оправдывать условиями "экономического кризиса".

Отставнов прав, пытаясь остановить поощрение доносительства в "компьютерной" среде. Вряд ли можно осуждать сотрудника транснациональной корпорации Костоева за попытку "ухода" от конфликта: у него есть заокеанские начальники, которым невозможно втолковать, что такое российские правоохранительные органы. Мне, помню, стоило большого труда втолковать своим зарубежным коллегам, что те, кого они звали "реформаторами", на самом деле просто воры.

Однозначного решения этого конфликта я не знаю - он ведь рефлексивен. Но надеюсь, что до дуэли между Отставновым и Костоевым, как в свое время между Волошиным и Гумилевым, тоже достойными людьми, все же не дойдет...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.