Архивы: по дате | по разделам | по авторам

ID-cards: о старый, новый дивный мир!

Архив
автор : Игорь Гордиенко   09.03.1999

Вновь и вновь средства массовой информации и общественность Соединенных Штатов возвращаются к обсуждению предмета, который на самом деле стар, как мир. Речь идет о персональной идентификации жителей государства. Формальным поводом к тому, чтобы опять закипели страсти, стало прошлогоднее решение федерального министерства транспорта (Department of Transportation), затребовавшего от властей штатов непременного включения в водительские права номера социальной защиты (Social Security Number - SSN) и (позднее) биометрической информации, например, отпечатков пальцев. В чем суть проблемы? Почему само упоминание персональной идентификации действует на поборников демократии и либертарианцев, как красная тряпка на быка?

Вновь и вновь средства массовой информации и общественность Соединенных Штатов возвращаются к обсуждению предмета, который на самом деле стар, как мир. Речь идет о персональной идентификации жителей государства. Формальным поводом к тому, чтобы опять закипели страсти, стало прошлогоднее решение федерального министерства транспорта (Department of Transportation), затребовавшего от властей штатов непременного включения в водительские права номера социальной защиты (Social Security Number - SSN) и (позднее) биометрической информации, например, отпечатков пальцев. В чем суть проблемы? Почему само упоминание персональной идентификации действует на поборников демократии и либертарианцев, как красная тряпка на быка?


"Вы должны любить Старшего Брата.
Повиноваться ему мало - вы должны его любить".
Дж. Оруэлл. "1984"


   Tesserae
   История персональной идентификации, в частности карточек (ID-cards), стара и по большей части весьма неприглядна. Еще в Римской империи более 2 тыс. лет назад использовались таблички, так называемые тессера (tesserae), которые должны были иметь при себе граждане, солдаты и рабы. У каждого была своя уникальная табличка... Рабам, правда, чаще выжигали тавро. Карточки вводились и в странах, участвующих в больших войнах, - как дешевое и эффективное средство учета и распределения людских и материальных ресурсов. И сегодня военные и государственные служащие в большинстве стран имеют идентификационные номера. В Южной Африке во времена апартеида карточки использовались для сегрегации жителей. Как тут не вспомнить и о совершенно бесчеловечных способах идентификации людских особей в годы Второй мировой войны, о номерах узников лагерей...

   Если в ретроспективе материальным носителем идентификатора чаще всего являлся бумажный документ, то сейчас речь идет главным образом о пластиковых картах, имеющих тот или иной механизм хранения (и, возможно, обработки) персональных данных. Этим механизмом могут быть магнитные полосы, микропроцессоры, оптическая память. В настоящее время карты (или схемы) персональной идентификации в разных формах применяются в более чем ста странах. Проще сказать, где их нет. Персональной идентификации определенно нет в Ирландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, странах Скандинавии, Японии. Пока нет и в США.

   Решающим признаком того, наличия или отсутствия в стране системы персональной идентификации, является, по-видимому, следующее обстоятельство: если госслужащий может потребовать от частного лица предъявить некий символ (пластиковую карточку, бумажку, пароль), на основании которого немедленно будут сделаны выводы относительно качеств этой персоны, система идентификации существует. Если у человека такого символа нет (не важно, по какой причине), то он может быть задержан (ограничен в свободе) до выяснения обстоятельств. В этом плане в России система персональной идентификации существует. Как известно, без паспорта, особенно в Москве, лучше по улицам не ходить. Кстати, в большинстве стран карточки и являются аналогом нашего внутреннего паспорта.

   Но дело не в самом наличии каких-то систем персональной идентификации. Это было и будет. У каждого есть свидетельство о рождении, дипломы об образовании и заслугах, свидетельства гражданского состояния - женился, развелся и т. д. Все эти документы идентифицируют владельца - каждый в своем аспекте. Мы же рассмотрим вопрос в другой плоскости.

   Устройство карточных систем специфично для каждого государства. Одним из признаков жесткости системы идентификации является объем и степень детализации информации о субъекте, связанной с его уникальным идентификатором. В Малайзии действует одна из самых развитых систем такого рода. Там карточка на персону включает следующие данные: имя, дата рождения, пол, имена родителей, исповедуемая религия, этническая принадлежность, физические характеристики, фотография, отпечатки пальцев и идентификационный номер. Кроме того, эти карточки разных цветов: синяя - для граждан, красная - для постоянно проживающих, зеленая - для временно проживающих, коричневая - для бывших заключенных или диссидентов.

   Правительство Южной Кореи продвигает проект электронной системы персональной идентификации граждан на смарт-картах (Citizen Card). На такой карточке будут записаны следующие типы персональных данных: сведения из личной карточки, используемой в настоящее время (не столь информативной), водительские права, медицинская страховка, наличие государственного пенсионного обеспечения, определение статуса (резидент/нерезидент), сканированные отпечатки пальцев и пр. Власти планируют выдать карточки всем жителям страны уже в 1999 году. Одновременно создается гигантская компьютерная сеть. Частная информация, хранящаяся в чипах карточек, будет консолидироваться в гигантских базах данных, которые будут подконтрольны властям.

   Пока нет общего мнения о необходимости введения единой системы персональной идентификации в Европейском Союзе. Тем не менее, в одиннадцати странах из пятнадцати, входящих в Союз, некоторые идентификационные схемы имеются. Вообще, мнения частных лиц об их национальных системах персональной идентификации можно без особого труда обнаружить в Интернете, что часто свидетельствует о весьма либеральном характере самих этих систем. А в некоторых странах попытки ввести системы персональной идентификации были признаны неконституционными. Могу упомянуть Венгрию (1991 год) и Филиппины (24 июля 1998 года).

   В наши дни во всех развитых странах информация о частных лицах хранится в сотнях различных компьютерных баз данных, принадлежащих властям и корпорациям. С ней могут делать все, что угодно: обобщать, анализировать, направлять куда надо... А поскольку компьютеры становятся все более взаимосвязанными, растет системный эффект знаний о частных лицах. Используя каналы скоростных коммуникаций и развитые системы анализа информации, на основании некоего простого входного идентификатора можно немедленно получить исчерпывающее досье на кого угодно. Новые исследования в генетике, медицине, усовершенствование систем социального обеспечения, развитые транспортные системы, электронные коммуникации и финансовые транзакции поразительным образом увеличили объем детальных сведений (которые можно коллекционировать, обобщать, анализировать) о субъектах. Этому же способствуют новые международные договоренности об обмене информацией в разных областях.

   Итак, сущность современной проблемы персональной идентификации заключается в следующем. Развитие микропроцессорных и коммуникационных технологий позволяет легко вводить многофакторную динамическую персональную идентификацию, которая дает все возможности для постоянного контроля и мониторинга субъекта. А это и есть разрушение privacy, частного самодостаточного и независимого существования субъекта и его собственной среды. И, как известно, краеугольного камня демократии a la Americana.

   Исподволь...
   Для того чтобы в полной мере оценить обоснованность тревоги противников ID-cards в США, стоит обратиться к истории карточек в Австралии. Там, как известно, эта идея была в конце концов отвергнута. Но во время продолжительных дебатов публике стал известен меморандум правительства (для служебного пользования) и, в частности, такой замечательный пассаж: "Очень важно свести к минимуму любую реакцию общественности на внедрение системы (ID-cards. - И.Г.). Единственной возможностью является поэтапный подход к внедрению, когда сначала в систему будет вводиться информация, в наименьшей мере затрагивающая чувства частных лиц, а затем, с помощью заранее предусмотренных механизмов, будут вводиться дополнительные уточненные данные - на следующих стадиях, когда восприятие системы общественностью станет более лояльным". Что и говорить, безотказный прием...

   В США давно имелась солидная стартовая позиция для создания единой национальной системы персональной идентификации. Это уже упомянутые SSN. История их такова. Еще в 1935 году был принят Закон о социальной защите (Social Security Act), ответственным исполнителем которого было назначено министерство финансов (Treasury Department). Годом позже министерство изобрело SSN. В 1944 году президент Рузвельт потребовал, чтобы все федеральные ведомства в обязательном порядке применяли SSN. В 1961 году указания номера начала требовать Служба внутренних доходов (IRS - Internal Revenue Service) - налоговый орган. В 1970 году американские банки сделали SSN обязательным атрибутом клиента. В 1977 году без указания номера уже нельзя было получать льготы на продукты питания (food stamp), а в 1982 году номер стали требовать от всех получателей любых правительственных субсидий. Именно зависимость доступа к системам государственного обеспечения от наличия персонального идентификатора и вызывает особую озабоченность противников ID-cards. Тут попахивает тоталитаризмом...

   И вот в июне этого года министерство транспорта потребовало включить SSN в водительские права, которые, как известно, являются основным удостоверением личности в США. Есть обоснованное мнение, что противиться включению SSN в водительские права уже бесполезно. Тем более что в некоторых штатах (например, Иллинойсе) это уже существующая практика. Согласно другим решениям правительственных органов, после октября 2000 года новые лицензии придется предъявлять в обязательном порядке во всех случаях обращения к государственным службам: при посадке на самолет, при получении паспорта, при обращении за медицинской помощью по программе Medicare, - другими словами, в обычных жизненных ситуациях, до сих пор разрешавшихся автоматически, гарантированно.

   Собственно, того же требует Закон о реформе социального обеспечения (Welfare Reform Act) от 1996 года: власти штатов должны требовать SSN от каждого, кто делает заявку на правозаконное действие любого типа - от вступления в брак до рыбной ловли. Все штаты намерены перевести систему социального обеспечения на смарт-карты не позднее 2002 года. Какова стоимость замены 277 млн. имеющихся в настоящее время бумажных и пластиковых сертификатов? Если это будут относительно несложные карточки, то реформа обойдется в 3,9 млрд. долларов, если совершенные карточки с чипами или лазерной оптикой - то до 9,2 млрд. долларов.

   На рассмотрении в Конгрессе находится еще несколько законопроектов, которые предполагают создание очередных гигантских национальных баз данных, в основе которых лежат все те же SSN.

   Цветочки и ягодки
   Возражать против повсеместного внедрения SSN практически невозможно: в 1996 году был принят закон, задуманный как мера пресечения нелегальной иммиграции. Именно национальные ID-cards являются основой и частью более широкого пакета контроля иммиграции. Это позволяет взглянуть на проблему под совершенно иным углом зрения: карточки должны быть защищены от подделки и неправомерного употребления.

   Раздел 274A Закона об иммиграции и национальности (Immigration and Nationality Act) требует обеспечить надлежащую защищенность карточек SSC (Social Security Card). Прототипы защищенных карточек уже есть. Еще год назад Конгрессу был предоставлен доклад, в котором указано, что для обеспечения нужного уровня защищенности новые карточки должны включать фото владельца, скрытые оптические элементы, магнитные полосы, чипы и - самое важное! - биометрические идентификаторы.

   Служба иммиграции и натурализации (Immigration and Naturalization Service) в апреле прошлого года уже продемонстрировала новый образец Green Card, включающей такие элементы защиты, как голограммы, лазерная гравировка и кодирование данных на магнитной полосе. Такие карты вскоре будут выдаваться всем новым иммигрантам, которые с безусловной готовностью сдадут отпечатки пальцев и образцы голоса в компьютерные базы данных.

   Есть еще и Закон об унификации и учете в области медицинского страхования (Health Insurance Portability and Accountability Act), тоже от 1996 года, требующий создания единых национальных медицинских идентификаторов. В середине лета текущего года специальная рабочая группа в докладе курирующему ведомству предложила такие альтернативы медицинскому идентификатору: SSN; усовершенствованный и расширенный SSN; код, основанный на дате и времени рождения; биометрический идентификатор (отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки, голосовые данные, структура ДНК). Главный вывод в том, что включение биометрии весьма желательно, почти необходимо.

   Ну, а в пяти штатах - Джорджии, Калифорнии, Колорадо, Техасе и на Гавайях - все желающие получить водительские права уже должны предоставить отпечатки пальцев. Они хранятся в электронной форме вместе с фото, подписью и другими персональными данными владельца лицензии.

   "Не знаешь - научим, не хочешь - заставим"
   Любые нововведения в области карточек персонального учета в США проходят под официальной вывеской добровольности. Получать карточку никто вроде бы не заставляет. Но тогда невозможно устроиться на работу, получить деньги в банке, обратиться за медицинской помощью, записаться в библиотеку, водить автомобиль, путешествовать...

   В ближайшие несколько лет дебаты вокруг универсальных карточек будут разгораться. Причина проста: методы биометрической идентификации бурно развиваются, и в то же время они уже стали любимыми игрушками бюрократических институтов (читай - правительства и корпораций). Уж очень удобно с помощью уникального идентификатора персоны получать и консолидировать данные. Давление со стороны бюрократов, ратующих за повсеместное использование идентификаторов, нарастает, и те схемы, которые существуют уже много лет, продолжают мигрировать в сторону принудительного применения. Как только универсальная система ID-cards утвердится, будет достаточно малого шага, чтобы требовать карточку в любых ситуациях. Естественно, все это будет вызывать растущее противодействие защитников конституционных принципов. Более того, ярыми противниками самой идеи национальной системы персональной идентификации являются республиканцы.

   А нам все равно?
   Какой прок от обсуждения того, что происходит с персональной идентификацией в США? Дело в том, что в определенном смысле США были и остаются международным эталоном применения норм демократии - не важно, хорошо это или плохо. И если универсальные системы персональной идентификации станут у них нормой de facto, при нынешних тенденциях развития технологий фильмы о вживленных при рождении чипах персонального контроля и мониторинга уже перестанут быть дурными фантазиями. Здесь - граница свободной воли в свободном мире, то есть край того, что было дано людям Господом.

   Ну, а тем временем появляются пока еще не вполне внятные, но определенно небеспричинные сообщения о грядущем введении в Москве "карточки водителя", за которой должна появиться и "карточка москвича". Вот чуть-чуть оклемаемся от финансовой немочи...

   Представьте: через карточку идут все платежные операции; мало того, она позволяет следить за географическим положением владельца. Кстати, это совсем не выдумка: во многих американских корпорациях посетителям выдают в качестве пропуска активные бэджи. И попробуй закрой такой бэдж в металлическую коробочку! Это ведь частная территория! Все под контролем: телефонные разговоры, поездки, полеты, обмен валюты, в такую карточку совсем не сложно динамически ввести любую новую функцию, например, подслушивания...

   Определенной альтернативой всем этим узурпаторским идеям являются проекты открытых карточных систем, в частности, многофункциональных карточек Multos, продвигаемых международным консорциумом MAOSCO. Об этом нужно обязательно говорить. Но отдельно.

   А вообще, чтобы добавить оптимизма, скажу следующее. С моей точки зрения, наш мир имеет замечательное свойство: подделать (скопировать, модифицировать, уничтожить) информацию куда проще, чем ее материальный носитель. Есть данные (из Интернета), что стоимость официального обзаведения новой карточкой взамен потерянной и стоимость нелегального изготовления дубликата (либо артефакта) соотносятся, как 30:1. И если изменение информации вызывает общественные потрясения, то в этом, как говаривали классики марксизма-ленинизма, нужно видеть чьи-то интересы.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.