Архивы: по дате | по разделам | по авторам

3D, великий и ужасный

Архив
автор : Михаил Попов   09.02.1999

   Четвертый дикарь
   1 февраля компания S3 представила графический чип, который может в середине года совершить "бархатную революцию" на рынке 3D-акселераторов. Поскольку он является прямым наследником Savage3D, название выглядит вполне логично: Savage4. Четверку в имени можно считать порядковым номером, а можно и указанием на одну из ключевых черт нового чипа - поддержку режима AGP 4x. Среди других интересных особенностей - использование технологии сжатия текстур S3TC и полная поддержка цифровых плоскопанельных мониторов.

   Скорее всего, при разработке Savage4 сыграло роль улучшение отношений S3 с Intel, выразившееся в недавнем обмене лицензионными соглашениями. Intel, кстати, провозгласила компанию S3 флагманом в продвижении своего нового стандарта. Одновременно с объявлением самого чипа S3 сообщила, что заключила с компанией Diamond Multimedia соглашение о стратегическом партнерстве. Это значит, что именно Diamond будет первым производителем графических карт на основе Savage4.

   Хотя компания S3 и упоминает об инженерных и бизнес-приложениях, основная цель всех новинок и улучшений в Savage4 - игры, ставшие в последнее время одним из главных резонов апгрейда процессоров и графических карт. Так, например, технология сжатия текстур S3TC позволяет качественно, зримо улучшить проработку деталей трехмерных поверхностей. Разумеется, в тех приложениях (читай, играх), которые эту технологию поддерживают. Пока список невелик: Unreal, Quake3 Arena, Half-Life, Anachronox, Expendable и TrueSpace4, но и этого многим уже достаточно. В Savage4 объявлена также поддержка Microsoft DirectX 6, но для новых графических ускорителей это скорее стандарт, нежели что-то особенное.

   Среди других новинок - однопроходное мультитекстурирование. Цель та же: увеличить скорость вывода и детализацию изображения. Среди программ, поддерживающих эту технологию, мы видим старых знакомых: Quake, Unreal и Half-Life. Как утверждают в S3, Savage4 позволяет выводить графику в 32-битном цвете, не снижая частоты кадров (frame rate). В довершение можно заметить, что новый чип поддерживает оба конкурирующих набора инструкций - SIMD (бывший KNI) и 3DNow!, - используемые соответственно в процессорах Pentium III и K6-2 с K7. Кроме того, компания сообщает, что в Savage4 будет встроена технология "компенсации движения", позволяющая несколько улучшить вывод видео с DVD и разгрузить при этом основной процессор компьютера.

   S3 собирается выпустить две модификации Savage4, нацеленные на средний и нижний сегмент рынка персональных компьютеров. Та, что получше, будет называться Savage4 PRO и обладать вышеупомянутой поддержкой AGP 4x, рабочей частотой 143 МГц и локальной памятью 32 Мбайт. Savage4 GT будет попроще и подешевле: AGP 2x, частота 125 МГц и 16 Мбайт памяти.

   В настоящее время новый чип существует в виде рабочих образцов, а массовый выпуск намечается на второй квартал. Это значит, что первые системы на основе Savage4 следует ожидать не раньше третьего квартала. Ориентируясь на то, что сам чип будет стоить около 25 долларов (в партиях по 10 тыс. штук), эксперты предсказывают цену графического адаптера в 100 долларов в минимальной конфигурации и 150 долларов - в максимальной.

   СисТриста
   Выпустив чип Savage4, компания S3 громко назвала его первым продуктом, поддерживающим интерфейс AGP 4x. Это, мягко говоря, оказалось не совсем так. Двумя днями раньше, 28 января, компания Silicon Integrated Systems объявила собственный новый трехмерный ускоритель с поддержкой AGP 4x, при этом скромно умолчав о первородстве (может, из-за отсутствия столь тесной дружбы с Intel). Представленный компанией чип носит удачное для русского языка, но трудно произносимое по-английски название SiS300. Одновременно был также объявлен работающий с ним в паре видеочип SiS301.

   Поскольку многие характеристики ускорителей от SiS и S3 совпадают (128-разрядный конвейер данных, поддержка AGP 4x, поддержка цифровых мониторов, улучшенное воспроизведение DVD, поддержка Microsoft DirectX 6), интересно остановиться на различиях. Существенное различие, по сути, у них лишь одно: SiS300 не поддерживает технологию сжатия текстур S3TC. Изготавливаться и тот, и другой чип будут по 0,25-микронной технологии. Близки также их рабочие частоты. Абсолютно совпадает цена: 25 долларов в партии от 10 тыс. штук. Как и Savage4, SiS300 сейчас доступен в виде образцов, а массовое производство намечено на апрель.

   Судя по описаниям, Savage4 слегка опережает своего конкурента. Окончательные же выводы можно будет сделать только после выхода первых графических адаптеров на основе новых чипов от SiS и S3. И не в последнюю, а чуть ли не в первую очередь их успех будет зависеть от качества написания драйверов, на которые у производителей не хватает времени.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.