Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Shareware or not shareware?

Архив
автор : Александр Агамов   30.03.1998

Приходилось ли вам испытывать досаду, когда среди изобилия товаров не удается найти именно то, что нужно? Наверняка приходилось, и это закономерно: вкусы людей были и будут тоньше и многообразнее свойств предлагаемых товаров и услуг. С этой точки зрения программы, в том числе shareware, мало чем отличаются от продуктов материальных.

Господствует мнение, что, покупая программу, мы заранее оплачиваем некоторый объем услуг. Для shareware это утверждение не корректно. В этом случае мы платим за программу, удовлетворяющую именно нашим потребностям, и, самое главное, - за возможность улучшать программы в дальнейшем, причем именно так, как это нужно нам.

Да, действительно, и коммерческий Microsoft Word развивается. Но когда крупные компании говорят о пользователях, то имеют в виду группы пользователей, на которых и ориентируются. Учитывать мнения и вкусы каждого индивидуума они не в состоянии. И в этом плане корпорации можно сравнить с крупными швейными фабриками, выпускающими ширпотреб, а разработчиков shareware - с искусными портными и модельерами, работающими по индивидуальным заказам.

Управдом из кинокомедии "Бриллиантовая рука" говорила, что доверять людям нужно в самом крайнем случае. Я вовсе не призываю читателей пользоваться программами "на халяву" или подбирать ворованные серийные номера. Но в процедуре выбора shareware кроется много подводных камней, знание которых поможет сберечь вам и нервы, и деньги.

Shareware-программ в Интернете огромное количество. Прошли времена, когда на каждую новую программу тут же набрасывалась орда пользователей. Сейчас ежедневно появляются сотни новых shareware-продуктов. Нечего и говорить, что большинство из них вам никогда не понадобится.

Поэтому совет первый: не скачивайте из Сети все подряд. Дело даже не в потерянном времени и засоренном ненужными файлами винчестере; вы можете пропустить по-настоящему интересную и нужную программу, на которую не останется ни сил, ни времени. Именно поэтому не стоит подписываться на непременные для сайтов с shareware и freeware списки рассылки, информирующие вас о появлении новых программ, - наступит момент, и вы будете отправлять такие сообщения в корзину, даже не читая.

Как следует выбирать shareware? Вариант первый: нужно точно знать, что искать. Вариант второй: случайно подвернувшееся описание программы стимулирует воображение и открывает новые, ранее не очевидные перспективы ее использования. В первом случае мы должны найти в программе то, что ожидали, все остальное или неважно, или не неожиданно. "Неожиданная" shareware из второго варианта является полем для исследований, мы начинаем знакомиться с функциями программы, ее интерфейсом и т. д.

Поиск нужного shareware-продукта - задача не из легких. Их может быть много, а может не быть вообще. К примеру, проведя в Интернете не один день, мне так и не удалось найти конвертер, импортирующий VRML и экспортирующий 3D векторную графику (может, кто знает, где это есть?).

Если вы знаете идею, но не название программы, ее воплотившей, то вам прямая дорога на Shareware.com или Download.com. Там в окошке поиска введите ключевое слово или слова и выберите из предложенного списка подходящую по описанию программу. Однако не спешите сразу же ее скачивать.

Прислушайтесь ко второму совету: посмотрите на дату появления этой программы на сервере - она не должна быть давней (до 4-5 месяцев). В противном случае нужно самому сходить на сайт разработчика и убедиться в том, что, во-первых, это действительно последняя версия программы, а во-вторых, что разработчик продолжает ее разработку и поддержку. Выводы очевидны.

Не забывайте также о том, что не каждая shareware-программа на самом деле таковой является. Поначалу авторы и пользователи shareware придерживались некоего кодекса чести. Автор предоставлял свою программу пользователю, полагаясь на порядочность последнего. Если пользователю программа нравилась, то он мог за нее заплатить. При этом программа поставлялась в законченном виде, без купюр и ограничений. Сейчас такой подход - скорее редкость. Программисты изобретают все новые рычаги давления на пользователя, побуждая (принуждая) его оплачивать используемый товар.

И дело не только в том, что пользователь пошел нечестный. Больше десяти лет назад, когда движение shareware-разработчиков только зарождалось, любая утилита или просто небольшая программа сразу после выхода в свет становилась известной и повсеместно распространяемой.

Сейчас конкуренция среди десятков тысяч shareware-программ не способствует "узнаваемости" большей их части, а значит, количество распространенных shareware все меньше означает "качество существования" авторов программ. За короткий срок, пока программа отличается новизной, разработчики стремятся облегчить карманы тех, кто все-таки набрел на их творение и кому оно понадобилось.

Вот и получается, что, скачав релиз какой-нибудь "шаравары", вы столкнетесь при ее установке с предупреждением, что она "выдохнется" ("expire") через 15 или 30 дней. Другой пример ограничений: программа делает все, что обещано, но не выводит результаты на принтер. Считается, что такая программа удовлетворяет формуле "попробуй, а потом заплати", однако это не так. Мне приходилось встречать программное обеспечение (имевшее статус shareware и ограничивавшее вывод на печать), в котором использовались собственные оригинальные шрифты, и их корректное распознавание принтером было вопросом не праздным. Логично предположить, что подобные ограничения не позволяют объективно оценить возможности и надежность программы.

По всем правилам такие программы должны проходить как демонстрационные (demo) или облегченные (lite), однако зачастую автор боится отпугнуть пользователя "ущемляющим" атрибутом и вывешивает привычное "shareware". На фоне подобных ограничений навязчивое приглашение заплатить за лицензионную копию, появляющееся всякий раз при запуске программы, не имеющей каких-либо заметных ограничений (например, WinZip), кажется дружелюбным бурчанием.

Отсюда совет третий: ознакомьтесь с ограничениями по использованию программы и решите для себя, способны ли они в дальнейшем изменить ваше суждение о ней.

Найдя подходящую программу, не останавливайтесь. Ищите еще и еще, сравните несколько программ по качеству, функциональности, цене. Бывает и так, что приобретаешь несколько похожих программ, которые, отличаясь жизненно важными для вас функциями, прекрасно дополняют друг друга.

Как правило, цена shareware редко превышает 100 долларов, к тому же дорогие shareware со временем мигрируют в сторону коммерческих программ. Покупая shareware, вы вносите аванс в счет будущих усовершенствований и вправе просить разработчика об изменениях. Некоторые разработчики shareware содержат собственные группы обсуждения, участники которых высказывают пожелания (wishes) относительно усовершенствований программ.

Я сам как легальный пользователь являюсь участником одной из таких групп и хочу вас заверить, что оперативностью разработки и качеством технической поддержки авторы shareware-программ намного опережают гигантов софтверной индустрии. Помню, как меня поразило, когда один из пользователей попросил автора оптимизировать программу под 386-й процессор и 4 Мбайт памяти и уже через месяц новая версия лежала на сайте. Глупо ждать подобного внимания и прыти от Microsoft, но от разработчиков shareware можно и должно.

Отсюда совет четвертый: не оставляйте автора программы один на один с его детищем, стимулируйте не только его кошелек, но и его творческую мысль. В результате воздастся вам обоим.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.