Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Milia '98": надежды и разочарования

Архив
автор : ВИКТОР ПРАЧЕНКО    16.03.1998

Ежегодно (начиная с 1994-го) в начале февраля весь цвет мировой мультимедийной индустрии съезжается в Канны, на выставку "Milia". которая усилиями международной организации аудиозаписи Reed Midem и ряда известных фирм, таких как Havas, Apple, France Telecom, превратилась в своеобразную мультимедийную Мекку. В феврале на курорте стоит чудесная теплая погода, но участникам выставки некогда любоваться красотами природы. Для них "Milia" - это четыре дня изнурительного труда. Надо успеть все: показать свои достижения (отлучился на полчаса - и разминулся с потенциальным издателем или инвестором), посетить множество стендов других фирм, побывать на конференциях, которые идут нон-стоп, с 10 утра до 7 вечера.

Выставка размещается в каннском Дворце кинофестивалей, и любой ее участник, поднявшись по знаменитой лестнице, может вообразить себя если не звездой кино, то по крайней мере звездой мультимедиа. А такие уже появились, и начало этому процессу положил великий рок-музыкант Жан-Мишель Жарр, которого по праву можно отнести и к звезде мультимедиа первой величины. Два года назад, вручая фирме Sierra за игру "Phantasmagoria", награду Milia d'Or - статуэтку, наподобие той, которая вручается на Каннском кинофестивале, - маэстро провозгласил: "Мы являемся свидетелями рождения нового вида искусства". И в остальных номинациях награды тогда получили CD-ROM, каждый из которых можно по праву назвать произведением искусства: "Микеланджело", фирмы "Монпарнас" - в номинации "Искусство и музыка", "Сокровища Сан-Диего", фирмы "Милие Медиас" - в номинации "Культура и гуманизм", "Энциклопедия природы", фирмы "Дорлинг Киндерслей" - в номинации "Образование", "Олимпийское золото", израильской фирмы SEA - в номинации "Информационные CD-ROM". А гран-при получил великолепный диск об искусстве - "Исследование Великого круга".

Я так подробно останавливаюсь на "Milia '96", потому что она оказалась звездным часом для искусства мультимедиа, ориентированного на духовные потребности человека. Год спустя картина была несколько иной. И дело не в только в том, что на "Milia '97" в номинации "Искусство и культура" жюри по коммерческим и политическим мотивам предпочло диску "Леонардо да Винчи" фирмы "Корбис" (безусловно, одному из лучших на выставке по содержанию, художественным достоинствам, интерфейсу и функциональным характеристикам) весьма посредственный диск "Национальный музей Американского искусства", получивший заветную статуэтку. Это был очередной плевок в хозяина фирмы "Корбис" Билла Гейтса, статьи или интервью которого, тем не менее, с удовольствием публикуются хотя бы в одном из ежедневников каждой выставки "Milia".

"Milia '97" очевидно показала, что искусство искусством, а бизнес бизнесом. Эйфория середины 90-х в отношении мультимедиа прошла. Первым звоночком был резкий спрос падения на CD-ROM, случившийся в 1997 году в США. Сегодня на полках американских магазинов можно увидеть только игровые диски и диски, относящиеся к категории справочников. Интерес же к искусству, пусть даже и к мультимедийному, в стране, где он и раньше ограничивался диснеевскими мультфильмами и куклой Барби, проявляется весьма умеренно. Одни объясняют это резким усилением конкуренции со стороны Интернета, что весьма сомнительно. Другие, как об этом сказано в недавнем обзоре состояния мультимедийного рынка США, присланном мне бывшим президентом "Корбис" Дугом Рованом, считают, что резкое падение спроса на CD-ROM в США вызвано появлением огромного числа посредственных и просто плохих дисков, которые заполонили все торговые точки и создали у неискушенного пользователя впечатление, что других CD-ROM просто не бывает. Мне ближе эта точка зрения. Думаю, что именно по этой причине целый ряд известных американских фирм, которые выпускали весьма добротные диски (среди них такие лидеры мультимедиа-изданий, как "Комптон" и "Вояджер"), прекратили свое существование. Даже Microsoft резко сократила свою программу создания мультимедийных дисков. А "Корбис", уже после нашумевшего CD-ROM "Страсти по искусству" выпустившая еще пять очень хороших дисков, в мае 1997 года и вовсе объявила о прекращении разработки CD-ROM. И это неудивительно: для того чтобы начать получать прибыль от продаж CD-ROM класса "Леонардо да Винчи", стоимость разработки которого составляет более полумиллиона долларов, необходимо продать не менее 80 тыс. копий, - в условиях вала посредственности, затопившего прилавки магазинов, задача невыполнимая даже для такой фирмы, как "Корбис".

В Европе ситуация несколько иная. Во многом благодаря усилиям французских фирм, которые традиционно поддерживаются французским правительством и крупным частным бизнесом, особенно когда идет речь о создании CD-ROM, посвященных историческому и культурному наследию страны. На европейском рынке все еще имеется довольно стабильная ниша для образовательно-познавательных CD-ROM, и на высококачественные диски здесь еще спрос есть. Поэтому на "Milia '98" весьма представительно выглядели каталоги лидеров европейского рынка - "Инфограмм", RMN, Havas, EMME, "Баярд". Группа "Инфограмм", которая приобрела права на "CD-ROMизацию" мультипликационных персонажей Warner Bros. (мультики сериала "Том и Джерри"), окончила прошлый финансовый год с объемом продаж более 100 млн. долларов и, являясь одним из крупнейших производителей игровых дисков в мире, приобрела 25% акций фирмы EMME, выпускающей CD-ROM по искусству и истории. (Кстати, ЕММЕ провела на выставке презентацию двух официальных дисков о Ватикане, разработанных итальянской фирмой "Акта Скала", - впрочем довольно среднего качества.) Купив права на мультфильмы Warner Bros. и часть фирмы ЕММЕ, группа "Инфограмм", собственный потенциал которой тоже не мал, становится лидером мирового масштаба по дискам всех категорий. Крупнейшим конкурентом "Инфограмм" (вместе с EMME) в категории "Искусство и культура" остается Объединение французских музеев (RMN), государственная организация, под эгидой которой работает группа небольших фирм-разработчиков CD-ROM очень высокого качества. В ее каталоге RMN 1998 года значится более тридцати дисков по искусству и культуре, созданных фирмами "Монпарнас", "ОДА", "Карре", "Крио", "Корбис" и другими, в том числе и наш диск "Эрмитаж".

Конкурентом "Инфограмм" на рынке детских и игровых CD-ROM является издательство "Баярд Пресс", в каталоге которого десятки детских познавательных и игровых CD-ROM, разработанных фирмой "Юбисофт". "Баярд" владеет также правами на издание для европейского рынка американских игровых CD-ROM таких фирм, как "Лукас Артс", "Интерактив Маджик", и других. Крупнейшим американским электронным издательством на "Milia '98" была фирма "Леарнинг Компани" (TLC), специализирующаяся на издании энциклопедий и обучающих программ. В ее активе наиболее известные универсальные электронные энциклопедии: Оксфордская, "Инфопедиа" и "Комптон". Кроме того TLC является лидером на рынке специализированных энциклопедий: медицинских и кулинарных, а также CD-ROM для обучения иностранным языкам.

Мультимедийная продукция для Интернета впервые была представлена на "Milia '97". Уже в конкурсе Milia d'Or '97 впервые номинации были разделены на две группы: одна номинация on-line, в которой определялись три первых места, и шесть номинаций off-line, то есть собственно CD-ROM.

Тенденции мультимедийного рынка наиболее ярко проявились на последней выставке. Игровые диски были выделены в отдельную группу. Победители определялись в следующих номинациях: Action, приключенческие игры, стратегические игры, имитаторы и спортивные игры. Кроме того, для игровых дисков был учрежден отдельный гран-при, которого удостоилась фирма Ocean Software за игру "F22 Air Dominance Fighter". Впрочем, у меня наибольшие симпатии вызвала игра "NHL" (фирма Electronics Arts), победившая в спортивной номинации.

В других номинациях доминировали игровые программы американских фирм, выпущенные в 1997 году, которые вызывают стресс и агрессивное поведение играющих в них детей. Естественно, все игры отличаются великолепной 3D-графикой.

Действующие в Интернете Web-сайты были выделены в отдельную группу, где борьба проходила в пяти номинациях (сайты для детей; справочные сайты; искусство, культура и общество; стиль жизни и хобби; бизнес и обучение). Здесь весьма сложно комментировать качество продуктов-победителей. Вы можете проверить это сами, посетив сайт www.milia.com на котором можно найти адреса победителей. Замечу только, что лучшим был признан английский сайт www.scoot.co.uk, содержащий информацию о профиле всех английских фирм.

Наконец, четыре номинации для CD-ROM: для детей; информационные и образовательные; искусство, культура и общество; стиль жизни и хобби. Гран-при получил диск "Открытия", созданный фирмой Havas, которая является крупнейшим французским издателем энциклопедических CD-ROM. Из дисков в категории "Искусство и культура" наибольшее впечатление на меня произвел CD-ROM о соборе св. Петра в Риме, представленный итальянской фирмой "Голд". Полный виртуальный тур, выполненный на основе технологии Quick Time VR, при помощи специальной художественной фотосъемки, глубокое содержание, тщательно продуманный интерфейс, великолепный художественный дизайн - главные отличия этого диска от многих других, представленных на выставке. Не будет преувеличением сказать, что большой интерес вызвал и наш новый CD-ROM "Эрмитаж. Искусство Западной Европы".

На прошлогодней выставке было провозглашено, что "Milia '98" будет триумфальным шествием DVD-ROM. Однако этот прогноз не оправдался. DVD-ROM можно было встретить лишь на нескольких стендах, где демонстрировались скорее сами DVD-прогрыватели. На стенде корпорации Intel можно было увидеть двухчасовый художественный фильм, записанный на DVD-ROM в формате MPEG-2. Вообще говоря, на "Milia '98" прогнозы насчет DVD-ROM были гораздо более осторожные. По среднеоптимистичным оценкам в 2002 году в США только 2-5% семей будут иметь DVD-видеопроигрыватели. Так что обычные видеомагнитофоны, которыми сегодня обладают 90% американских семей, еще долго не уступят места дорогостоящей DVD-аппаратуре на рынке теле/видеопродукции.

Аналогичная ситуация и с DVD-аудио. CD-аудио и без того обеспечивает цифровое высококачественное воспроизведение звука. Существенное увеличение объема звукозаписи на одном диске с коммерческой точки зрения малоэффективно. Так что скорее всего DVD-ROM в ближайшее время будут ориентированы в основном на использование в компьютерах, где их с большим нетерпением ожидают разработчики игр и энциклопедий. Очевидно, в ближайшее время на DVD-ROM будут перенесены многотомные CD-ROM-издания, что первой и сделала французская фирма Havas, выпустившая в DVD-ROM-варианте свою энциклопедию "Открытия", о которой говорилось выше. С учетом возможности воспроизведения CD-ROM на DVD-ROM-проигрывателях, сложности подготовки больших объемов информации для заполнения DVD-ROM, а также их высокой стоимости, замена CD-ROM на DVD-ROM, вероятно, произойдет не так скоро, как предполагалось ранее, и вероятность исчезновения CD-ROM в ближайшие 5-7 лет невелика.

Симптоматично и расширение деятельности европейских компаний, которые являются прямыми конкурентами фирмы "Корбис" в области оцифровки, хранения и лицензирования изображений. Так, итальянское издательство "Скала", чья фототека насчитывает более ста тысяч собственных слайдов с запечатленными на них произведениями искусства из музеев и частных коллекций всего мира, объявило о начале функционирования электронного архива, который уже сегодня насчитывает более тридцати тысяч компьютерных изображений произведений искусства. Лицензирование изображений в основном осуществляется для компьютерных применений, таких как CD-ROM. Самым крупным электронным архивом в Европе и, пожалуй, одним из крупнейших в мире является "Сигма", специализирующийся на фотографиях и фотодокументах. Согласно его собственным источникам информации этот архив имеет доступ к 40 млн. фотографий, более 400 тысяч из которых уже оцифрованы. Лицензирование изображений осуществляется как для компьютерных применений, так и для печатных изданий, в том числе очень высокого качества.

Из американских компаний данного профиля, в отсутствие фирмы "Корбис", наибольший интерес вызвала фирма "Гетти Имаджес", занимающаяся лицензированием электронных изображений без оплаты роялти за их использование. Замечу, что вопросам авторского права на "Milia '98" уделялось очень много внимания. Здесь были представлены все крупнейшие агентства в этой области, такие как Sesam, охраняющее права композиторов и исполнителей, ADAGP, занимающееся защитой авторских прав художников, и другие.

Большое число фирм демонстрировало свои изделия и услуги в Интернет. Здесь можно отметить консорциум "Музеи on-line", обеспечивающий доступ через Интернет к огромному массиву информации по музеям всего мира, и немецкую фирму "Левe", приглашающую всех желающих совершить виртуальный Интернет-тур по Санкт-Петербургу.

Если на прошлых выставках участие фирм, оказывающих специализированные услуги в области мультимедиа, ограничивалось в основном фирмами, печатающими CD-ROM, то на "Milia '98" были представлены фирмы, оказывающие и другие услуги, например, специализирующиеся на локализации и бета-тестировании электронных изданий.

На каждой выставке "Milia" отмечалось появление нового игрока, претендующего на заметную роль на рынке мультимедиа. На "Milia '97" таким игроком была индийская фирма "Килоскар", представившая на сразу 15 детских игровых CD-ROM, созданных на основе сказок разных народов мира. По утверждениям фирмы, инвестиции в этот проект превысили 10 млн. долларов. На "Milia '98" никаких следов "Килоскар" обнаружить не удалось. По всей вероятности, эту фирму поглотила группа "Инфограмм", о сотрудничестве которой с "Килоскар" было объявлено на прошлой выставке. Но это только предположение. Зато на "Milia '98" на двух больших стендах были представлены 13 китайских фирм, которые привезли на выставку более двухсот CD-ROM.

На каждой выставке "Milia" определяется новый потенциальный рынок мультимедиа, на который устремляются практически все издатели и дистрибьюторы мультимедийных продуктов. На "Milia '98" таким рынком объявлена Бразилия, мультимедийный потенциал которой в 1997 году составил более 5 млн. компьютеров и который к 2000 году увеличится до 16 миллионов. Как известно, Бразилия отличается быстрым ростом автомобилестроения, однако в 1997 году производство компьютеров опередило производство автомобилей и составило 1,8 млн. единиц.

В "Milia '98" участвовало более 1000 фирм из 42 стран, а с учетом аккредитованных представителей компаний (как таковых, посетителей на "Milia" не бывает) число участников выставки составило 7 тыс. человек из 53 стран. По числу стендов первое место занимала, естественно, Франция, - более 200 стендов. Далее следуют: Англия - 95 стендов, Германия - более 80 стендов, США - 69, Италия - более 30 стендов, Япония - 37 стендов, Нидерланды - 25 стендов.

Россия была представлена всего тремя стендами, не считая участия в выставке российского представительства Intel, которое оказало большую помощь российским фирмам-участникам, за что мы весьма благодарны. На трех стендах представляли свои достижения в области создания CD-ROM фирмы "Мультимедиа Технологии" - с дисками по обучению иностранным языкам, "Акелла" - с игровыми дисками и "Интерсофт" - с дисками по искусству и истории. Предполагалось участие NMG, но стенд этой компании так и остался незанятым. Всего для участия "Milia '98" от России было заявлено 19 человек, представляющих 10 фирм и изданий.

По числу участников Россия несколько уступала Бразилии, но опережала Таиланд, Тунис, Турцию и Украину, у которых было по одному стенду. Этот факт красноречиво свидетельствует о состоянии мультимедиа в нашей стране. Известно, что требования к качеству мультимедийной продукции существенно возросли, а создание высококачественной продукции требует инвестиций и талантливых разработчиков. Практически во всех странах, заинтересованных в наличии собственной индустрии мультимедиа, при отсутствии достаточных инвестиций со стороны частного бизнеса, помощь создателям мультимедийных продуктов оказывает государство. Наиболее ярким примером является Франция, достижения которой в этой области бесспорны, а мультимедиа-проекты, направленные на сохранение и представление в электронном виде памятников национальной истории и культуры, часто финансируются государством.

На "Milia '98" можно было увидеть и другой наглядный пример внимания государства к мультимедийным компаниям. Так, правительство канадской провинции Квебек финансировало коллективный стенд, на котором разместили свои экспонаты сразу двенадцать мелких фирм. Подобным образом поступило правительство штата Виктория (Австралия), оплатив совместную экспозицию дюжины австралийских компаний, а также правительство Китая, благодаря финансовой поддержке которого смогли приехать во Францию представители тринадцати китайских разработчиков мультимедиа.

Конечно, я погрешил бы против истины, если бы отрицал какую-либо поддержку и нашему участию в выставке. Существенную помощь фирме оказал Госфонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, за что мы ему весьма благодарны. Но ведь речь не об этом. Если Россия заинтересована в развитии собственной мультимедийной индустрии (а определенный потенциал уже имеется, и отечественный рынок мультимедиа развивается весьма динамично), то государственная поддержка мультимедиа-разработчиков просто необходима. Это поможет сохранить национальные информационные ресурсы, и в первую очередь те, которые определяют наше историческое и культурное наследие. Пристальное внимание со стороны государства к мультимедиа необходимо хотя бы до тех пор, пока в стране не сформируется частный бизнес, который дорастет до понимания важности стратегических инвестиций в эту отрасль, сулящую вполне приличные прибыли в 21 веке. А пока немногочисленным российским участникам таких форумов, как "Milia", остается радоваться успехам наших европейских и американских коллег, накопивших в электронных архивах и распространяющих по Интернету тысячи и тысячи российских исторических фотодокументов, авторских фотографий, высококачественных изображений произведений искусств и других экспонатов из лучших российских музеев, и уже сегодня предлагающих всем, в том числе и россиянам, отправиться с помощью Интернета или CD-ROM в виртуальные путешествия по Санкт-Петербургу и Москве, совершить увлекательные компьютерные экскурсии по лучшим отечественным музеям. И миллионы долларов, уплаченные за это удовольствие европейским и американским компаниям российскими пользователями мультимедиа, в том числе и за российскую же интеллектуальную собственность, будут способствовать их, а не нашему процветанию. Нашим же разработчикам мультимедиа придется заняться в лучшем случае локализацией и продвижением зарубежных изделий на отечественном рынке.

При подготовке статьи использованы фотографии из дневника выставки "Milia Daily News" и фотография автора.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.