Архивы: по дате | по разделам | по авторам

ФСБ: раскрытие должно быть осторожным

Архив
автор : Алексей Узуев   16.02.1998

Несколько необычно, согласитесь, рассматривать деятельность ФСБ с точки зрения раскрытия информации. Ведь все мы привыкли к тому, что деятельность спецслужб - тайна, покрытая мраком. В советские времена так дело и обстояло - информация выдавалась максимально ограниченными дозами. О каких-либо контактах, инициируемых извне КГБ, не шло и речи.

Но вместе с тоталитарным строем исчезла и тотальная завеса, хранившая информацию о деятельности спецслужб в секрете. Если бы с темой этой статьи я попробовал обратиться в советское время в КГБ, я думаю, что в лучшем случае меня бы не поняли. Но сейчас времена изменились, и весьма любезный сотрудник ФСБ откликнулся на просьбу о встрече и рассказал о некоторых интересовавших меня вещах.

Пожалуй, основной вопрос, который встает при обсуждении темы раскрытия информации о деятельности спецслужб, - это определение той информации, которая подлежит раскрытию. Деятельность органов безопасности характерна тем, что значительная доля информации о ней самой и добываемой с ее помощью составляет государственную тайну, то есть открыта не может быть по определению. А вот что считать государственной тайной - решает закон, и не в компетенции ФСБ его менять. Прямая обязанность ФСБ - охранять сведения, составляющие государственную тайну, а не раскрывать их.

Принцип открытости информации об организациях и сохранении конфиденциальности частной информации здесь нужно применять с особой осторожностью. Помимо возможного ущерба государству, непродуманное раскрытие информации может нанести вред и конкретным людям - например, если ФСБ раскроет имя даже какого-то давнего информатора, это может навредить не только ему самому, но и его родственникам. И потом, даже не раскрывая секретов, можно логическим путем прийти к ним, исходя из косвенных данных. А чем ближе к тайне (вся информация о деятельности ФСБ именно такова) - тем короче этот путь.

Все это не означает, что сведения о деятельности органов безопасности должны быть полностью недоступны. Постулат, который относился ко всей советской властной структуре (и тем более к органам безопасности) - "закрытая система работает эффективнее", показал свою несостоятельность. Деятельность такого могущественного органа исполнительной власти, как ФСБ, должна особенно тщательно контролироваться государством и обществом.

Если в советское время могущество КГБ было практически безгранично и деятельность его зачастую плохо контролировалась даже высшим руководством страны, то после поражения августовского путча 1991 года ситуация изменилась в обратную сторону. КГБ, как один из самых одиозных символов советской эпохи, чуть ли не собирались разогнать вообще. Главой этого ведомства стал тогда Вадим Бакатин, которого до сих пор в ФСБ поминают не самым добрым словом. Дело в том, что в период его руководства была раскрыта некоторая излишняя, как считают сотрудники ФСБ, доля информации (например, о служителях церкви, сотрудничавших с органами, или передача схем установки подслушивающих устройств в здании американского посольства), что стало источником скандалов и нанесло вред обществу. Это произошло и из-за личности самого Бакатина, и из-за настроения, царившего тогда в обществе - ведь считалось, что новый государственный строй должен быть полной противоположностью советского. Потом времена изменились, общественное мнение стало более сдержанным, но дело уже было сделано.

Сейчас деятельность ФСБ осуществляется в соответствии с федеральным законом об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, принятым Госдумой 22 февраля 1995 года. Как считают в ФСБ, этот закон вполне удачен, по крайней мере, за период с его введения никаких чрезвычайных происшествий и перегибов, подобных послепутчевым, не наблюдалось.

В законе этом, однако, на ФСБ возложена обязанность информировать о своей деятельности лишь Президента, Председателя Правительства и депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Как осуществлять раскрытие информации широкой общественности, в нем не написано. Несмотря на этот факт, ФСБ не закрывает себя для публики. Оно и понятно - невозможно сохранить островок закрытой системы в открытом обществе, информация все равно найдет свой выход, но при этом может оказаться совсем не такой, какой хотела бы ее увидеть ФСБ.

Организация доступа к информации в ФСБ вполне обыденна и не отличается от прочих госструктур. В ФСБ существует подразделение, ответственное за public relations, обеспечение доступа к информации - его прерогатива. В ФСБ оно называется Центр общественных связей (ЦОС). В региональных управлениях ФСБ также существуют подобные подразделения. Центр был образован, тогда еще в КГБ, в 1990 году. До того момента в КГБ существовало пресс-бюро, деятельность которого выливалась в скупые строчки под заголовком "ТАСС уполномочен заявить". Да и то, эта служба возникла лишь в 1982 году.

Пути доступа широкой публики к информации в ФСБ можно разделить на два типа - пресловутые "push" и "pull". В обоих случаях общество получает доступ к информации через посредников - внешние средства массовой информации. Первый способ распространения информации - это рассылка в ведущие средства массовой информации. Какого-то жестко заданного списка СМИ, которые используются для донесения информации до народа, нет, хотя круг их уже стабилен. Поскольку, рассылая информацию по собственной инициативе, ФСБ заинтересовано прежде всего в ее донесении до как можно более широкой аудитории, в него попали большинство общероссийских телевизионных каналов, ведущие центральные печатные издания. Второй критерий попадания в список рассылки - близость тематики. Способ, которым осуществляется доставка информации, - отправка факсов. Никаких электронно-почтовых излишеств. Помимо этого под категорию "push" попадают различные брифинги и доклады руководителей ФСБ на семинарах и конференциях.

Второй путь - это когда сами СМИ проявляют заинтересованность в информации. ЦОС в этом случае распределяет все приходящие запросы по департаментам.

ЦОС обязан отвечать на все запросы, а вот содержание ответа зависит от содержания запроса.

В том, каким образом осуществляется распространение и доступ к информации, как организуются личные контакты, ничего необычного нет, такой же механизм действует и в других ведомствах. Но информация, которой располагает ФСБ, это еще и огромный архив с множеством досье и других документов. Доступ к архиву также возможен, причем не только журналистам, но и различным научным, общественным организациям, заинтересованным лицам, например, родственникам жертв репрессий. Материалы, представляющие научную и историческую ценность, также регулярно передаются из архивов ФСБ в архивы Государственной архивной службы России.

Понятно, что архивная информация раскрывается далеко не вся и далеко не самая новая. Всем известно такое понятие - срок давности для секретных материалов. В некоторых странах, например в Великобритании или США, это твердо установленное время. В российском законе о государственной тайне также установлен такой срок - 30 лет. Но на практике решение о рассекречивании принимается на основании специальных распоряжений Президента, и далеко не все секреты более чем тридцатилетней давности становятся доступными. Работу по рассекречиванию в ФСБ выполняет специальная комиссия, состоящая из сотрудников различных департаментов.

Как я уже упоминал, вся информация, которая раскрывается ФСБ, доходит до конечных потребителей через посредников в лице СМИ. Это позволяет донести ее до широкого круга лиц, но при этом появляется риск ее искажения или подачи не в том виде, который необходим организации. Ведь раскрытие либо распространение информации - это не только общественное благо, оно позволяет и самой организации достигать каких-то целей. Помимо информирования населения ФСБ, разумеется, стремится создать себе положительный имидж. Речь не идет о намеренной лжи или утаивании, просто практически любую неформализованную информацию можно подать по-разному.

Избежать неприятных для распространителя эффектов можно несколькими способами. Можно контролировать процесс после того, как информация вышла из ФСБ. Но для осуществления такого решения времена уже прошли. Никакой властью над СМИ ФСБ теперь не обладает. Второе решение - организовать собственный публичный источник информации. Вообще, у ФСБ есть собственное печатное издание под названием "Служба безопасности", но оно носит скорее художественный, а не информирующий характер, тем более, как показал Анатолий Левенчук в своем материале, такое решение неэффективно. Самый приемлемый на сегодняшний момент вариант - это, конечно, организация собственного сайта в Интернете. Вопрос об его устройстве сейчас рассматривается в ФСБ, и, скорее всего, он появится уже в этом году. Помимо этого, в планы ФСБ входит использование электронной почты для рассылки сообщений в СМИ.

Я бы не стал рассматривать раскрытие информации как альтернативу ее публикации - именно из-за того, что в интересах самого информирующего субъекта предоставлять информацию обществу. Что касается "загрязнения информационной среды", при этом якобы возникающего, то ведь информация - это еще и товар, и если распространяемые сведения являются никому не нужным товаром - срабатывает обыкновенный рыночный механизм соответствия предложения спросу. Если "Компьютерра" начнет печатать исключительно, скажем, технические спецификации, не думаю, что мы долго протянем.

К тому же, любая публикация позволяет организовать раскрытие информации. Важнее сейчас, на мой взгляд, четко решить вопрос о том, когда и какая информация о ФСБ раскрывается, организовать какую-то систему: например, в форме регулярных отчетов о проделанной работе, как это сделано в США. А выложить содержание на сайт - минимальная техническая проблема. Если организовать систему раскрытия информации должным образом, то сайт ФСБ должен стать весьма популярным, поскольку интерес в обществе к работе спецслужб велик.

 

Из закона об органах федеральной информации

Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности.

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти.

<…>

Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.