Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Два квадратных дюйма плюс

Архив
автор : Евгений Козловский   16.02.1998

Отношения с fLAKE продолжают развиваться. Приехав к ним, чтобы вернуть не совместившуюся с моим домашним компьютером видеокарточку 3D Revolution от Number Nine, я получил предложение взглянуть на новый монитор.

Те, кто более или менее регулярно следит за моими приключениями с "железом", знает, что я где-то с полгода назад остановился на мониторе Iiyama, который постоянно хвалил и делал это совершенно искренне. Более того, ужасный придира, г-н Книжный, который не мог подобрать себе монитор года три, тоже купил Iiyam'у и до сих пор ею весьма доволен.

Заставить меня на новый монитор взглянуть могло только что-нибудь совсем уж экстраординарное.

В данном случае экстраординарностей сошлось сразу две.

1. Монитор принадлежит к новой линейке, новому "домашнему" стандарту, который пытается внедрить то одна, то другая фирма-производительница: размер экрана - 19 дюймов. Логика производителей (которые на самом деле хотят просто побольше продавать - это их право, вовсе не идущее вразрез с нашими потребностями и удовольствиями) приблизительно такова:

  • мониторы в 17 дюймов несколько маловаты для полноценной и комфортной эксплуатации новых программ, особое внимание уделяющих графике;
  • мониторы в 21 дюйм и впрямь великоваты для дома или малого офиса, считаются профессиональными и стоят в два, а порою - и в три раза дороже аналогичных 17-дюймовых
  • ergo: нужно что-то среднее. 19 дюймов, например (некоторые выставляют цифру в 20 дюймов).

2. Монитор произведен финской фирмой Nokia, на информацию о мониторах которой я вот уже более полугода обращаю весьма заинтересованное внимание: посмотрев на них на пресс-конференции фирмы в финском городе Лапераанта осенью прошлого года и, по взгляду скользящему, не найдя чего плохого сказать, а потом посматривая то тут, то там и, главное, вычитывая совершенно великолепные частотные параметры (в некоторых случаях - бьющие и Iiyam'у) в рекламных объявлениях и пресс-релизах, на частные запросы "какой купить монитор?" я давненько уже к "конечно, Iiyam'у" стал прибавлять совет присмотреться повнимательнее к Nokia.

Теперь, благодаря любезности fLAKE, появилась такая возможность и у меня.

Кто-то из классиков (марксизма, что ли? Чуть ли не сам Маркс) говорил, что человечество расстается с прошлым, смеясь. Я отдаю себе отчет в том, что я отнюдь не человечество, но, кажется, в этом вопросе с ним даже и расхожусь: с Iiyam'ой я расстался, буквально плача. Но - расстался. Поскольку 19 дюймов - это НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ.

Два дюйма по диагонали - вроде бы совершенный пустяк. Я специально отрываю от собственного гонорара и прошу верстку оставить пустые два квадратные дюйма в моем "Огороде". Смотреть не на что, правда? Даже, думаю, гонорар пострадал совсем незаметно.

Те не менее… Разрешение 1280х1024 на 17-дюймовой Iiyam'е казалось мне вполне комфортабельным, более же высокое - 1600х1280 или, скажем, 1600х1200 было уже, что ли… демонстрационным. Или - демонстративным. Реально - несколько все же мелковато. И еще: когда я делил реальную, в миллиметрах, длину рабочей области экрана на шаг точек (0,25 у Iiyam'ы), я получал величину, заметно меньшую 1600 (но превышающую 1280). То есть, 1600-е разрешение было… как бы это сказать… пожалуй, виртуальным. Реальных точек оказывалось меньше 1600. Запустив на экран картинку, состоящую из идущих через пиксел вертикальных черных полосок, я получал не эти полоски, а мутноватую серость.

У 19-дюймового Nokia (модель Multigraph 446XPro) шаг между точками по горизонтали заявлен 0,21 (при размере трехцветной точки - 0,26). Сказать по чести, мне всегда не вполне понятны были эти цифры, зависящие порою от методики подсчета; я помню на рекламе монитора Hitachi схемку, на которой трехцветные элементы были расположены по диагонали, так что при подсчете горизонтального шага получалась как раз что-то вроде 0,21. Картинка меня, должен заметить, убедила, но приятели пытались разубеждать. Так или иначе, если цифру 0,21 принять и срезать от 19 дюймов все "не рабочее", получится горизонтальный размер в 354 миллиметра, которые, будучи поделенными на 0,21, дают вожделенные 1685,7 точек. Да и Nokia monitor test, которым я пользуюсь не первый уже год и не только применительно к мониторам Nokia, представил мне при разрешении 1600х1200 вполне внятную решетку из 800 вертикальных линий шириной в пиксел.

И хотя, если поделить 17 (дюймов) на 19 (дюймов), а 1280 (пикселов) на 1600 (пикселов) - цифры получатся разные (0,895 против 0,8), зрительное ощущение при повышении разрешения на ступень с одновременной сменой 17-дюймового монитора на 19-дюймовый, остается буквально прежним.

Теперь пришла пора поговорить о характеристиках частотных, которые чуть ли не главными для меня являются при оценке качества монитора, ибо не юные уже мои глаза мгновенно сигнализируют сильным утомлением, если частота ниже некоторого порога.

Частотка у Nokia фантастическая: когда я ознакомился с нею еще в магазине fLAKE по описанию, сказать честно, - счел за рекламный трюк и не поверил. Производитель декларировал 100 герц при разрешении 1280х1024 и 85 - при 1600х1200. Уникальная (как мне казалось, да кажется и теперь) Iiyama паспортно давала на 1280х1024 целых (всего?..) 85 герц (доведенных мною до 87), а на 1600х1200 - только 60!..

Установив монитор, я первым делом занялся выяснением, реклама ли фантастические цифры или чистый факт. Выяснил. TrueColor в разрешении 1280х1024 с легкостью выдерживает 101 герц. Тот же TrueColor при разрешении 1600х1200 дает, правда, всего 73 герца, однако при понижении глубины цвета до HiColor'а мы не только получаем заявленные 85 герц, но и с легкостью повышаем до Iiyam'овских (более низкого разрешения) 87! (Напомню, что по последним стандартам вполне безвредной для здоровья считается частота в 85 герц).

Поехали дальше. Геометрия. Вещь не самая принципиальная, но, когда хромает - раздражающая.

Скажу честно, более совершенной геометрии я не видел ни на одном мониторе (про Iiyam'у, помнится, писал, что геометрия у нее весьма хороша, не употребляя ни слова "идеальная", ни слова "совершенная"). Придраться, ну, совершенно не к чему. В "Руководстве" (и на сайте тоже) написано, что в мониторе применена какая-то новая система автонастройки геометрических параметров, - очень похоже, что так. Возможно, конечно, что мне просто попался очень уж хороший экземпляр (их всего в магазин пришло два и, к тому моменту, когда я туда заехал, первый уже был продан и вывезен - так что сравнить оказалось не с чем), возможно - первые партии нового товара. Но это все покажет будущее - пока же геометрия попросту идеальна. Ни на полмиллиметра отклонений по углам, ни на полпиксела цветового расхождения… Ну, разве что, когда смотришь на чисто белое поле, можно обратить внимание на некоторые потемнения, повторяющие, надо полагать, конфигурацию излучающего электроны катода пушки, и неравномерность оттенков белого. Но, замечаю, и у Iiyam'ы что-то похожее наблюдалось, и у всех мониторов, с которыми мне доводилось встречаться. Возможностей подстройки геометрии у Nokia, пожалуй, не меньше, чем у Iiyam'ы, но попробовать их в действии пока не довелось - не возникло необходимости. (Недавно г-н Книжный рассказал по телефону, что появилась какая-то новая модель ViewSonic'а с совершенно фантастическими возможностями геометрических регулировок - едва ли не каждый пиксел можно ставить на место; если так оно и есть - возможность замечательная, но еще лучше, когда к ней нету повода прибегать.)

Теперь об управлении. В сущности, это тоже - совершенный пустяк. Во-первых, не так часто приходится настраивать монитор, обычно все настройки заканчиваются в день покупки и возобновляются только с изменением конфигурации компьютера или появлением каких-нибудь вполне особых программ. Во-вторых - привыкнуть можно к любым органам управления, если уж они совсем не сделаны из рук вон плохо. Тем не менее, такого комфорта в настройках, который предоставляет Multigraph 446Xpro я тоже не встречал до сих пор ни разу. Два (по старинке, но по очень, в контексте, удобной старинке) верньера для регулировки яркости и контрастности; две круглые же кнопки: одна для включения-выключения монитора, другая - для переключения входа с BNC на D-SUB и наоборот (это вот, и впрямь, - удобно чрезвычайно; я упоминал пару раз, что, чтобы не создавать возможных помех на основной видеокарте компьютера, я Monster 3D подключил к монитору отдельно, через D-SUB-разъем, оставив для Matrox'а BNC-коннектор; всякий раз, когда мне надо было запустить какую-нибудь игру с 3Dfx, я вынужден был нажимать на Iiam'е кнопку вызова меню, в нем добираться до подменю, ведающего, в числе прочего, переключением входного сигнала, по нему - добираться до собственно виртуального переключателя, - по окончании же играния проделывать все в обратной последовательности; даже в идеале это требовало пяти-шести нажатий на кнопки, реально же - и больше десяти) и, наконец, большой верньер с возможностью нажатия и вращения. Нажатием на экран вызывается меню, вращением - выбор нужного пункта. Рука у нас все-таки элемент больше аналоговый, нежели дискретный (о чем я как-то писал подробно, сравнивая стайлус графического планшета с мышью), и от такого управления испытываешь заметный комфорт по сравнению с управлением кнопочным. Да, полагаю, это и эргономичнее (то есть для выполнения тех же действий требует куда меньше движений).

Ну и, наконец, последнее. Цена. Хороший 17-дюймовый монитор стоит около 1000 долларов (Iiyama - чуть дороже; Nokia - чуть дешевле). Приличный 21-дюймовый - от 2000. Multigraph 446Xpro стоит около 1200, то есть куда ближе к 17-дюймовому, чем к 21-дюймовому, - дюймовый же размер находится ровно посередине. Сам монитор, хоть и заметно побольше Iiam'ы, на ее место стал легко и никаких передвижек не потребовал.

Несколько, правда, странно, что Nokia, которая по географическому своему положению просто обязана смотреть на российский рынок, в число поддерживаемых монитором языков русский не включила. Зато открыла в Москве центр обслуживания, отсутствие которого для той же Iiyam'ы останавливает многих продавцов от включения этих мониторов в свои прайс-листы.

Теперь, когда все комплименты Multigraph 446Xpro сделаны, должен рассказать о слезах, с которыми на глазах я расстался с Iiyam'ой (купить ее у меня нашлось столько желающих, что даже остались обиженные). Общаясь с Iiyam'ой, я привык к ее плоскому, едва ли не вогнутому экрану, к удивительной черноте ее поверхности. Я прекрасно понимаю, что это - следствие применения в мониторе трубки Diamondtron, что есть модель Iiyam'ы с обычной трубкой, дающей ту же выпуклость (модели с Diamondtron'ом у Multigraph'а, судя по информации на сайте, нету), что сферическая форма кинескопа естественна и более подходяща для идеальной фокусировки электронных пучков, так что за великолепную геометрию Nokia приходится, возможно, платить как раз выпуклостью ее экрана. Но… одно дело - понимать, другое - кайфовать. И еще: Iiyama, по сравнению с Nokia, при взгляде спереди, кажется, из одного экрана и состоит, - столь незначительно узки ее "рамки".

Но все это, в конце концов, пустяки. Жертвы, на которые идти можно и нужно, когда перебираешься в следующий класс.

Я перебрался и очень этому рад.

P.S. Приведенный в "Огороде" снимок одного из экранных меню Multigraph 446Xpro, как вы прекрасно понимаете, не мог быть сделан с помощью клавиши PrintScreen, поскольку находится вне системы. Я снял его своей новой цифровой однообъективной зеркалкой Olympus C-1400 L, которой обзавелся благодаря любезности московской фирмы Citilink и которой (зеркалке) посвящу один из ближайших "Огородов".

Заходите в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.