Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как насчет моделирования деятельности предприятия, на котором вы работаете?

Архив
06.10.1997

Существуют прекрасно зарекомендовавшие себя методы и программные продукты, с помощью которых так называемые системы массового обслуживания можно моделировать на компьютере, изучать и совершенствовать. Такие модели с успехом применяют в самых разных областях: от противовоздушной обороны до кредитования потребителей.

1. Как насчет моделирования деятельности предприятия, на котором вы работаете? Какие аргументы "за" и "против" вы могли бы привести? Какие обстоятельства могли бы содействовать или препятствовать подобному начинанию?

2. А что, если бы такие услуги вам предложила независимая консультационная фирма с хорошей репутацией?

Фуфаев Дмитрий,
заместитель генерального директора фирмы "Олвит"

1. Системы массового обслуживания действительно разрабатывались для моделирования различных задач. Особенно хорошо эти модели решают военные задачи и задачи обслуживания клиентов пейджинговых компаний, магазинов самообслуживания, автозаправочные станции и т. п. Подобные методы слабо применимы к нашему предприятию, так как результаты моделирования не дадут существенного повышения эффективности работы. Потребность в подобных системах возникает у крупных фирм, занимающихся массовым обслуживанием. Эффективность от внедрения таких систем может быть или очень высокой, или быть равной нулю. Все зависит от постановки задач.

В 70 годы в литературе приводилась масса примеров успешного внедрения подобных математических моделей в коммерческие предприятия. Я не знаю положительных примеров решения таких задач для нужд отечественных коммерческих предприятий. В военной области таких примеров предостаточно.

2. Как показывает мой многолетний опыт, оплата стоимости консультантов значительно выше того экономического эффекта, который фирма может получить после внедрения полученных рекомендаций.

Сергей Пышагин,
ведущий специалист информационно-аналитического отдела страховой компании "Дина"

1. Мы используем отдельные элементы подобной системы в некоторых вопросах. Однако в большинстве случаев для прогнозирования нам хватает применения традиционных методов, относящихся к статистике. Моделирование же деятельности компании - дело довольно дорогостоящее. Затраты на него могут просто не окупиться. Необходимость построения моделей может возникнуть в том случае, если резко расширился рынок сбыта компании. Мы, например, используем моделирование финансовых потоков.

2. Нет, в данный момент мы не нуждаемся в услугах подобных фирм.

Евгений Полоновский,
пресс-атташе компании "Дилайн"

1. Подобная модель отрабатывалась еще в период создания "Дилайн". В нее изначально было заложено количество дилеров (в настоящее время и в перспективе). В соответствии с этим параметром рассчитывалось количество людей, необходимых для обслуживания наших клиентов, разрабатывалась автоматизированная система и т. д. Данная модель разрабатывалась девять месяцев - то же время, за которое была создана "Дилайн". Затем она проходила тестирование: в работу были включены все элементы модели (склады, автоматизированная система, люди), однако не было клиентов. В результате мы получили работоспособную систему обслуживания клиентов, которая используется по сей день. Единственная проблема состоит в том, что необходимо увеличивать ресурсы, изначально в нее заложенные, - количество клиентов увеличилось настолько, что система нуждается в некоторых изменениях: увеличение количества персонала, расширение и модернизация автоматизированной системы, увеличение количества складов и т. д.

Аргументы, которые можно привести в поддержку моделирования деятельности предприятия, очевидны: прежде чем что-либо сделать, нужно это проверить, найти и устранить недостатки. Некоторым недостатком (недостатком это даже назвать трудно - скорее, специфическим качеством) в наших, российских условиях может оказаться непредсказуемость ситуаций. Смоделировать что-либо на долгосрочную перспективу достаточно сложно потому, что иногда существуют факторы, которые предсказать практически невозможно.

Содействовать созданию моделей могут две ситуации. Первая - неудачная деятельность компании, когда необходимо оценить причины возникающих проблем. Второй может стать, напротив, очень удачный бизнес компании. В этом случае может потребоваться создание модели для того, чтобы перестроить деятельность компании в новых условиях.

2. Безусловно, опыт консультационной фирмы (да еще и с хорошей репутацией) был бы нам очень интересен. Я полагаю, мы бы не отказались от рассмотрения подобного предложения.

Сергей Севрюгин,
заместитель председателя правления по информации "ДиалогБанк"

1. Недавно мы проводили работы по созданию такого рода модели. Данная модель предназначалась для проекта по пластиковым карточкам, когда клиент, позвонив по телефону, может узнать, например, остаток на его счете. И для этих целей нами была разработана вероятностная модель, при помощи которой оценивалось количество телефонных каналов, для того чтобы клиенты не испытывали проблем при обслуживании.

Для решения подобного рода задач при построении моделей можно пойти двумя путями: построить либо имитационную, либо математическую модель. Для построения математической модели необходимо заложить в систему уравнений ряд параметров. С помощью этих параметров можно отыскать, к примеру, их оптимальное значение. Однако математическую модель не всегда возможно построить, поскольку система может быть нелинейной, параметров-переменных может оказаться слишком много и т. д. В этом случае можно применить имитационное моделирование. Для построения такой модели необходимо сделать ряд допущений относительно объектов реального мира. Модель будет как бы уменьшенной копией реальной системы. Такая модель гораздо проще обрабатывается, нежели математическая, и результат можно получить довольно быстро.

Отрицательной стороной моделирования является то, что результаты в большой степени зависят от тех исходных допущений, которые делаются при построении модели. Кроме того, для построения имитационной модели необходимо иметь очень много данных о моделируемом объекте, в том числе опыт работы с похожими объектами.

Необходимым обстоятельством для внедрения моделирования деятельности предприятия является наличие специалистов, которые могли бы предложить это решение. И если такие люди есть, то особых причин препятствовать внедрению и использованию таких систем нет. Нужно искать систему, адекватную задаче. Можно построить линейную модель с ограничениями и, указав функцию оптимизации, решить это на бумаге без построения имитационной модели. Если же этого сделать нельзя, то имитационная модель сейчас - наилучший выход.

2. Претензий этот вариант не вызывает, если это действительно серьезные люди и знают, что делают.

Ответы собирал Юрий Сакун

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.