Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Графическая станция как она есть

Архив
автор : Серж Скаут   04.08.1997

Так уж сложилось, что в повседневной жизни мне не приходится каждый день компилировать ядро Linux'a, рассчитывать трехмерных картин магнитного поля Земли, строить разрезов молекул ДНК или управлять ракетными войсками стратегического назначения. Точнее говоря, мне вообще никогда не приходилось заниматься такими вещами.

Вместо этого я тихо-спокойно рисую картинки, верстаю книги, довожу до ума сканированные слайды и пытаюсь добиться хорошей цветопередачи в готовом тираже (в этом мы очень похожи с Сизифом - он пытался устойчиво поставить камень на вершине горы, но, к сожалению, объективные обстоятельства никак не давали ему этого сделать). В общем, я занимаюсь компьютерной графикой. Этим обуславливается и мой выбор "железа". Итак...

Компьютер как он есть

Машин у меня две: одна на работе, вторая дома. Начнем с той, которая проще и роднее, - с домашней.

Моей "рабочей лошадке" уже два года. Собирал я ее сам, и, видимо, благодаря тому количеству труда и заботы, которое я в нее вложил, она стала для меня почти родной. И кстати, отвечает взаимностью: не капризничает, работает устойчиво, вот разве что иногда блажь какая-нибудь ей в голову придет - тогда можно даже и не подходить: десяток Fatal Errors в день гарантирован.

Конфигурация у нее следующая: разогнанный до 166 МГц Pentium 150, 64 Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт видеопамяти на достаточно быстром Diamond'e и 4 Гбайт IDE-дисков, весьма и весьма скоростных. Снаружи на ней висит Iomega Zip, Epson Stylus Color II и - позор на мою седую голову! - 15-дюймовый Daewoo. Модема у меня дома нет, и в Сеть я свою любимицу погулять не выпускаю. Связано это в первую очередь с отвратительным качеством телефонной линии.

Как вы понимаете, два года назад подобная машина была самым что ни на есть Hi-End'ом, теперь же это уже даже и не Middle-Class, и я настойчиво подумываю о чем-то новом.

Основной бедой в этой машине, конечно, является видеосистема. Пятнадцатидюймовый монитор для работы с графикой - просто издевательство, и именно его я буду менять в первую очередь.

Перейдем теперь к тому монстру "эвээмостроения", за которым я провожу все свои рабочие дни с одиннадцати и до упора. Работаю я в весьма уютном дизайн-бюро, которое занимается созданием и воплощением в жизнь Hi-End-дизайна и полиграфии. Естественно, для этого требуется достаточно серьезное оборудование, и, смею вас заверить, все наши машины вполне отвечают этим требованиям. Непосредственно на дизайн, графику и верстку приходятся четыре компьютера, объединенных стомегабитной сеткой на витой паре: два Mac'а, включая мощнейший клон Motorola на 604-м камне, и два PC: сервер и собственно моя графическая станция.

Она построена на базе Pentium Pro 200 с кэшем на 512 Кбайт, на интеловской двухпроцессорной "маме" со встроенным Ultra Wide SCSI-адаптером, с 2 Гбайт жесткого диска и 64 Мбайт ОЗУ. В нее, естественно, воткнут 12-скоростной SCSI-привод CD-ROM, звук интегрирован на материнской плате, а снаружи из периферии висят USRobotics Courier и сканер Agfa Arcus II. Самая приятная вещь в этой машине - видеосистема: 8 Мбайт Matrox Millennium плюс двадцатидюймовый Radius IntelliColor.

Как я уже сказал, в нашей работе очень важно добиться точной цветопередачи, именно этим обусловлен выбор мониторов. На головном Mac'e установлен Radius Precision Color с калибратором, и, вероятно, мой IntelliColor скоро тоже уйдет на покой, уступив место более современным моделям.

Вот, в общих чертах, то, что есть. Теперь я постараюсь рассказать о том, чего хочется, и обосновать, зачем мне это надо.

Компьютер как его хочется

Об upgrad'e своей рабочей машины я скажу очень мало: в ближайшем месяце на ней появится еще 64 Мбайт ОЗУ и графический планшет. Возможно, также, что в течение нескольких месяцев заполнится вакантное место второго процессора, и тогда в ближайшие год-два с этой машиной делать уже ничего не придется.

На примере же upgrad'a своей домашней машины я попробую рассказать, что и зачем нужно купить для создания графической станции, способной прослужить еще два-три года без коренных переделок. Признаюсь откровенно: особой необходимости менять машину у меня сейчас нет, поскольку с требуемым объемом работ она худо-бедно справляется. Но: я очень не люблю песочные часы. Но: работа отнимает у меня все время, и его практически не остается на что-то еще (sex, drugs and R'n'R - шутка). Но: я хочу вплотную заняться 3D-графикой, видео и музыкой, а на этой машине я себе позволить такого не могу. Но: я просто хочу чего-то новенького! Немаловажен еще и тот факт, что я с гораздо большим удовольствием работаю дома.

Итак, подытожим: новая машина мне нужна не потому, что старая не справляется с объемом работ, а потому, что я хочу жить спокойнее, интереснее и иметь больше свободного времени (в общем, все из-за моей лени).

Сразу скажу, что покупать машину я буду ближе к Новому году, и, соответственно, исхожу из анонсированных фирмами-производителями устройств и компонентов. Рассмотрим предполагаемую станцию "по частям".

Процессор

Очевидно, что для следующей своей машины я остановлюсь на Pentium II. Скорее всего я буду брать какую-либо старшую модель, поскольку, по заверениям Intel, они должны сильно подешеветь в ближайшие полгода. Я долго выбирал между Pentium и AMD K6, и основной причиной для выбора продукта от Intel стала интегрированная кэш-память и поддержка AGP (Accelerated Graphics Port). При этом я постараюсь выбрать процессор с максимальным объемом кэша, поскольку все операции с графикой требуют интенсивного обмена данными с ОЗУ, и в данном случае кэш является "узким местом". Даже добавление ОЗУ может не привести к такому выигрышу в производительности, как увеличение объема кэша. Что касается AGP, то, я думаю, никому не надо объяснять зависимость скорости работы с графикой от графической подсистемы.

Материнская плата

К Новому году, я надеюсь, уже можно будет отыскать родную интеловскую "маму" с поддержкой Dual Pentium II. Естественно, я не собираюсь сразу втыкать два камня - я не настолько богат; однако возможность добавить еще один процессор (при неожиданном появлении денег), на мой взгляд, вполне оправдывает разницу в цене плат под один и два процессора. Почему мне нужно два камня? При обработке обычной графики и подготовке оригинал-макетов в печать выигрыш от использования второго процессора не так велик, чтобы окупить его; однако, как я уже сказал, на этой машине я собираюсь вплотную заняться музыкой, видео и 3D-графикой, а все эти приложения оч-чень здорово загружают мозги. Говорю об этом не понаслышке: у нас на работе для создания трехмерной анимации используется машина с такой же начинкой, как и у меня, но в ней установлены не один, а два Pentium Pro. Разница в скорости заметна невооруженным взглядом. Еще одним обязательным требованием к материнской плате будет возможность кэширования всего объема установленной памяти (не секрет, что в настоящее время большинство плат кэшируют только 64 Мбайт ОЗУ), не повредит также и встроенный SCSI-контроллер (я считаю, что в большинстве случаев встроенные адаптеры работают более согласованно со всей остальной начинкой), ну и, естественно, USB.

Память

Минимум 64 Мбайт, однозначно! Ничто не ценится так дешево и не обходится нам так дорого, как нехватка памяти. Требования к ней весьма просты: малое время доступа и поддержка высокой частоты работы шины. Зачем мне так много памяти? 64 Мбайт на самом деле вовсе не много, а даже наоборот - маловато будет. Представьте себе иллюстрацию формата А4, в CMYK, с разрешением 300 ppi. Она займет у вас ни много ни мало 33,2 Мбайт (при условии, что в ней будет только один слой и четыре канала). Для нормальной работы Photoshop'a специалисты из Adobe рекомендуют, чтобы объем оперативной памяти превышал размер изображения в 3-5 раз плюс 10 Мбайт (в нашем случае - 110-175 Мб). Впечатляет, не правда ли? Если вы не верите ни мне, ни парням из Adobe, проведите эксперимент сами: откройте в Photoshop столько файлов, чтобы объем информации в рабочем поле превышал доступный Photoshop'у объем памяти (как это определить - смотрите на врезке "Photoshop Tip") и попробуйте поработать. Потом закройте половину файлов и поработайте еще немного. Почувствовали разницу? Именно поэтому я собираюсь приобретать память DIMM по 64 Мбайт на полосе (говорят, она то ли уже появилась, то ли вот-вот появится) и докупать ее каждый раз, когда будут подворачиваться деньги.

Жесткие диски

SCSI, SCSI и еще раз SCSI! Не спорю, сейчас появилось много хороших и быстрых IDE-дисков, однако если вам доведется поработать на одной и той же машине с одинаково быстрыми по заявленным параметрам IDE и SCSI-дисками (мне довелось), то вы наверняка сделаете тот же вывод. Ну быстрее они работают! При этом я собираюсь ставить не менее двух дисков: один, объемом около 2 Гбайт, - под систему, второй, объемом от 4 до 9 Гбайт (как средства позволят), - в качестве scratch-диска для Photoshop, а также для оцифровки аудио- и видеопотоков. Для подобных вещей требуются специальные диски с AV-маркировкой. Их особенность - в поддержании равномерного потока данных на заявленной скорости, вне зависимости от того, в какой части жесткого диска ведется запись. То, насколько это важно, обычно понимаешь только тогда, когда уникальный аудио- или видеоматериал, "захваченный" на жесткий диск, оказывается абсолютно непригодным к использованию из-за потерянных кадров или выбитых кусков записи. Именно поэтому мне и нужно два диска: если при оцифровке на жесткий диск машине взбредет в голову обратиться к системе, которая расположена на том же диске, то весь процесс "захвата" видео или звука придется повторить заново.

Видеоподсистема

Эх, размахнись, рука, раззудись, плечо! Этот компонент моей графической станции (вместе с монитором), по-видимому, "съест" чуть ли не половину ее стоимости. Окончательно с выбором видеокарты я еще не определился, поскольку все ведущие производители обещают выдать на-гора что-нибудь новенькое, однако скорее всего я буду ставить видеокарту от Matrox или Intergraph. Обязательными требованиями будет не менее 8 Мбайт видеопамяти, поддержка Z-буфера (то есть третьей координаты - настоятельная необходимость при работе с трехмерными пакетами), а аппаратная поддержка OpenGL, RenderGL и Heidi весьма и весьма желательна. Еще я хочу попробовать найти карту, которая в сочетании со всем вышеперечисленным позволит подцепить на себя два монитора. Это очень удобно при работе с графическими пакетами: на одном мониторе (14-15 дюймов) можно собрать все палитры, меню и прочие управляющие элементы, а на втором (19-21 дюйм) работать в полноэкранном режиме, не загромождая картинку никакими Toolbar'ами.

Монитор

Я, наверное, оставлю себе свой 15-дюймовый Daewoo в целях, описанных выше, а также собираюсь приобрести какую-либо 19-21-дюймовую модель. По-видимому, это будет один из профессиональной серии мониторов ViewSonic, например, 815-я модель, поскольку ViewSonic, на мой взгляд, имеет очень хорошее соотношение цена/качество. Правда, господин Козловский обещает удивить своим новым монитором Iiyama… Посмотрим. Единственное, что я наверняка не буду покупать (по крайней мере в обозримом будущем), - это монитор с аппаратной калибрацией. Вы, наверное, удивитесь и спросите меня: "Как же так? Только что сам говорил о необходимости добиться точной цветопередачи, а теперь возражает против монитора с калибратором!" Я, вообще-то, против калибратора не возражаю. Просто любая модель с аппаратной калибрацией (маленькая такая присосочка на экран, содержащая фотоэлемент, оценивающий точность воспроизведения цвета) стоит от 3 до 6 килобаксов, что, на мой взгляд, в российских условиях себя не очень оправдывает. Давайте рассмотрим, почему.

Во-первых, когда вы калибруете монитор с помощью "присоски", вы просто заставляете его точно передавать цветовую гамму RGB-картинки. Не секрет, что со временем экран "подсаживается", может поменяться цветовой баланс и так далее. Программа калибрации генерирует на экране под фотоэлементом тестовые цвета. Фотоэлемент снимает значения параметров цвета и отправляет их обратно, в программу калибрации. Если полученные значения не совпадают с теми, которые были отправлены на монитор, то вводится соответствующая поправка. При этом вы добиваетесь того, чтобы отсканированный вами на калиброванном сканере оригинал отображался без искажений цвета на мониторе. Однако это вовсе не гарантирует вам, что он получится таким же на печати. Вам придется вводить дальнейшие поправки самостоятельно. Дело в том, что цвет типографского оттиска зависит от таких факторов, как растискивание точки, качество и цвет бумаги и печатных красок, тип печатной машины, а также влажность в помещении типографии и настроение печатника, плюс масса других. Реально калибратор необходим либо в том случае, когда вы организовали полный цикл изготовления печатной продукции от замысла до тиража в одном месте, либо если вы постоянно пользуетесь услугами одной и той же типографии и точно знаете, какой печатник какими красками и на какой машине будет изготавливать тираж.

Во-вторых, вам все равно не удастся добиться точного совпадения цветов из-за особенностей восприятия цвета человеческим глазом, поскольку монитор - устройство, излучающее свет, а оттиск свет отражает.

В-третьих, в настоящее время ведутся интенсивные разработки в области создания плоских экранов, работающих в отраженном свете. Такие экраны будут работать не в аддитивной RGB-модели, а в субтрактивной CMY-модели. Естественно, появление подобных экранов снимет сразу очень много проблем с точной передачей цвета, и будут ли к тому времени оправданы ваши капиталовложения в калиброванный монитор? (Я сужу с позиций дизайнера-одиночки, а не с позиций крупной полиграфической фирмы.)

И наконец, в любом случае, даже при наличии калиброванного монитора, всегда лучше полагаться на собственную голову и палитру "Info" Photoshop'a, чем безоговорочно верить экрану.

Периферия

Несомненно, графический планшет. Сканер, позволяющий сканировать как непрозрачные оригиналы, так и слайды, с физическим разрешением не ниже 1200 spi (правда, не сразу - для начала мне вполне хватит того, что есть на работе). Магнитооптика 3,5-дюйма и 640 Мбайт - стандартное устройство для работников полиграфии. Возможно, Iomega Jaz в качестве съемного жесткого диска - уж больно хороша скорость его работы. Подтверждает это тот факт, что очень известная в мире музыки фирма Roland использует Jaz в своей новой цифровой портостудии VS-880. Обязательно UPS.

Принтеры

Именно "принтеры", поскольку мне необходимо как минимум два: хороший PostScript-лазер на 1200 dpi (или выше, если будет) физического разрешения, плюс цветной струйник для черновых цветных отпечатков. Естественно, никакой струйный принтер не даст точно такого же цвета, как офсетная машина, как его ни калибруй. Современный струйный принтер способен воспроизвести больше цветов, чем офсет. Однако при некоторой усидчивости от него можно добиться вполне приемлемых по цветопередаче оттисков, а его несомненным плюсом является низкая стоимость самого принтера плюс относительно низкая стоимость отпечатка. Скорее всего это будет новый широкоформатный Epson 3000, позволяющий печатать с разрешением до 1440 dpi. Струйные принтеры от HP мне не нравятся однозначно, поскольку опыт работы с ними сильно меня разочаровал. Струйный Lexmark я еще не пробовал, возможно, стоит посмотреть. Однако своим Epson Stylus Color II я пользуюсь уже два года и не имею к нему никаких претензий, за исключением не слишком большой скорости печати и не очень удачного механизма подачи бумаги, который иногда затягивает сразу несколько листов, а иногда и с одним справиться не может. Однако качество печати - вне всяких претензий. Мне даже удается получать на нем отпечатки, по цвету очень близкие к офсетным (правда, на калибрацию я потратил не меньше полутора недель).

Финансовый вопрос

Если посчитать, то окажется, что стоимость моей dreamstation вполне сравнима со стоимостью новенькой "девятки". При этом я упомянул только действительно необходимые мне компоненты, оставив за бортом роскошь вроде термодиффузионного принтера, слайд-сканера и слайд-принтера. Ничего я не сказал и о системах работы со звуком и видео, потому что это вообще тема для отдельного разговора.

Я не сомневаюсь в том, что у некоторого числа людей, прочитавших эту статью, возникнет только одна мысль: "У, сволочь зажравшаяся! Видать, денег куры не клюют, вот и бесится с жиру - Pentium II двухпроцессорный ему подавай!"

Я не зажравшаяся сволочь, и денег у меня лишних не было, нет и не будет (в этом я уверен). Я, знаете ли, работаю. Моей самой первой машиной, на которой я начал заниматься графикой, был 386DX/40 с 4 (!!!) Мбайт ОЗУ, 120 Мбайт HDD и 14-дюймовым монитором на карте Trident. Эту машину в свое время купил себе мой папа (за что ему отдельная благодарность), но весьма скоро я ее экспроприировал. Теперь же я вполне могу позволить себе подкопить денег и купить вышеописанный компьютер. И вообще: сейчас уже мало кому приходит в голову ненавидеть человека, купившего себе автомобиль. А ведь компьютер окупить куда легче, чем "девятку"!

Поэтому не надо плакать в жилетку, говорить о невозможности заработать, о непризнанности своего генияи прочих радостях жизни. Гениев непризнанных не бывает. Есть гении, не могущие или не желающие себяпродать (см. "Г. Кузнецов. Полное Собрание Сочинений"). Так что пилите, Шура, пилите, ибо кто ищет, тот всегда найдет. Для желающих более подробно обсудить вопросы, поднятые в этой статье, или узнать что-то еще - мой адрес: sscout@usa.net

 

Photoshop Tip

В левом нижнем углу окна Photoshop'a, на Status Bar'e, правее окна с указанием масштаба отображения, есть очень полезное многофункциональное окошко, отображающее информацию о затратах памяти и размере файла. Оно может работать в четырех режимах, переключение которых возможно с помощью выпадающего меню, вызываемого щелчком на треугольной черной стрелке справа от окошка.

В первом режиме - "Document Sizes" - в окне появляются два числа, разделенные дробью. Первое число указывает размер активного документа без дополнительных слоев, каналов и путей. Второе число указывает размер документа со всеми существующими в нем в настоящий момент дополнительными элементами. Этот режим включен по умолчанию.

Во втором режиме - "Scratch Sizes" - первое число указывает, сколько физической оперативной памяти (именно ОЗУ, а не виртуальной памяти) занимают все документы, находящиеся в рабочем поле, плюс объем памяти, занятой под Clipboard, Undo, Pattern и Snapshot. Второе число - объем оперативной памяти, который доступен Photoshop'y для создания и редактирования ваших изображений. Если первое число не превышает второго, то все содержимое рабочего поля хранится в памяти, в противном случае используется Scratch-disk. Этот режим, на мой взгляд, наиболее удобен, потому что позволяет оценить, не вылезаете ли вы за пределы доступного вам объема ОЗУ, и оптимизировать работу по скорости.

В третьем режиме - "Efficiency" - появляется одно число, указывающее, какая часть содержимого рабочего поля (в процентах) находится в памяти. Если это значение меньше 100%, значит, Photoshop использует Scratch-disk.

И наконец, в четвертом режиме - "Timing" - Photoshop указывает время, потраченное на выполнение последней операции.

Кроме того, простой щелчок мышью на этом окне открывает недоделанное Preview печати, где перечеркнутый квадрат указывает положение иллюстрации на странице, а также показываются все включенные в меню "File/Page Setup" опции: приводные и обрезные кресты, шкалы и т. д.

Alt-шелчок мышью на этом же окне выдает вам краткую информацию об активном документе: размер в пикселах и сантиметрах по вертикали и горизонтали, число каналов, тип документа и разрешение.


 

Почему не Mac?

И действительно, почему бы мне ни остановить свой выбор на "Макинтоше"? Казалось бы, для тех дел, которыми я занимаюсь, Mac подошел бы как нельзя лучше.

Причина первая: я не люблю надкусанных яблок. Все вы, наверное, видели рекламу телевизора, в которой кто-то невидимый смачно отгрызает по куску с каждой стороны яблока, после чего задается риторический вопрос: "Вы купите это яблоко?" Я бы не купил. Кстати, ассоциируется у меня эта реклама исключительно с Mac'ами.

Причина вторая: мне не нравится работать на "Макинтоше". Ну не устраивает меня однокнопочная мышь, не радует глаз интерфейс и все такое прочее.

Как недавно писал господин Козловский, единственное отличие Mac'a от PC в настоящий момент заключается в наличии у Mac'a сквозной системы калибрации цвета. В своей статье, в разделе, посвященном мониторам, я уже изложил собственную точку зрения на данный вопрос. Вдобавок все профессиональные пакеты для работы с графикой и верстки на PC позволяют вам калибровать систему, и, честно говоря, мне не приходилось жаловаться на качество их калибровки. К тому же Большой Билл пообещал ввести сквозную калибрацию в следующую версию "Окон".

Интересен также вопрос с программным обеспечением. Любителей Mac'a не может не насторожить тот факт, что фирма Adobe - один из ведущих производителей программ для полиграфии на PC и Mac - последние версии своих пакетов (Photoshop, PageMaker, Illustrator) выпустила сначала в PC-варианте, а лишь затем в Mac-версии.

В общем, если два года назад (при наличии у меня та-а-ких денег) я бы выбрал Mac, то сейчас он меня уже не привлекает. Пусть надкусанные яблоки ест кто-то другой. Я предпочитаю посмотреть в окно.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.